Культура профессиональной речи педагога

Речь учителя служит образцом, кото­рый воспроизводит ребенок и по которому он учится строить свою речь.

В.Ф. Русецкий

Культура речи учителя в решающей степени определяет эффективность ум­ственного труда его учеников. Мы убеди­лись, что высокая культура речи — важ­ное условие профессионализма учителя.

В.А. Сухомлинский

План

1. Понятие профессиональной речи в современной педагогике.

2.Основные компоненты и средства профессиональ­ной речи. Специфика профессиональной речи учителя и воспитателя.

3.Основные компоненты профессиональной педа­гогической речи. Индивидуальная и профессиональная культура личности. Требования к речи педагога и вос­питателя.

4. Задачи воспитателя в формировании культур­но-речевых навыков дошкольников.

5.Основные направления работы учителя началь­ной школы в развитии культурно-речевых навыков уча­щихся.

6. Условия, необходимые для овладения мастер­ством речи.

Каждый человек, который трудится в какой-либо профессиональной сфере, использует язык не только как средство общения, но и как инструмент своей деятель­ности. Его речь специализирована, насыщена опреде­ленными терминами и профессионализмами — слова­ми, понятными и доступными, в первую очередь, кол­легам, специалистам из этой или смежной области зна­ний. Лингвисты и психолингвисты, давая определение профессиональной речи, предлагают разные трактовки этого понятия: «Профессиональная речь — языковая коммуникация, осуществляемая в процессе деятельнос­ти в соответствии с определенной жанровой принад­лежностью» (Н.К. Грабовский); «Профессиональная речь — языковое общение, характеризующееся исполь­зованием профессиональной лексики» (Б.Н. Головко); «Профессиональная речь — социально-коммуникатив­ная система, использующая профессионально маркиро­ванные единицы языка» (Л.3. Тумина). При всем раз­нообразии подходов суть определения у всех одна, и сводится она к следующему: профессиональная речь — это, прежде всего, коммуникация, осуществляе­мая с помощью специальных профессионально мар­кированных (отмеченных) средств языка. В основе же всех определений лежат следующие компоненты, характеризующие профессиональную речь:

• установка на специфическое, специализированное общение;

• ориентация на процесс непосредственной комму­никации;

• связь профессиональной речи с языковой систе­мой;

• обязательное соответствие профессиональных вы­сказываний различным стилям и жанрам речи.

Однако представители многих профессий, осуществ­ляя свою трудовую деятельность, используют, помимо речи, разнообразные средства и орудия производства: инструменты, приборы, машины, компьютеры. Среди немногих профессий, где слово представляет собой единственное и действенное средство профессиональной са­мореализации, является профессия педагога. Именно профессия учителя ориентирована на владение ре­чью во всей ее полноте и значимости. Являясь сред­ством передачи информации, профессиональная речь педагога в то же время является тем инструментом, с помощью которого решаются задачи обучения и воспи­тания. Всякое педагогическое общение представляет собой общение обучающего и обучаемого, воспитателя и воспитанника. Именно обучающая и воспитываю­щая направленность речи учителя предполагает осо­бый подход к отбору информации, а также ее интер­претации. Таким образом, главное в речи педагога — качество ее языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда.

При этом следует помнить, что учителем может быть только человек, способный создать культурно-развива­ющий потенциал среды, благоприятно влияющий на личность ученика. Слова К.Д. Ушинского о том, что «только личность способна воспитать личность», как раз и указывают на наличие у настоящего педагога та­ких качеств, благодаря которым, с одной стороны, осуществляется собственная профессиональная реализация, с другой — воздействие на ученика, направленное на его личностное развитие. Таким образом, основными направлениями, характеризующими профессиональное качество речи педагога и воспитателя, являются обу­чающая и воспитывающая направленность речи, осо­бый подход к отбору информации, качественная язы­ковая и стилистическая обработка материала. Если со­отнести характеристики индивидуальной культуры лич­ности и профессиональной культуры специалиста, оп­ределенные в современной науке, то можно прийти к такому выводу:

Индивидуальная культура личности включает в себя следующие компоненты:

— культура мыслительная,

— культура этическая,

— культура деятельности,

— культура нравственная,

— культура эмоциональная,

— культура речевая,

— культура коммуникативная.

Профессиональная культура личности, помимо вы­шеназванных компонентов, содержит:

— дар живописного изложения,

— умение мыслить самостоятельно,

— наличие глубокой эрудиции,

— осознание профессиональной этики,

— знание методов, форм и средств воздействия,

— высокую коммуникативную культуру,

— свободное владение речью.

Как видим, понятие профессиональной культуры, в частности, культуры педагогической, объединяет в себе как личностные человеческие качества, так и такие, которые, в первую очередь, базируются на владении речью и речевой деятельностью во всех ее механизмах — чтении, говорении, аудировании и письме.

Речь педагога существует не сама по себе, она — отражение внутреннего мира, особенностей интеллек­туального и духовного развития его личности. Ведь при желании и соответствующем старании говорить красиво и правильно можно. Но если моральные прин­ципы и ценностные установки личности далеки от со­вершенства, то не стоит испытывать судьбу, стремясь стать педагогом-профессионалом. В этом случае не по­могут ни знания, ни коммуникативная компетентность, ни опыт работы, ни дар живописного изложения. На­стоящий учитель должен быть личностью.

Речь педагога — важная часть профессиональ­ной культуры, которая, в свою очередь, является куль­турой общечеловеческой. Но речь педагога можно на­звать образцом культуры только при соответствии ее всем требованиям, предъявляемым к профессионалу.

Каковы же основные требования, предъявляемые к речи педагога, учителя и воспитателя современным обществом? Во-первых, педагог должен уметь опреде­лять содержание и форму выражения своих мыслей в соответствии с уровнем развития мышления, уровнем общей и языковой культуры. Во-вторых, педагог обя­зан следовать законам языка при оформлении любо­го высказывания. В-третьих, педагогу следует учиты­вать речевые и психологические законы для успеш­ного достижения целей коммуникации.

И все же само понятие педагогическая деятельность неоднозначно, так как объекты педагогического воз­действия могут быть разными и задачи, стоящие, на­пример, перед воспитателем, учителем школы, препо­давателем вуза или колледжа, кроме общности, имеют свою специфику. Столь же специфичны и задачи по речевому воспитанию, которые им следует решать в своей профессиональной деятельности. При этом следует осо­бо отметить огромную роль тех, кто стоит у истоков формирования устной и письменной речи ребенка — воспитателя и учителя начальных классов.

Воспитатель, работающий с самыми маленькими, должен помнить, что, формируя и развивая речевые навыки у детей, он закладывает и основы культуры речи. Воспитательное воздействие слова в раннем воз­расте столь велико, что трудно переоценить его значе­ние. «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова... но бесконечное множество понятий, воз­зрений на предметы, множество мыслей, чувств, худо­жественных образов, логику и философию языка — и усваивает легко и скоро, в два-три года, столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет при­лежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог — родное слово!» — писал К.Д. Ушинский. Осваивать ребенку речь помогают взрослые — родители и воспитатели.

Было бы неправильно думать, что освоение речи имеет значение только для умственного и психического развития ребенка. Огромную роль оно играет и в раз­витии первых нравственных оценок. Эти оценки усваиваются посредством речи и эмоционального отношения взрослых. Речевое воспитание способствует тому, что­бы уже у малыша выработалось правильное отношение к хорошему и плохому, к красивому и безобразному. И впоследствии из этого вырастут подлинные нравствен­ные чувства и понятия зрелого человека.

Методически верное и плодотворное для ребенка ру­ководство его речевым развитием начинается с наблю­дения. Подчеркивая огромное значение изучения дет­ской речи и для педагогики, и для лингвистики, А,А. Леонтьев писал: «...Чтобы внести вклад в науку о детской речи, совсем не нужно быть лингвистом и пси­хологом. Достаточно быть просто-напросто вниматель­ным наблюдательным человеком». Наблюдение за детс­кой речью, ее анализ позволяет лучше понять психо­логические особенности ребенка и наметить пути его развития и воспитания. В то же время это расширяет собственный педагогический опыт воспитателя, уточ­няет его знания о механизмах детского мышления, пси­хического развития и речевой деятельности. Один из известных отечественных лингвистов, А.Н. Гвоздев, в течение восьми лет изо дня в день фиксировал речь своего сына и на основе этих записей написал книгу «Формирование у ребенка речевого строя русского язы­ка», в которой сопоставил словотворчество ребенка и потенциальные возможности языка. Самостоятельно ре­бенок не может постичь мир вещей. Передать ему чело­веческий опыт действий с предметами можно только при помощи языка. Общение ребенка со взрослыми по­буждает ребенка говорить. А само развитие речи опре­деляет во многом его дальнейшее психическое разви­тие. И направить эту деятельность должен чуткий, по­нимающий ребенка педагог.

Формирование культуры речи у детей касается не только содержательной стороны речи, но и ее произно­сительной стороны. Как известно, запас звуков у ре­бенка богат. Среди произносимых им звуков есть и те, которые похожи на звуки языка, на котором говорят окружающие ребенка люди и который является его род­ным языком. Взрослые — родители, воспитатели, имея развитый речевой слух, сформировавшийся в соответ­ствии со звуковыми нормами родного языка, как бы прилаживают эти звуки к тем, которые имеются в их взрослой речи. Когда малыш слушает взрослого и под­ражает ему, он не просто воспроизводит свой лепет, но понемногу усваивает правильное произнесение звуков, звукосочетаний и слов. А если артикуляционная и фо­нетическая работа выполняется регулярно, целенаправ­ленно и методически грамотно, уже в детском возрасте у ребенка можно сформировать произносительные нор­мы речи. Таким образом, на педагога, работника до­школьного учреждения, возложена ответственная и важная задача формирования основ речевой деятель­ности детей и приобщения их к культуре устного выс­казывания.

Учитель начальной школы продолжает работу по формированию и развитию устной речи и начинает обучение детей речи письменной. Если учесть, что нынешние первоклассники в основном шестилетние дети, то для учителя особенно важно сохранять пре­емственность в обучении речевой деятельности и опре­делять новые направления и задачи. В числе таких направлений — обучение ребенка чтению, которое яв­ляется не только подготовкой ученика к последующей деятельности по усвоению школьного материала, но и важным условием умственного, нравственного и эсте­тического воспитания учащихся. Чтение, пересказ про­читанного, рассказ увиденного развивают устную речь, внимание, память, мышление и воображение ребенка. А когда учитель обучает выразительности речи, со­ставлению плана высказывания, обращает внимание на важность того, что речь ученика должна быть ин­тересна другим, он формирует у ребенка коммуника­тивную, планирующую и экспрессивную функции речи. Психологи утверждают, что первоклассник обострен­нее реагирует на эмоциональный тон речи и сопутствующую ему экспрессию, чем на смысловое содержа­ние речи. Это значит, что младший школьник легко подражает и будет копировать речевое поведение свое­го учителя.

Начальное обучение родной речи, с одной сторо­ны, продолжает линию семьи и детского образова­тельного учреждения с ее опорой на реальные воспри­ятия и представления детей, с другой — она предус­матривает формирование речевых навыков в новой для ребенка письменной форме, опирающейся на «практику, руководимую грамматикой» (К. Д. Ушинский). При обучении письму учитель открывает ребен­ку знаковую функцию письменной речи, а затем пере­водит его внимание от самих знаков на смысл слова. При этом одновременно с формированием графического навыка закладывается основа грамотного письма — ос­новополагающей нормы письменной речи. На уроках русского языка внимание к орфографии, грамматике усиливается — ведь по окончании начальной школы ученик должен владеть всеми базовыми навыками, ко­торые станут для него основой постижения письменной речи в основной школе. Учитель должен способство­вать развитию у детей умения свободно владеть норма­ми устной и письменной речи. Развитие и совершен­ствование речи детей и есть реализация практического направления деятельности учителя.

Вот почему для тех, кто решил посвятить себя пе­дагогической профессии, так важна речевая культура. В руках педагогов — будущая культура нации. Если учитель знает, что сказать, если понимает, ради чего говорится то, что он сообщает, если он использует все возможности речи и определяет тактику речевого пове­дения, то профессиональное речевое мастерство придет обязательно. Живое общение учителя и учеников по­может выработать правильное поведение, отношение, личностную позицию, научит и направит. Это ли не цель любого обучения — совместными усилиями позна­вать мир?!

Соотнесите полученные по теме знания со схемой, отражающей основные теоретические положения.

Схема 1

Наши рекомендации