I. Составить таблицу «Функциональные стили литературного языка»

стиль функция сфера применения подстили жанры отличительные черты   языковые особенности примеры
               

II.Составить таблицу «Выразительные средства языка»

Языковое средство Вид Характеристика приёма Примеры
       

III. Описать какие-либо растения, животных, птиц или явления природы: в художественном стиле; в научном стиле; в разговорном стиле (в форме монолога).

Доказать принадлежность составленных текстов к тому или иному стилю.

IV. Подготовить демонстрацию - презентацию по темам «Речевой этикет», «Речевой этикет в деловом общении».

Рекомендуемая литература: [8],[17], [18], [25], [26], [28], [29].

Тема 7. Структура речевой деятельности. Речевое общение

Цель ‒ закрепление теоретических знаний основ речевого общения, формирование коммуникативной компетенции.

План занятия

1. Понятие речевой деятельности.

2. Структура речевой деятельности.

3. Речевые компоненты процесса общения.

4. Основные единицы речевого общения (речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие).

5. Эффективность речевой коммуникации.

6. Слушание как необходимое условие эффективной коммуникации.

Практические задания

Задание 1. Hиже в случайном порядке перечислены характеристики хорошего и плохого слушателя. Проанализируйте их и запишите в следующую таблицу:

Хороший слушатель   Плохой слушатель  

Экономит время, слушая рационально.

Получает как вербальную, так и невербальную информацию.

Рассматривает саму тему как скучную и неинтересную.

Считает, что хранит композицию выступления в голове.

Работает, чтобы улучшить коммуникативные навыки.

Тратит время на обдумывание посторонних тем.

Не хочет концентрироваться на трудных моментах.

Помогает оратору.

Внутренне реагирует на любое эмоциональное выражение.

Сосредоточен и терпелив, не перебивает оратора.

Избегает ненужного несогласия, непонимания и повторений.

Расслабляется, позволяя себе отвлекаться.

Видит, чувствует и слышит.

Улавливает голые факты и не понимает главной идеи.

Терпим к идеям, не совпадающим с его собственными.

Считает скучным внимательно слушать.

Отвлекается на критику оратора.

Пытается осмыслить недопонятое.

Способен абстрагироваться от визуальных и эмоциональных факторов.

Слишком возбужден и часто отвлекается.

Задание 2. Дайте толкование каждому фразеологизму. В каких ситуациях они могут быть использованы?

Вытаращить глаза, глаза на лоб лезут, делать большие глаза, прятать глаза, пялить глаза, хлопать глазами, строить глазки; нахмурит брови, и бровью не шевельнуть; поджать губы, скривить губы; лоб наморщить; раскрыть рот, разинуть рот; вешать голову, опустить голову, вертеть головой, поднять голову, покачать головой; развести руками, опустить руки, махнуть рукой, положа руку на сердце, протянуть руку; погрозить пальцем; показать нос.

Задание 3.К какому виду общения (светское, дружеское или деловое) относятся следующие речевые ситуации. Назовите цели в каждом виде общения.

а) телефонный разговор матери с сыном по поводу успехов в школе;

б) беседа однокурсников о прошедшей сессии;

в) разговор с незнакомым человеком в купе поезда;

г) диалог между молодыми мамами, гуляющими с детьми в парке.

Задание 4. Определите, к какому виду общения относится данный диалог или высказывание. Назовите, какие цели реализуются в каждом виде общения.

а) - Привет! Отлично выглядишь!

б) - А у вас есть такие сапоги на размер меньше?

в) - Выходи за меня замуж!

г) - Привет! Сегодня совещание в 15.30. Помнишь об этом?

д) - Давно вы здесь отдыхаете?

е) - Сегодня прекрасная погода для рыбалки!

ж) - Хорошая погода! Пойдем на речку!

з) - А там очередь большая, поэтому возьми с собой что-нибудь почитать. Могу тебе дать свежий журнальчик!

Задание 5.Ниже представлены четыре коммуникативные ситуации – беседа с друзьями, разговор с коллегами, устный отчет на заседании отдела, официальный письменный отчет. Объединяет их общая тема (отчет о проделанной работе) и один говорящий. Выполните следующие задания:

1. Дайте характеристику речевым ситуациям.

2. Определите ситуативные переменные и характер их влияния на речевое поведение говорящего. Посмотрите, как меняются языковые средства выражения содержания на фонетическом уровне (интонационные конструкции), лексико-семантическом, грамматическом уровнях для разных ситуаций.

3. Как меняются речевые тактики подачи материала для разных слушающих?

Задание 6. Измените фразу так, чтобы она звучала более вежливо и произнесите ее отчетливо и доброжелательно. Почему важно соблюдать нормативные правила (правила этикета, речевой вежливости)?

а) Где заказ?

б) Смотрите образец написания.

в) Убери посуду!

г) Ждите!

Задание 7. К какому этикетно-речевому жанру относятся данные формулы речевого этикета.

Здравствуйте, здорово живёте, моё почтение, позвольте честь заявить; добро пожаловать, милости просим, ангел за трапезу, приятного аппетита, хлеб да соль, чаи да сахар, беленько тебе, море под кормилицу, Бог помочь; спасибо, спаси тя Христос, благодарю вас, позвольте выразить вам мою сердечную признательность; сударыня, православные, гражданин начальник; будьте здоровы, до новых встреч, пока; пользуюсь случаем выразить Вам своё глубокое чувство уважения, с которым остаюсь, Милостивый Государь, Вашим покорнейшим слугою …; примите уверения в глубочайшем к Вам почтении; с искренним уважением и признательностью Ваш...,

Задание 8. В каких речевых ситуациях употребляются следующие формулы приветствия? Назовите характер ситуации (деловое, светское или дружеское общение), условия общения (прямое или опосредованное, контактное или дистантное), участников общения, их возрастной, должностной статус, мотивы и цель, количество участников.

Здравствуйте; здрасьте, здрасьте; здрасьте; здравствуйте, пожалуйста; здорово живёте, моё почтение, здорово, ангел за трапезу, хлеб да соль, чай да сахар, беленько тебе, море под кормилицу, привет, примите мой сердечный привет, приветик, пламенный привет, всем привет, привет от старых штиблет, добрый день, день добрый, утро доброе, хай, хелло, хау дую ду, приветствую вас.

Самостоятельная работа

I.Напишите сочинение на тему: «Пословицы об общении».

II. Дайте характеристику следующим видам коммуникации по признакам – форма речи, способ общения, характер общения, цель, тип взаимодействия, количество участников, тональность общения. Для чего необходимо знать и учитывать ситуативные переменные в процессе общения?

Образец: лекция в университете – устная форма общения, непосредственное общение, официальная публичная речь, с целью убеждения и воздействия, асимметричные отношения, количество участников по схеме «один – много», официальная тональность общения.

Беседа по телефону двух друзей, выступление кандидата в депутаты по радио, ток-шоу, электронное сообщение об отправки товара, поздравительная открытка от бабушки, разговор за обеденным столом в кругу семьи.

Наши рекомендации