Влияние идей симона будного на законодательство и судебную практику
Разрыв с радикалами в начале 80-х годов XVI века, не свидетельствовал о идейном поражении просветителя. Наоборот, учение Будного на самом деле победило: в новый Статут Великого княжества Литовского 1588 года вошло множество юридических норм, регулирующих взаимоотношения различных социальных слоёв - богатых и бедных, господ и подданных, чиновников и граждан, которые основывались на принципах, отстаиваемых белорусским теоретиком государства и права в своих трудах, во время полемики с анархистами.
С. Будный непосредственно не участвовал в разработке артикулов Статута 1588 года, но он повлиял на известных в то время деятелей права Остафея Валовича и Льва Сапегу, которые руководили подготовкой и выработали концепцию основного законодательного кодекса Белорусского государства. Лев Сапега в предисловии к Статуту, рассуждая о сущности права, его назначении, вслед за С.Будным, а также Аристотелем и Цицероном доказывал необходимость законов для общества, их незаменимую роль в жизни каждого человека.
Как и С.Будный, тогдашний подканцлер Великого Княжества не принимал идей анархистов, был возмущен их выпадами против государства и власти, а также осуждал защитников тирании. Подобно Будному, он являлся приверженцем создания правового государства, где господствовал бы закон, а не личная власть монарха или капризы чиновников. О совпадении взглядов на государство и право двух крупнейших мыслителей Беларуси свидетельствуют слова подканцлера, сказанные в том же предисловии: «Чего боятся те, кто руководствуется только своим эгоизмом и кому разум - враг!?. Они стремятся избежать любых ограничений, а законы, которым надлежит подчиняться, - готовы превратить в пыль. В древние времена непомерное самолюбие было присуще некоторым римским королевичам и юношам. Когда сенаторы думали о том, как им сбросить ярмо тирании и установить писанное право, те мешали им различными способами, не желая признавать над собой созданных законов. Они утверждали, что писанное право - глухое, его не упросишь, и оно как будто не отличает богатого от бедного, не делает разницы между людьми. Только государь, может проявить милость и посмотреть на человека. Поэтому лучше жить под королевской властью, чем попадать в опасность и ставить человеческое счастье в зависимость от исполнения закона. Но, подчеркиваю, такие мысли есть и возникают у людей своевольных, с необузданным нравом, которым угроза закона не нравиться и для них не по душе.»
В очень ответственный момент, когда готовилась новая редакция Статута, пересматривались многие артикулы, Будный своими полемичными трактатами оказал влияние не только на формирование концепции, но и на содержание конкретных разделов и артикулов. Очевидно, что влияние просветителя было косвенным, опосредованным, но, без сомнения - значительным и решающим. Так, в первом разделе крупнейшего кодекса законов Белорусского государства нашли отражение его размышления относительно функций и обязанностей великого князя, чиновников и граждан. То же самое можно сказать и про многие другие артикулы государственного, гражданского, военного, административного, семейного и уголовного права, теоретической основой которых стали, кроме всего прочего, мысли, высказанные С.Будным в «Катахезисе», а также в произведениях, которые вошли в состав сборника «О светской власти». [3]
Пожалуй, самое ценное, что можно почерпнуть из политического наследия С.Будного, - это его предложение решать политические проблемы с правовых и нравственных позиций, его мысли о разумной мере и рациональных способах в политической и государственной деятельности. [2, с.28]
То, что в Статуте 1588 года был реализован ряд гуманистических принципов: презумпция невиновности, главенство законов, религиозная толерантность, государственный и национально-культурный суверенитет, - это в некоторой степени и заслуга Симона Будного, крупнейшего белорусского и европейского теоретика государства и права XVI века.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
У образованной части общества возникает и утверждается - не без ожесточенной идейной борьбы - понимание, что социальное и культурное развитие невозможны без ориентации на общеевропейскую культуру и общеевропейскую цивилизацию, а установка на сохранение и развитие собственной самобытности дополняет эту ориентацию не менее ясным пониманием необходимости би-ориентации - на Запад (Европа) и на Восток, т. е. на Русь (в отношении православия и традиций письменности). Эта биполярная ориентация, трансферная установка на культурном, политическом и бытовом уровнях социальных отношений, постепенно становится отличительной чертой этнического самосознания белорусов, которая в той или иной форме продолжается на всем протяжении нашей этнической истории и во многом определяет соответствующий этнокультурный облик.
Одной из важнейших идей, общих для Возрождения и Реформации, является установка на формирование национальной культуры на национальном языке (исторически, как правило, предшествующая и способствующая формированию наций). В 15-16 вв. эта идея воодушевляла первых великих белорусских просветителей (Ф. Скорина, С. Будный, В. Тяпинский и др.) и оказала большое позитивное влияние на формирование белорусской этнической культуры уже на этом историческом этапе (задолго до формирования нации) как культуры национально устремленной. В то же время в силу достаточно благоприятных для белорусов социальных и политических условий их бытия в составе ВКЛ до Люблинской унии такой принципиальный аспект реформационных идей, как необходимость собственно национальной государственности, не нашел своего выражения в белорусском самосознании той эпохи
Большой и сложный путь прошёл белорусский народ в своём духовном развитии, прежде чем подняться к вершинам мировой культуры. Несмотря на неблагоприятные на протяжении веков исторические условия, он создал в прошлом богатую литературу, лучшие произведения которой не утратили своего познавательного значения и эстетической ценности до наших дней. Благодаря таким личностям как Симон Будный.
Культурно-историческая, а соответственно и политическая заслуга Симона Будного состоит в том, что он одним из первых в европейской культуре открыто выступил за духовную свободу, религилзную терпимость в рамках одного общества. Он был одним из тех белорусско-польских интелигентов, которые были решительными противниками ущемления прав людей, призывали к свободному развитию национальных культур, расширению права с целью формирования справедливого общества. Конечно, вера Будного в Иисуса Христа не как в Сына Божьего, а в великого праведника для православных и католиков была ересью. Но если смотреть шире, не только с религиозных позиций, то это не был конфликт одного человека с официальной церковью, а, скорее, конфликт времени, который по разным причинам обострился в эпоху Ренесанса. Это был спор между верой и размумом, теологией и философией, догматизмом и скептицизмом. Можно сказать, что в процессе поиска моральной и религиозной правды Симон Будный вступил на небезопасную в то время дорогу вольной философии.
Идея конфессионально-религиозной толерантности в итоге стала доминирующей на белорусских и польских землях во 2-й пол. 16 в. Эта идея законодательно была закреплена в актах знаменитой Варшавской конфедерации 1573 г., а также в тексте 3-го Статута Великого княжества Литовского 1588 г. Нет сомнений, что деятельность Симона Будного непосредственным образом повлияла на создание данных документов.