Культура профессиональной речи педагога
Речь учителя служит образцом, который воспроизводит ребенок и по которому он учится строить свою речь.
В.Ф. Русецкий
Культура речи учителя в решающей степени определяет эффективность умственного труда его учеников. Мы убедились, что высокая культура речи — важное условие профессионализма учителя.
В.А. Сухомлинский
План
1. Понятие профессиональной речи в современной педагогике.
2.Основные компоненты и средства профессиональной речи. Специфика профессиональной речи учителя и воспитателя.
3.Основные компоненты профессиональной педагогической речи. Индивидуальная и профессиональная культура личности. Требования к речи педагога и воспитателя.
4. Задачи воспитателя в формировании культурно-речевых навыков дошкольников.
5.Основные направления работы учителя начальной школы в развитии культурно-речевых навыков учащихся.
6. Условия, необходимые для овладения мастерством речи.
Каждый человек, который трудится в какой-либо профессиональной сфере, использует язык не только как средство общения, но и как инструмент своей деятельности. Его речь специализирована, насыщена определенными терминами и профессионализмами — словами, понятными и доступными, в первую очередь, коллегам, специалистам из этой или смежной области знаний. Лингвисты и психолингвисты, давая определение профессиональной речи, предлагают разные трактовки этого понятия: «Профессиональная речь — языковая коммуникация, осуществляемая в процессе деятельности в соответствии с определенной жанровой принадлежностью» (Н.К. Грабовский); «Профессиональная речь — языковое общение, характеризующееся использованием профессиональной лексики» (Б.Н. Головко); «Профессиональная речь — социально-коммуникативная система, использующая профессионально маркированные единицы языка» (Л.3. Тумина). При всем разнообразии подходов суть определения у всех одна, и сводится она к следующему: профессиональная речь — это, прежде всего, коммуникация, осуществляемая с помощью специальных профессионально маркированных (отмеченных) средств языка. В основе же всех определений лежат следующие компоненты, характеризующие профессиональную речь:
• установка на специфическое, специализированное общение;
• ориентация на процесс непосредственной коммуникации;
• связь профессиональной речи с языковой системой;
• обязательное соответствие профессиональных высказываний различным стилям и жанрам речи.
Однако представители многих профессий, осуществляя свою трудовую деятельность, используют, помимо речи, разнообразные средства и орудия производства: инструменты, приборы, машины, компьютеры. Среди немногих профессий, где слово представляет собой единственное и действенное средство профессиональной самореализации, является профессия педагога. Именно профессия учителя ориентирована на владение речью во всей ее полноте и значимости. Являясь средством передачи информации, профессиональная речь педагога в то же время является тем инструментом, с помощью которого решаются задачи обучения и воспитания. Всякое педагогическое общение представляет собой общение обучающего и обучаемого, воспитателя и воспитанника. Именно обучающая и воспитывающая направленность речи учителя предполагает особый подход к отбору информации, а также ее интерпретации. Таким образом, главное в речи педагога — качество ее языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда.
При этом следует помнить, что учителем может быть только человек, способный создать культурно-развивающий потенциал среды, благоприятно влияющий на личность ученика. Слова К.Д. Ушинского о том, что «только личность способна воспитать личность», как раз и указывают на наличие у настоящего педагога таких качеств, благодаря которым, с одной стороны, осуществляется собственная профессиональная реализация, с другой — воздействие на ученика, направленное на его личностное развитие. Таким образом, основными направлениями, характеризующими профессиональное качество речи педагога и воспитателя, являются обучающая и воспитывающая направленность речи, особый подход к отбору информации, качественная языковая и стилистическая обработка материала. Если соотнести характеристики индивидуальной культуры личности и профессиональной культуры специалиста, определенные в современной науке, то можно прийти к такому выводу:
Индивидуальная культура личности включает в себя следующие компоненты:
— культура мыслительная,
— культура этическая,
— культура деятельности,
— культура нравственная,
— культура эмоциональная,
— культура речевая,
— культура коммуникативная.
Профессиональная культура личности, помимо вышеназванных компонентов, содержит:
— дар живописного изложения,
— умение мыслить самостоятельно,
— наличие глубокой эрудиции,
— осознание профессиональной этики,
— знание методов, форм и средств воздействия,
— высокую коммуникативную культуру,
— свободное владение речью.
Как видим, понятие профессиональной культуры, в частности, культуры педагогической, объединяет в себе как личностные человеческие качества, так и такие, которые, в первую очередь, базируются на владении речью и речевой деятельностью во всех ее механизмах — чтении, говорении, аудировании и письме.
Речь педагога существует не сама по себе, она — отражение внутреннего мира, особенностей интеллектуального и духовного развития его личности. Ведь при желании и соответствующем старании говорить красиво и правильно можно. Но если моральные принципы и ценностные установки личности далеки от совершенства, то не стоит испытывать судьбу, стремясь стать педагогом-профессионалом. В этом случае не помогут ни знания, ни коммуникативная компетентность, ни опыт работы, ни дар живописного изложения. Настоящий учитель должен быть личностью.
Речь педагога — важная часть профессиональной культуры, которая, в свою очередь, является культурой общечеловеческой. Но речь педагога можно назвать образцом культуры только при соответствии ее всем требованиям, предъявляемым к профессионалу.
Каковы же основные требования, предъявляемые к речи педагога, учителя и воспитателя современным обществом? Во-первых, педагог должен уметь определять содержание и форму выражения своих мыслей в соответствии с уровнем развития мышления, уровнем общей и языковой культуры. Во-вторых, педагог обязан следовать законам языка при оформлении любого высказывания. В-третьих, педагогу следует учитывать речевые и психологические законы для успешного достижения целей коммуникации.
И все же само понятие педагогическая деятельность неоднозначно, так как объекты педагогического воздействия могут быть разными и задачи, стоящие, например, перед воспитателем, учителем школы, преподавателем вуза или колледжа, кроме общности, имеют свою специфику. Столь же специфичны и задачи по речевому воспитанию, которые им следует решать в своей профессиональной деятельности. При этом следует особо отметить огромную роль тех, кто стоит у истоков формирования устной и письменной речи ребенка — воспитателя и учителя начальных классов.
Воспитатель, работающий с самыми маленькими, должен помнить, что, формируя и развивая речевые навыки у детей, он закладывает и основы культуры речи. Воспитательное воздействие слова в раннем возрасте столь велико, что трудно переоценить его значение. «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова... но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка — и усваивает легко и скоро, в два-три года, столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог — родное слово!» — писал К.Д. Ушинский. Осваивать ребенку речь помогают взрослые — родители и воспитатели.
Было бы неправильно думать, что освоение речи имеет значение только для умственного и психического развития ребенка. Огромную роль оно играет и в развитии первых нравственных оценок. Эти оценки усваиваются посредством речи и эмоционального отношения взрослых. Речевое воспитание способствует тому, чтобы уже у малыша выработалось правильное отношение к хорошему и плохому, к красивому и безобразному. И впоследствии из этого вырастут подлинные нравственные чувства и понятия зрелого человека.
Методически верное и плодотворное для ребенка руководство его речевым развитием начинается с наблюдения. Подчеркивая огромное значение изучения детской речи и для педагогики, и для лингвистики, А,А. Леонтьев писал: «...Чтобы внести вклад в науку о детской речи, совсем не нужно быть лингвистом и психологом. Достаточно быть просто-напросто внимательным наблюдательным человеком». Наблюдение за детской речью, ее анализ позволяет лучше понять психологические особенности ребенка и наметить пути его развития и воспитания. В то же время это расширяет собственный педагогический опыт воспитателя, уточняет его знания о механизмах детского мышления, психического развития и речевой деятельности. Один из известных отечественных лингвистов, А.Н. Гвоздев, в течение восьми лет изо дня в день фиксировал речь своего сына и на основе этих записей написал книгу «Формирование у ребенка речевого строя русского языка», в которой сопоставил словотворчество ребенка и потенциальные возможности языка. Самостоятельно ребенок не может постичь мир вещей. Передать ему человеческий опыт действий с предметами можно только при помощи языка. Общение ребенка со взрослыми побуждает ребенка говорить. А само развитие речи определяет во многом его дальнейшее психическое развитие. И направить эту деятельность должен чуткий, понимающий ребенка педагог.
Формирование культуры речи у детей касается не только содержательной стороны речи, но и ее произносительной стороны. Как известно, запас звуков у ребенка богат. Среди произносимых им звуков есть и те, которые похожи на звуки языка, на котором говорят окружающие ребенка люди и который является его родным языком. Взрослые — родители, воспитатели, имея развитый речевой слух, сформировавшийся в соответствии со звуковыми нормами родного языка, как бы прилаживают эти звуки к тем, которые имеются в их взрослой речи. Когда малыш слушает взрослого и подражает ему, он не просто воспроизводит свой лепет, но понемногу усваивает правильное произнесение звуков, звукосочетаний и слов. А если артикуляционная и фонетическая работа выполняется регулярно, целенаправленно и методически грамотно, уже в детском возрасте у ребенка можно сформировать произносительные нормы речи. Таким образом, на педагога, работника дошкольного учреждения, возложена ответственная и важная задача формирования основ речевой деятельности детей и приобщения их к культуре устного высказывания.
Учитель начальной школы продолжает работу по формированию и развитию устной речи и начинает обучение детей речи письменной. Если учесть, что нынешние первоклассники в основном шестилетние дети, то для учителя особенно важно сохранять преемственность в обучении речевой деятельности и определять новые направления и задачи. В числе таких направлений — обучение ребенка чтению, которое является не только подготовкой ученика к последующей деятельности по усвоению школьного материала, но и важным условием умственного, нравственного и эстетического воспитания учащихся. Чтение, пересказ прочитанного, рассказ увиденного развивают устную речь, внимание, память, мышление и воображение ребенка. А когда учитель обучает выразительности речи, составлению плана высказывания, обращает внимание на важность того, что речь ученика должна быть интересна другим, он формирует у ребенка коммуникативную, планирующую и экспрессивную функции речи. Психологи утверждают, что первоклассник обостреннее реагирует на эмоциональный тон речи и сопутствующую ему экспрессию, чем на смысловое содержание речи. Это значит, что младший школьник легко подражает и будет копировать речевое поведение своего учителя.
Начальное обучение родной речи, с одной стороны, продолжает линию семьи и детского образовательного учреждения с ее опорой на реальные восприятия и представления детей, с другой — она предусматривает формирование речевых навыков в новой для ребенка письменной форме, опирающейся на «практику, руководимую грамматикой» (К. Д. Ушинский). При обучении письму учитель открывает ребенку знаковую функцию письменной речи, а затем переводит его внимание от самих знаков на смысл слова. При этом одновременно с формированием графического навыка закладывается основа грамотного письма — основополагающей нормы письменной речи. На уроках русского языка внимание к орфографии, грамматике усиливается — ведь по окончании начальной школы ученик должен владеть всеми базовыми навыками, которые станут для него основой постижения письменной речи в основной школе. Учитель должен способствовать развитию у детей умения свободно владеть нормами устной и письменной речи. Развитие и совершенствование речи детей и есть реализация практического направления деятельности учителя.
Вот почему для тех, кто решил посвятить себя педагогической профессии, так важна речевая культура. В руках педагогов — будущая культура нации. Если учитель знает, что сказать, если понимает, ради чего говорится то, что он сообщает, если он использует все возможности речи и определяет тактику речевого поведения, то профессиональное речевое мастерство придет обязательно. Живое общение учителя и учеников поможет выработать правильное поведение, отношение, личностную позицию, научит и направит. Это ли не цель любого обучения — совместными усилиями познавать мир?!
Соотнесите полученные по теме знания со схемой, отражающей основные теоретические положения.
Схема 1