Структура физической культуры личности
№ п/п | Основные составляющие | Компоненты качеств | Признаки качеств |
Знания и интеллектуальные способности | Объём | Эрудиция | |
Научность | Степень абстракции. Обоснованность | ||
Осознанность | Степень осознанности. Способность к переносу. Способность к объяснению. | ||
Умения | Уровень усвоения | ||
Физическое совершенство | Физическое развитие | Морфологические признаки. Функциональные признаки. Психомоторика. Физические качества | |
Двигательные умения | Репродуктивный уровень усвоения | ||
Двигательные навыки | Продуктивный уровень усвоения Точность. Автоматизация. Надежность | ||
Физ. подготовленность | Эталон. Результат. Динамика | ||
Мотивационно- ценностные ориентации | Мотивы | Социально-значимые. Профессионально-значимые. Личностно-значимые | |
Интересы | Спортивные. Физкультурно-оздоровительные | ||
Установки | Уровень достижения цели. Сила воли. Целеустремленность | ||
Убеждения | Степень осознанности | ||
Потребности | Самоактуализации. Самоуважении. В социаль-ных связях. Безопасности. Физиологические | ||
Социально- духовные ценности | Нравственность | Физкультурно-спортивная этика и культура | |
Эстетика | Чувство прекрасного. Чувство красоты | ||
Отношение к труду | Трудолюбие | ||
Мировоззрение | Степень научности знаний и убеждений | ||
ЗСЖ | Отказ от вредных привычек. Системность. Научная основа | ||
Физкультурно-спортивная деятельность | Спортивная Оздоровительная Прикладная Образовательная Пропагандистская Организаторская Судейская Инструкторская Самосовершенствование | Частота использования Затраты времени Уровень достижения Динамика |
Стратегическая цель функционирования ФК как социально-педагогической системы конкретизируется в общих задачах, детализирующих её содержание, которые необходимо решать с любым контингентом занимающихся.
Для того чтобы цель сделать реально достижимой в ФВ, решается комплекс конкретных задач, которые отражают многогранность процесса воспитания, этапы возрастного развития воспитываемых, уровень их подготовленности, условия достижения намеченных результатов.
Образовательные (специальные образовательные) задачи:
— формирование и совершенствование жизненно важных, и специальных ДУиН;
— овладение целостной системой знаний, необходимых для сознательного освоения ДУиН, физического совершенствования и развития способностей к конструированию индивидуальных систем занятий физическими упражнениями для укрепления и сохранения здоровья и т.п. Речь идёт о знаниях, вызывающих сознательное освоение ДУиН, раскрывающих личностное и общественное значение ФК, её сущность, позволяющих самостоятельно использовать ценности ФК в целях самовоспитания.
Конкретное содержание образовательных задач на различных этапах процесса ФВ зависит от приобретенного человеком двигательного опыта, логики перехода от простых к более сложным ДУиН, индивидуальных склонностей, особенностей предстоящей основной деятельности и других факторов. Закономерным при этом является постепенный переход от широкого общего физкультурного образования к углубленному совершенствованию избранных ДУиН.
Задачи по оптимизации физического развития человека (оздоровительные):
— оптимальное развитие физических качеств (способностей);
— совершенствование телосложения и гармоническое физическое развитие;
— укрепление здоровья, закаливание, восстановление работоспособности (после болезней);
— многолетнее сохранение высокого уровня работоспособности.
Двигательные способности являются главным комплексным фактором двигательных возможностей человека. На основе их развития решаются и определенные задачи по совершенствованию телосложения, в частности по целесообразному регулированию мышечных объёмов, веса тела, формированию осанки, исправления плоскостопия и других недостатков телесного развития человека.
Правильное и гармоническое физическое развитие человека может быть обеспечено лишь при условии разносторонней физической подготовки. Гармоничность физического развития создаёт необходимые предпосылки для полноценного проявления функций всех органов и систем человеческого организма, положительно влияет на проявление и развитие двигательных способностей.
Решение оздоровительных задач должно обеспечить повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, различного рода заболеваниям, меры по оптимизации индивидуального режима жизни в соответствии с гигиеническими требованиями.
Длительное сохранение необходимого уровня физического развития обеспечивает сохранение работоспособности человека в различных сферах деятельности, продлевая творческое долголетие.
Общепедагогические (воспитательные) задачи:
— формирование мировоззрения, убеждений, ценностных ориентации, потребностей, мотивов, интересов, активного и осознанного отношения к деятельности, определенной сферой ФК;
— формирование нравственных, эстетических, волевых свойств и качеств, отражающих социально-психологические особенности личности, обусловливающих её физ.-спорт. активность.
При формировании ФК необходимо учитывать, что духовное и физическое в развитии человека составляют единое целое и поэтому позволяют в ходе формирования ФК эффективно решать и эти задачи.
Эти группы задач представлены в самой общей форме и относятся ко всем звеньям системы ФК. Очевидно, что общие задачи конкретизируются в соответствии с особенностями контингента занимающихся (возрастными, половыми, индивидуальными, состоянием здоровья); временем, необходимым для их решения; в зависимости от профилирующих направлений ФК человека. В частности, по видам деятельности выделяются рекреационные, реабилитационные, адаптивные, спортивные, образовательно-кондиционные, профессионально-прикладные задачи; по срочности решения задачи могут быть перспективными (долгосрочными), рассчитанными на отдаленные сроки, календарными (связанными со сроками мероприятий), текущими и оперативными (задачи повседневной деятельности).