Найдите метонимию в текстах. Какое качество речи реализуется в ее использовании?

Только слышно на улицах где-то одинокая бродит гармонь. (М.Исаковский)

Апрель ударил голубым крылом о городскую чер­ствую дорогу. (М. Исаковский)

Красных дней в жизни Силантия не было, а с этих пор и вообще наступили одни черные дни. (А. Иванов)

Янтарь в устах его дымился. (А. Пушкин)

Театр уж полон, ложи блещут. (А. Пушкин)

10. Прочитайте следующие высказывания. Согласи­тесь с ними или возразите. Ответ аргументируйте.

Логика не признает половинчатости точно так же, как солнце не признает огонька свечи.

(В. Гюго)

Язык готовых выражений, штампов... тем плох, что в нем утрачено ощущение движения, жеста, образа. Фразы такого языка скользят по воображению, не зат­рагивая сложнейшей клавиатуры нашего мозга.

(Л.Н. Толстой)

Кто хочет говорить красиво, тому надлежит сперва говорить чисто и иметь довольство пристойных и из­бранных речей к избранию своих мыслей.

(М.В. Ломоносов)

Главное достоинство речи: ясность для слушателя, округленные периоды, счастливый выбор метафор и фигур, чистота, полнота и благозвучие.

(Е. Фуке)

Не говори всего, что знаешь, но знай все, что гово­ришь.

Слова — жемчуг, но когда их много, они теряют цену.

Веревка хорошо, когда длинна, а речь — когда ко­ротка.

В длинной беседе быть — ума купить, а в глупой и свой растерять.

Слово не стрела, а сердце язвит.

(Пословицы)

11. Прочитайте текст. По каким законам, по мнению Чуковского, происходит передача языкового насле­дия из поколения в поколение?

Ребенок учится языку у народа, его единственный учитель — народ... взрослые, в сущности, являются только посредниками между детьми и народом... Нельзя забывать, что взрослые с самого рождения ребенка щед­ро снабжают его такими корнями, флексиями, пристав­ками, суффиксами, которые будут служить ему до кон­ца его дней. Все эти морфемы народны, и, таким обра­зом, дети, принимая языковое наследие предков и даже создавая из предоставленного им материала свои соб­ственные слова и речения, тем самым приобщаются к народному творчеству, ибо ни один из неологизмов ребенка никогда не выходит за рамки, установленные народной традицией... Например, детские глаголы намакаронился, отскорлупатъ, замолоточитъ и пр. скон­струированы по тому же принципу, по какому русские классики создавали такие слова, как стушеваться, озакатитъ, тагдалиниться, выгруститъ.

Этого не могло бы случиться, если бы дети и писа­тели не пользовались однородными приемами построе­ния слов — теми, какие внушены им народом.

Лекция 6

ТЕХНИКА РЕЧИ

Надо уметь правильно произносить зву­ки, слова, фразы. Научившись этому так, чтоб все это вошло в привычку, — можно творить.

К.С. Станиславский

План

1. Понятие техники речи в современной лингвис­тике.

2.Дыхание как основа звучащей речи. Виды дыха­ния. Этапы тренировки фонационного дыхания.

3. Голос. Его основные качества. Система работы над голосом.

4.Дикция как обязательный компонент техники речи. Система работы над дикцией.

5. Интонация. Основные компоненты интонации. Система работы над интонационно-мелодической структурой высказывания.

Культура звучащей речи определяется тем, как че­ловек владеет техникой речи, и степенью ее вырази­тельности.

Под техникой речи понимают совокупность уме­ний и навыков, с помощью которых говорящий осу­ществляет речевое воздействие на слушателя. Речь человека, по сути, представляет собой звучащий вы­дох. Поэтому первым компонентом речевой техники является фонационное (речевое) дыхание. Дыхание представляет собой основу, базу речеобразования. Ведь для образования звуков необходим воздух, ко­торый, в момент выдоха выталкиваясь из легких, озву­чивается голосом. Голос — второй компонент речевой техники. Голос рождается в гортани, когда вы­дыхаемый воздух походит через вибрирующие голо­совые связки и, усиливаясь с помощью резонаторов (носоглотки, полости рта), выходит наружу. Однако звучащий голос — это еще не речь. У человека дол­жен возникнуть волевой импульс даже для того, что­бы голос зазвучал. А чтобы он превратился в речь, в систему членораздельных звуков, носителей смысла, в речевую технику вторгается и дикция. Движение звука оформляется в ротовой полости, где он вопло­щается в слова в процессе работы артикуляторов — языка, зубов, губ, нижней челюсти, мягкого нёба. Речевая техника — это физиологическая основа речи. При этом техника речи напрямую связана с мышлением и психикой человека, в первую очередь, и с его эмоционально-волевой сферой. Выразитель­ность звучащей речи зависит от интонации, ее ритмико-мелодической организации.

Рассмотрим подробнее каждый из вышеназванных компонентов. Итак, дыхание. Правильное речевое ды­хание является основой звучащей речи. Оно обеспечи­вает нормальное голосо- и звукообразование, сохраня­ет плавность и музыкальность речи. Для специалис­та, чьим профессиональным инструментом является речь, владение речевым дыханием — основополагаю­щее. Различают дыхание непроизвольное: вдох — вы­дох — пауза и произвольное, фонационное (звукообразовательное): вдох — пауза — выдох. От объема выдыхаемого воздуха зависит сила и продолжитель­ность звука, активность же речевого дыхания обеспе­чивает плавное звучание голоса. В отличие от выдоха при произвольном дыхании, речевой выдох направ­ленный, так называемый организованный. Еще одна особенность фонационного дыхания — распределение воздуха, которая предполагает умение распределять весь объем выдыхаемого воздуха на приблизительно равномерные порции. Владение этим умением освобо­дит от необходимости увеличивать объем, постоянно добирая воздух, и поможет экономичнее и рациональ­нее использовать уже имеющийся. Следующее необхо­димое умение для фонационного дыхания — добирать воздух в процессе речи. Это нужно делать незаметно для слушателя в каждой удобной для говорящего пау­зе. Ко всему сказанному также можно добивать: не следует задерживать дыхание в паузах, а также рас­ходовать в процессе речи весь набранный воздух, что­бы не захлебнуться.

Специалисты различают следующие виды дыха­ния: ключичное (плечевое), грудное (реберное), диафрагменное (брюшное), реберно-диафрагменное. Этот последний тип дыхания называют правильным, или поставленным, так как оно помогает наилучшим об­разом и незаметно для окружающих реализовать ра­боту голоса. Правильное дыхание — это дыхание сво­бодное (лишенное напряжения), глубокое, частое (но не учащенное), незаметное, автоматически подчинен­ное воле говорящего.

Для постановки и совершенствования фонационно­го дыхания существуют специальные упражнения. Пер­вый (подготовительный) этап разработки фонационно­го дыхания представлен комплексом физических упраж­нений для выработки активного реберно-диафрагмен-ного дыхания, так называемая дыхательная гимнасти­ка. На следующем этапе ставится цель развивать ак­тивность фонационного дыхания.

Наши рекомендации