Найдите метонимию в текстах. Какое качество речи реализуется в ее использовании?
Только слышно на улицах где-то одинокая бродит гармонь. (М.Исаковский)
Апрель ударил голубым крылом о городскую черствую дорогу. (М. Исаковский)
Красных дней в жизни Силантия не было, а с этих пор и вообще наступили одни черные дни. (А. Иванов)
Янтарь в устах его дымился. (А. Пушкин)
Театр уж полон, ложи блещут. (А. Пушкин)
10. Прочитайте следующие высказывания. Согласитесь с ними или возразите. Ответ аргументируйте.
Логика не признает половинчатости точно так же, как солнце не признает огонька свечи.
(В. Гюго)
Язык готовых выражений, штампов... тем плох, что в нем утрачено ощущение движения, жеста, образа. Фразы такого языка скользят по воображению, не затрагивая сложнейшей клавиатуры нашего мозга.
(Л.Н. Толстой)
Кто хочет говорить красиво, тому надлежит сперва говорить чисто и иметь довольство пристойных и избранных речей к избранию своих мыслей.
(М.В. Ломоносов)
Главное достоинство речи: ясность для слушателя, округленные периоды, счастливый выбор метафор и фигур, чистота, полнота и благозвучие.
(Е. Фуке)
Не говори всего, что знаешь, но знай все, что говоришь.
Слова — жемчуг, но когда их много, они теряют цену.
Веревка хорошо, когда длинна, а речь — когда коротка.
В длинной беседе быть — ума купить, а в глупой и свой растерять.
Слово не стрела, а сердце язвит.
(Пословицы)
11. Прочитайте текст. По каким законам, по мнению Чуковского, происходит передача языкового наследия из поколения в поколение?
Ребенок учится языку у народа, его единственный учитель — народ... взрослые, в сущности, являются только посредниками между детьми и народом... Нельзя забывать, что взрослые с самого рождения ребенка щедро снабжают его такими корнями, флексиями, приставками, суффиксами, которые будут служить ему до конца его дней. Все эти морфемы народны, и, таким образом, дети, принимая языковое наследие предков и даже создавая из предоставленного им материала свои собственные слова и речения, тем самым приобщаются к народному творчеству, ибо ни один из неологизмов ребенка никогда не выходит за рамки, установленные народной традицией... Например, детские глаголы намакаронился, отскорлупатъ, замолоточитъ и пр. сконструированы по тому же принципу, по какому русские классики создавали такие слова, как стушеваться, озакатитъ, тагдалиниться, выгруститъ.
Этого не могло бы случиться, если бы дети и писатели не пользовались однородными приемами построения слов — теми, какие внушены им народом.
Лекция 6
ТЕХНИКА РЕЧИ
Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы. Научившись этому так, чтоб все это вошло в привычку, — можно творить.
К.С. Станиславский
План
1. Понятие техники речи в современной лингвистике.
2.Дыхание как основа звучащей речи. Виды дыхания. Этапы тренировки фонационного дыхания.
3. Голос. Его основные качества. Система работы над голосом.
4.Дикция как обязательный компонент техники речи. Система работы над дикцией.
5. Интонация. Основные компоненты интонации. Система работы над интонационно-мелодической структурой высказывания.
Культура звучащей речи определяется тем, как человек владеет техникой речи, и степенью ее выразительности.
Под техникой речи понимают совокупность умений и навыков, с помощью которых говорящий осуществляет речевое воздействие на слушателя. Речь человека, по сути, представляет собой звучащий выдох. Поэтому первым компонентом речевой техники является фонационное (речевое) дыхание. Дыхание представляет собой основу, базу речеобразования. Ведь для образования звуков необходим воздух, который, в момент выдоха выталкиваясь из легких, озвучивается голосом. Голос — второй компонент речевой техники. Голос рождается в гортани, когда выдыхаемый воздух походит через вибрирующие голосовые связки и, усиливаясь с помощью резонаторов (носоглотки, полости рта), выходит наружу. Однако звучащий голос — это еще не речь. У человека должен возникнуть волевой импульс даже для того, чтобы голос зазвучал. А чтобы он превратился в речь, в систему членораздельных звуков, носителей смысла, в речевую технику вторгается и дикция. Движение звука оформляется в ротовой полости, где он воплощается в слова в процессе работы артикуляторов — языка, зубов, губ, нижней челюсти, мягкого нёба. Речевая техника — это физиологическая основа речи. При этом техника речи напрямую связана с мышлением и психикой человека, в первую очередь, и с его эмоционально-волевой сферой. Выразительность звучащей речи зависит от интонации, ее ритмико-мелодической организации.
Рассмотрим подробнее каждый из вышеназванных компонентов. Итак, дыхание. Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. Для специалиста, чьим профессиональным инструментом является речь, владение речевым дыханием — основополагающее. Различают дыхание непроизвольное: вдох — выдох — пауза и произвольное, фонационное (звукообразовательное): вдох — пауза — выдох. От объема выдыхаемого воздуха зависит сила и продолжительность звука, активность же речевого дыхания обеспечивает плавное звучание голоса. В отличие от выдоха при произвольном дыхании, речевой выдох направленный, так называемый организованный. Еще одна особенность фонационного дыхания — распределение воздуха, которая предполагает умение распределять весь объем выдыхаемого воздуха на приблизительно равномерные порции. Владение этим умением освободит от необходимости увеличивать объем, постоянно добирая воздух, и поможет экономичнее и рациональнее использовать уже имеющийся. Следующее необходимое умение для фонационного дыхания — добирать воздух в процессе речи. Это нужно делать незаметно для слушателя в каждой удобной для говорящего паузе. Ко всему сказанному также можно добивать: не следует задерживать дыхание в паузах, а также расходовать в процессе речи весь набранный воздух, чтобы не захлебнуться.
Специалисты различают следующие виды дыхания: ключичное (плечевое), грудное (реберное), диафрагменное (брюшное), реберно-диафрагменное. Этот последний тип дыхания называют правильным, или поставленным, так как оно помогает наилучшим образом и незаметно для окружающих реализовать работу голоса. Правильное дыхание — это дыхание свободное (лишенное напряжения), глубокое, частое (но не учащенное), незаметное, автоматически подчиненное воле говорящего.
Для постановки и совершенствования фонационного дыхания существуют специальные упражнения. Первый (подготовительный) этап разработки фонационного дыхания представлен комплексом физических упражнений для выработки активного реберно-диафрагмен-ного дыхания, так называемая дыхательная гимнастика. На следующем этапе ставится цель развивать активность фонационного дыхания.