Историко-просветительская деятельность
Среди задач, реализуемых в рамках историко-просветительского направления, можно назвать такие, как: поддержка инициатив и осуществление проектов, направленных на просвещение и воспитание молодёжи в духе идей ненасилия, миротворчества, уважения к правам человека, идеалам демократии и гуманизма, стимулирование участия молодёжи в общественно-полезной деятельности. Важным является прямой контакт молодёжи с историей, с её вещественными и документальными свидетельствами, а ещё лучше - с её живыми и активными участниками. Добровольцы участвуют в сборе воспоминаний у местного населения, занимаются поиском материальных свидетельств, связанных с теми или иными историческими событиями, например связанных с историей политических репрессий в СССР.
В проектах такого рода предусматривается разнообразная просветительская и культурная программа для самих волонтёров: экскурсии, беседы, дискуссии, встречи с правозащитниками и бывшими политзаключёнными, просмотры фильмов, творческие занятия и др.
Интернет-добровольчество
Википедия — свободная энциклопедия, создаваемая совместными усилиями добровольцев, веб-сайт, структуру и содержимое которого пользователи могут сообща изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом.
Тема 5. Психологические и педагогические аспекты волонтерской деятельности
Центр добровольцев “Московский дом Милосердия” провел социологическое исследование, посвященное изучению мотивов, по которым молодые люди занимаются волонтерской деятельностью. По результатам этого исследования были выделены следующие группы мотивов:
- 89% - респондентов выразили желание быть социально полезными,
- 50% - способствовать изменениям в обществе,
- 36% - реализовать собственную инициативу,
- 36% - найти единомышленников,
- 35% - почувствовать и оценить себя как личность,
- 19% - добрыми делами ответить на помощь, оказанную им в прошлом,
- 15% - интересно провести досуг,
- 10% решить собственные проблемы.
Анализируя опыт организации добровольческой деятельности, Л.Е. Сикорская выделяет ведущие социально значимые ее мотивы.
Первая группа мотивов – это самореализация личностного потенциала. Наиболее важная роль для молодых людей, занимающихся волонтерской деятельностью, по их собственному мнению, отводится возможности реализации личностного потенциала, проявлению своих способностей и возможностей в социально значимой общественной деятельности. Большое значение в поддержании данной мотивации придается осознанию человеком собственного внутреннего потенциала, определению личной миссии, выбору жизненного пути.
Следующая важная группа – это общественное признание, чувство социальной значимости. Для каждого человека важно получить позитивное подкрепление в реализации своей деятельности со стороны значимых окружающих, утвердиться в собственных глазах, ощутить сопричастность к общественно полезному делу. В основе данной мотивации заложена потребность человека в высокой самооценке и в оценке со стороны окружающих. Такая оценка играет важную роль для человека при выборе целей и задач собственной деятельности, направления личностного роста.
Еще одну группу мотивов автор определяет как самовыражение и самоопределение. Добровольческая работа дает возможность проявить себя, заявить о своей жизненной позиции, найти свое место в системе общественных отношений, позволяет человеку выразить свое внутреннее «Я» и утвердиться в жизненных ценностях. «Потребность человека в сознании собственной индивидуальности, уникальности своего внутреннего мира и желание выполнять в обществе роль согласно своей индивидуальности — основа мотивации самовыражения и самоопределения» - считает Л.Е. Сикорская. Одним из аспектов самовыражения является альтруизм. Альтруизм широко распространен в добровольческой деятельности. Особенно он характерен для людей старшего возраста, которые обладают богатым жизненным опытом. Но по оценкам ученых, процесс развивающейся урбанизации, замещает этот мотив другими мотивами, направленными на достижение в первую очередь личного благополучия. Альтруизм же предусматривает, прежде всего, бескорыстную заботу о благополучии окружающих. (Н. Слабжанин)
Профессиональное ориентирование. Добровольческая работа позволяет молодому человеку получить реальное представление о предполагаемой будущей профессии или выбрать направление профессиональной подготовки, а также лучше сориентироваться в различных видах профессиональной деятельности. Добровольческая работа помогает приобрести полезные навыки, необходимые и в повседневной жизни, и для дальнейшей профессиональной деятельности. Так же очень сильны мотивы, связанные с получением новых навыков, рекомендаций для приема на оплачиваемую работу. Часто эти мотивы появляется в связи с тем, что работодатели предпочитают принимать на работу людей уже имеющих какой-то трудовой опыт.
Приобретение полезных социальных и практических навыков. Добровольческая работа позволяет приобрести полезные практические навыки, напрямую не относящиеся к профессиональному выбору человека, но важные для жизни. К ним можно отнести приобретение опыта межличностного взаимодействия, навыков работы с компьютером, с различными видами техники, строительных навыков.
Активное участие в добровольческая деятельности будет способствовать развитию таких социальных навыков, как:
— развитие коммуникативных способностей;
— опыт ответственного взаимодействия;
— лидерские навыки;
— самоорганизация;
— исполнительская дисциплина;
— защита и отстаивание прав и интересов;
— инициативность и другие.
Возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками. Добровольческая работа позволяет приобрести единомышленников, найти значимый для себя круг общения и получить поддержку в дружеском взаимодействии. Среди молодежи особенно распространена потребность расширения круга общения, и поэтому, попадая в какое-либо сообщество, юноша или девушка для удержания в группе, начинают преследовать те мотивы, которые характерны для данного сообщества. Очень важно при появлении добровольца в организации закрепить, актуализировать мотивы, приведшие его в волонтерскую деятельность, чтобы человек стремился в коллектив, захотел стать его членом.
Приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия. Добровольческая, общественная работа дает молодому человеку возможность проявить себя в различных моделях социального взаимодействия, приобрести навыки, необходимые в дальнейшей жизни, для ответственного лидерства и исполнительской деятельности.
Потребность в приобретении опыта ответственного взаимодействия является осознанной социальной потребностью. Для молодежи ведущей потребностью является востребованность обществом, ее социализация. Важное место занимают мотивы удовлетворения потребности в общении, а особенно в общении равных.
Способность выразить гражданскую позицию. Возможность выразить свою гражданскую позицию не просто декларированием собственных взглядов, но активной деятельностью, направленной на защиту собственных взглядов и ценностей, — важнейшее условие социализации и личностного развития молодого человека.
Выполнение общественного и религиозного долга. Социальное служение является естественной потребностью человека, его предназначением. Эта потребность вытекает из осознания религиозного и этического долга и свидетельствует о высоком личностном развитии.
Организация свободного времени. Немаловажным мотивом участия в добровольческой работе является возможность организации собственного свободного времени с пользой для дела и для души. Организация свободного времени не должна быть ведущим мотивом для участия в добровольческой деятельности. Но при наличии других мотивов она может стать эффективным стимулом для участия в общественной, добровольческой деятельности.
Волонтерство - это реализация тех наших личностных качеств, которые зачастую остаются нераскрытыми в нашей повседневной жизни.
Человек, включаясь в систему различных видов деятельности, не только совершенствует их, но и совершенствует себя. Иными словами испытывает на себе ее заметные и серьезные эффекты. Волонтерская деятельность не является исключением. При взаимодействии человека с окружающим миром всегда имеет место психологический эффект, выражающийся в изменении личностных особенностей, мотивационно-потребностной и когнитивной сферы, включая ценностные ориентации, интересы и черты характера.
Субъекту добровольчества – волонтеру присущи такие качества, как чувствительность, коммуникабельность, креативность, способность к сотрудничеству, профессиональное отношение, добрая воля работать безвозмездно, терпимость, сильная мотивация и незаинтересованность в получении выгоды. Помимо этого, можно еще добавить такие личностные качества, как:
- лидерская способность;
- любознательность;
- эмпатия (ощущение понимания и сопереживания психологического состояния другого человека);
- доброжелательность;
- интерес к проблеме;
- проницательность;
- позитивность, оптимизм;
- самокритичность, уверенность в своих возможностях.
Участвуя в волонтерской деятельности, молодой человек приобретает ряд практических навыков, необходимых ему и в повседневной жизни:
- умение принимать решения;
- умение вести за собой;
- умение расположить к себе собеседника;
- умение слышать и слушать;
- опыт работы с группой, знание основ психологии;
- организаторские способности.
Научно подтверждено, что организация и участие в межличностных контактах различных социальных ситуаций способствует развитию таких личностных качеств, как уверенность в себе, общительность, бесконфликтность, эмпатия, толерантность. Более того, принятие ответственности за межличностные отношения позволяет говорить о появлении социальной смелости. Отмечается развитие творческого потенциала, гибкости и нормативности поведения, увеличивается потребность в саморазвитии и самосовершенствовании. Повышение познавательных потребностей свидетельствует о готовности внутренней когнитивной системы к познанию окружающего мира и самопознанию.
Основными новообразованиями выступают социальная компетентность, интеллектуальная и социальная активность, умение действовать в нестандартных жизненных ситуациях.
Если на начальном этапе волонтерской деятельности мотивы ее участников скорее индивидуалистичны или сосредоточены на группе, то впоследствии они в значительной мере становятся все более широко социальными, направленными на других, даже незнакомых людей. Личность формируется в деятельности, и именно характер социально значимой деятельности в подростковом возрасте определяет мировоззрение молодого человека, его отношение к себе и другим людям, к труду. В совместной общественно значимой деятельности происходит становление социально ответственного поведения, а также развивается самоконтроль в различных жизненных ситуациях, умение планировать свою деятельность, контролировать ее процесс, анализировать результат.
Проблемные дети чаще, чем их благополучные сверстники стремятся помочь ближнему. У них велика потребность в совместной деятельности, в поддержке группы сверстников, что связано с депривированной потребностью в общении. Предоставление им возможности самореализации в социально полезной деятельности позволит переключить их активность в позитивное русло. Это наглядно было продемонстрировано в ходе научного эксперимента, суть которого заключалась в следующем: детей-сирот, воспитывающихся в доме-интернате, вовлекали в волонтерскую деятельность в качестве волонтеров, помогающих младшим воспитанникам этого же интерната. В таком случае ребенок выступает не как объект внешнего воздействия, а как активная социально ответственная личность, активный и деятельный член общества. Ребенок перестает воспринимать самого себя как бесполезного и отверженного члена общества. Теперь он может оказать помощь другому, а значит, меняется его социальная роль, она становится позитивно-активной. (Астоянц М.С.)
Важным условием успешности является именно постепенное включение воспитанников интернатных учреждений в деятельность уже работающих общественных организаций. Взаимодействие «домашних» и относительно социально благополучных ребят с детьми-сиротами дает не только возможность взаимообогащающего общения, но и служит гарантом «прочности» организации.
Обобщая все вышесказанное, можно заключить, что активное участие в волонтерской деятельности способствует формированию у молодых людей следующих компетенций:
- учебно-познавательная компетенция — это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания;
- информационная компетенция — это способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию;
- коммуникативная компетенция — это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работы в группе. Знакомство с различными социальными ролями.
С увеличением стажа работы добровольцы все отчетливее осознают важность выполняемой ими деятельности, понимая, что их активная жизнь получает признательность и уважение окружающих.
На сегодняшний день многие молодые люди, заканчивающие ВУЗы, обладают необходимым лидерским потенциалом и стремлением его реализовывать в сфере позитивно направленной общественной деятельности. Основным препятствием, которое возникает на их пути, остается отсутствие опыта и практических навыков волонтерской работы. По этой причине сегодня очень актуальным является создание в обществе условий для стимулирования и поддержки волонтерских инициатив современной молодежи.
В то же время в обществе существует широкий спектр проблем, которые для своего разрешения требуют применения эффективных способов и инструментов, которые предоставляет добровольческая деятельность
Добровольческая деятельность может быть организована различными организациями и общественными институтами, такими как:
— муниципальные и государственные учреждения;
— религиозные организации;
— общественные и благотворительные фонды;
— политические движения;
— профсоюзные организации;
— инициативные группы населения:
— молодежные организации;
— общественные организации (ветеранские, женские, и проч.);
— частные лица.
Привлечение в свои ряды новых добровольцев — одна из важнейших задач учреждений, оказывающих социальную помощь. Поиск, мотивирование и организация добровольцев – более сложный процесс, чем наём оплачиваемых работников. В данном случае требуется не только наличие высоких организационных навыков, но и личный пример добровольчества самого организатора.
Среди потенциальных добровольцев можно выделить несколько групп людей:
1) клиенты социальных учреждений;
2) пожилые профессионалы, вышедшие на пенсию, и молодые дипломированные специалисты, не имеющие работы;
3) люди, получающие за свой бесплатный труд какую-либо услугу.
Тема 6. Управление волонтерской организацией
Управление добровольческой деятельностью:цели добровольческой деятельности, влияющие на характер управления, типы организации добровольческой деятельности, влияющие на характер управления, взаимоотношения руководителей и добровольцев, влияющие на характер управления, субординация, вдохновляющее руководство, корысть, социальное позиционирование, стиль руководства.
Функции управления добровольческой деятельностью:направление, поддержка, оценивание, взаимодействие
Оценка эффективности и результативности добровольческой работы:критерии и показатели, анализ, подведение итогов, технологическая карта, понимание успешности
Поощрение добровольцев:удовлетворение социально значимых потребностей, специальная система поощрений, социальное признание
Осуществление ответственного и квалифицированного управления деятельностью добровольцев строится на современных принципах управленческой деятельности или менеджмента1Управление добровольческой деятельностью может иметь различные специфические основания в зависимости от целей, задач деятельности и характера инициаторов организации этой деятельности.