Уход за кожей, питьевой режим, питание
Гигиена – это наука о сохранении и укреплении здоровья людей.
Цель гигиены – изучение влияния условий жизни и труда на здоровье людей, предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий для существования человека, сохранение его здоровья и продления жизни.
Внешность человека во многом определяется состоянием его кожи. Если о глазах говорят, что они зеркало души, то с не меньшим основанием можно утверждать: кожа – это зеркало здоровья. Первое требование по уходу за кожей – безупречная чистота. Все зависит от свойств кожи. Если она нормальной жирности, то умываться с мылом следует ежедневно на ночь; если жирная – вечером и утром; если сухая – обязательно раз в день, но без мыла.
Гигиеническое назначение одежды и обуви – защищать человека от неблагоприятного влияния окружающей среды, регулировать теплообмен, поэтому одежда должна быть легкой, не слишком теплой, удобного покроя (не должна стеснять движений, мешать дыханию и кровообращению, раздражать кожу). Спортивную одежду подбирают по гигиеническим свойствам ткани, исходя из специфики занятий различными видами спорта. Недопустима лишняя одежда во время тренировок, вызывающих усиленную теплопроводность в организме. Если соревнования, занятия по физическому воспитанию или тренировки проводятся на улице, то поверх хлопчатобумажного белья, шерстяного костюма необходимо надеть рубашку и брюки из плотного ветрозащитного материала. Следует также принять меры к защите от холода ног, рук, головы, ушей.
Обувь должна полностью соответствовать особенностям строения стопы и быть удобной в движении, воздухопроницаемой и водонепроницаемой, свободной, легкой и красивой.
Основные условия рационального питания – сбалансированность питания и правильный режим приема пищи. Сбалансированность питания – это определенный набор продуктов, количество основных пищевых веществ и правильное соотношение между ними. По формуле сбалансированного питания благоприятным для организма человека является следующее соотношение в пище белков, жиров и углеводов – 1:1:4. Суточная потребность белков – 120,0 г (соотношение растительного и животного белков 1:1); углеводов 400–500 г, из них сахара 20–25 %; жиров 80–100,0 г, из них 25 % – жиры растительного происхождения. Для спортсменов соотношение белков, жиров, углеводов может меняться в различные периоды тренировочного процесса. В период интенсивно мышечной деятельности на непродолжительное время соотношение меняется в сторону увеличения углеводов.
Обязательным в рационе питания должно быть наличие витаминов. Витамины активизируют мышечную деятельность и повышают сопротивляемость организма вредным влияниям внешней среды. Наиболее ценными являются: витамин А (содержится в сливочном масле, моркови, щавеле, печени животных), витамин Е (содержат фрукты и ягоды, овощи). Много витаминов В1, В2, РР, В6 находится в пивных дрожжах, которые можно включать в рацион в виде таблеток. В условиях соревнований, интенсивных тренировочных занятий помимо естественных витаминов необходимо давать спортсменам витаминные препараты, но это делают врачи.
Можно применять поливитаминные концентраты «Ундевит» и «Декамевит». Но тогда следует ежедневно принимать дополнительно 100 мг витамина С, так как его содержание в этих препаратах недостаточно. В рационе должны обязательно присутствовать продукты, богатые солями кальция (сыр, творог, молоко, икра, рыбные консервы, фасоль и др.).
В питании спортсмена наряду с обычными пищевыми веществами могут быть использованы различные питательные смеси и продукты повышенной биологической ценности. Спортивный напиток состоит из 200 г глюкозы, 100 г сахара, 0,5 г аскорбиновой кислоты, 3 г фосфорнокислого натрия, 1,5 г хлористого натрия, 15–20 г черносмородинового или клюквенного экстракта. Углеводно-минеральный напиток рекомендуется спортсменам в качестве питания на дистанции и в восстановительном периоде после многодневных напряженных тренировок.
6.8. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий
Правильно организованный контроль, вернее самоконтроль, позволяет избежать перегрузок, придает целенаправленность тренировкам.
Наиболее доступными способами оценки состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем являются одномоментная функциональная проба с приседанием, проба Штанге и проба Генчи (см. главу 9).
Степень физической подготовленности можно контролировать с промощью определения величины максимального потребления кислорода по методу К. Купера (см. главу 10).
Практика показала, что нетренированный человек с плохой подготовленность (МПК меньше 25 мл/кг/мин) может ее увеличить в результате систематических занятий примерно на 30 %.
Также наблюдению подлежат самочувствие, настроение, аппетит, утомляемость, сон, работоспособность, показатели, отражающие состояние основных органов. Самочувствие – субъективное ощущение состояния здоровья. Оно характеризуется рядом признаков – усталостью, ощущением слабости, головными болями или же бодростью, желанием заниматься упражнениями.
Симптомы утомления весьма разнообразны. Непосредственным выражением утомления является чувство усталости, слабости, бессилия, сонливости. При сильной степени утомления наблюдаются отвращение к работе, раздражительность, неприязнь к окружающему, тягостное напряжение.
Признаками утомления являются учащение дыхания, боль в мышцах, затруднение дыхания, потливость, сильное сердцебиение, сухость во рту в течение дня и в процессе тренировки.
Длительность и глубина сна также отражают состояние организма (более подробные сведения о сне – в лекции 3).
Необходим контроль за пульсом в состоянии покоя. Лучше проводить измерения сразу же после сна, лежа в постели, перед тренировкой, во время тренировки и обязательно после – в период восстановления.
Важная часть самоконтроля – регулярное определение веса.
Список рекомендуемой литературы
1. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого /
В.К. Бальсевич. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – С. 110–118.
2. Шулятьев В.М. Волейбол: Теория, методика, практика: Учеб.пособие. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – 84 с.
3. Шулятьев В.М. Обучение нападающему удару и одиночному блокированию в волейболе: Метод. указания. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – 24 с.
4. Бальсевич, В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе: Учеб. пособие. – М.: ТиПФК, 2006. – 114 с.
5. Лубышева, Л.И. Спортивноориентированное физическое воспитание: теория и технология. В 2-х т. – М.: ТиПФК, 2006. – 160 с.
6. Холодов, Ж.К., Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник. – М.: Академия, 2008. – 480 с.