Программа формирующего эксперимента
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные.
Формированию патриотического воспитания на уроках истории в начальных классах актуально, в связи, с чем мы разработали программу по реализации повышения качества патриотизма на уроках истории как формирование интереса к урокам истории.
Реализация программы должна представить учащимся больше возможностей для развития общеучебных навыков, их способностей к самообучению, самовоспитанию и интеллектуальному росту и возможности становиться более уверенным в себе. Применение программы стимулирует развитие патриотизма и получения знаний.
Цель – формирование патриотического воспитания у учащихся на уроках истории.
Задачи:
1) формировать у детей любовь и преданность к Родине;
2) развивать у детей любовь и уважение к народу, национальной культуре и традициям;
3) воспитывать любовь к истории родного края;
4) воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, к своей малой родине;
5) формировать у учащихся готовность трудиться на благо Родины и защищать ее;
6) развивать у школьников настойчивость в преодолении учебных трудностей как шаг к воспитанию у них патриотизма, гражданственности и национального самосознания.
Мы предполагаем, что внедрение данной программы повысит уровень патриотического воспитания на уроках истории младших школьников.
Она составлена на основе календарно-тематического планирования уроков истории и представляет собой таблицу, включающую в себя цель, задачи эксперимента. Программа рассчитана на 12 уроков.
Программа по формированию патриотизма на уроках истории
Таблица 1
№ | Название | Задачи | Место в образовательном процессе | Формы и методы |
Умозрение в красках | 1.Способствовать формированию у обучающихся понимания влияния Православия на развитие отечественной культуры. | Изучение нового материала. | Урок-беседа, дискуссия. | |
С чего начинается Родина. | 1.Формирование представления о Родине; 2.Формирование понятия о патриотизме, патриоте. | Чтение, анализ стихотворения | Экскурсия: «Наша малая родина». Рассказ, беседа. | |
Мой родной город | 1.Способствовать развитию патриотических чувств на примере любви к своему городу. 2.Познакомить с историей создания родного города. | Водная беседа | Урок-беседа, дискуссия . |
Подвиг долга и любви | 1.Создать условия для развития коммуникационной, культуроведческой компетенции через расширение, 2.Углубление знаний, что будет способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма и любви. | Работа с текстом | Урок-дискуссия. | |
Родная сторона | 1.Формирование знаний по истории Малой Родины; 2.Развитие личностной культуры как основы любви к Родине; 3.Способствовать развитию интереса к краеведению. | Изучение новой темы | Урок-беседа. | |
Александр Невский – символ нации | 1.Развивать у учащихся чувства патриотизма, чувства любви к своей Родине, ее историческим корням и национальным традициям; 2.Сформировать у учащихся представление о русском национальном герое, истинно христианском правителе, благоверном князе Александре Невском; | Чтение и анализ текста | Урок-беседа, дискуссия. | |
Благословленная моя земля! | 1.Формировать чувство любви к своей малой родине, гордости за свою землю; | Изучение нового материала | Урок-беседа. | |
Минин и Пожарский – патриоты Отечества | 1.Обобщить факты героической борьбы народов нашей страны с иноземными захватчиками в XVII веке; 2.Развивать творческую активность учащихся, осознание ими личной ответственности в защите Родины; 3.Способствовать формированию патриотического сознания, развивать гражданские качества личности, чувства сопричастности к истории своей страны, к осознанию преемственности поколений. | Работа с историческим текстом | Урок-беседа. | |
Великая Отечественная война — трагедия и подвиг советского народа | 1.Повторение, систематизация и обобщение материала изученного по Великой Отечественной войне; 2.Практическое применение полученных теоретических знаний (работа с документами, картой); 3.Воспитание патриотических чувств учащихся на примере героизма и мужества советских людей во время Великой Отечественной войны. | Закрепление | Урок-беседа, дискуссия. | |
Память о них жива. Подвиг их бессмертен | 1.Познакомить учащихся с участниками Великой отечественной войны; 2.Способствовать развитию интереса учащихся к истории своей малой Родины; 3.Способствовать патриотическому воспитанию учащихся. | Изучение нового материла | Выездное занятие. Урок-беседа, дискуссия. | |
Салават Юлаев - славный сын башкирского народа. | 1.Ознакомить уч-ся с биографией Салавата Юлаева, его творчеством, ознакомление с произведениями разных видов искусств, посвященных жизни и творчеству национального героя-поэта. | Комбинированный урок | ||
Русские народные традиции. Масленица. | 1.Знакомство с народными традициями РОССИИ; – закрепление понятий общности выразительных средств и взаимосвязи музыки и живописи; – воспитание представлений о связи музыки и жизни | Закрепление | Проверочный урок |
Контрольный эксперимент
Важность патриотического воспитания на уроках истории объясняется тем, что нравственные постулаты здесь закрепляются путем глубокого и яркого эмоционального воздействия на учащихся. Одна из приоритетных задач воспитания на современном этапе — это воспитание такого гражданина общества, который любит свою Родину, уважает государство и его законы, уважительно относится к народам, населяющим Россию, стремиться работать на его благо, для процветания Отчизны, гордится достижениями страны и своего народа.
Чтобы определить эффективность проделанной нами работы и получить объективные данные о результативности, мы провели контрольный эксперимент. В эксперименте участвовали ученики МОБУ НОШ д. Кириллово Уфимского района.
На основе разработанных планов-конспектов уроков нами была реализована программа по формированию патриотического воспитания на уроках истории у младших школьников.
Методами исследования повторно были выбраны: наблюдение, анкетирование, самооценка.
Первый повторный метод исследования - наблюдение.
Цель: оценка использования патриотического воспитания на уроках истории.
Содержание и описание наблюдения дается в приложении 1.
Результаты наблюдения отображены на рис. 4.
Рис.4. Использование патриотического воспитания на уроках истории (%).
Таким образом, после повторного наблюдения мы выявили, что показатели использования патриотического воспитания у учителей начальных классов выросло. В начале эксперимента у первого учителя было 50%, стало – 70%, у второго учителя было 70%, стало – 85%, у третьего учителя было 80%, стало - 95%. Формирование патриотизма ориентировано в равной степени, как на общечеловеческие, так и на национальные ценности; учителя учитывали возрастные и индивидуальные особенности учеников. В своих уроках для формирования патриотизма они использовали такие методы, как рассказ о героях ВОВ, показ патриотических картин, чтение стихотворений учащимися.
Вторым повторным методом исследования выбрали - анкетирование.
Цель:определить уровень осознания понятия патриотизма и отношение
к нему со стороны воспитанников.
Содержание и описание анкетирования дается в приложении 2. Результаты анкетирования отображены на рис. 5.
Рис.5. Уровень патриотического воспитания учащихся.
Таким образом, повторное анкетирование показало, что уровень патриотического воспитания учащихся на уроках истории таковы: высокий уровень знаний у учащихся до эксперимента было - 31% и после – 50%, выше среднего запас знаний в начале – 35% и после – 30%, средний уровень запаса знаний, при работе до – 19%, после – 10%, низкий уровень знаний до – 15%, после стало – 5%.
Третий повторный метод исследования - самооценка.
Цель: определить уровень осознания понятия патриотизма и отношения к нему со стороны учащихся.
Содержание методики дается в приложении 3.
Результаты самооценки отображены на рис. 6.
Рис. 6. Уровень осознания понятия патриотизма и отношения к нему со стороны учащихся
Таким образом, результаты повторного метода самооценки, а именно чтение и оценивание сочинений на тему «Патриотизм и как я его понимаю», мы выявили, что уровень осознания понятия патриотизма увеличился. Из рис. 6. мы видим, что в начале эксперимента высокий уровень имели только 23% учащихся, а в конце 45%. Выше среднего в начале было 31%, а в конце 25%, средний уровень имели в начале 30%, а в конце 20%, низкий уровень имели в начале 15 %, а в конце эксперимента 10%.
Таким образом, применение программы на уроках истории повысило уровень формирования патриотического воспитания у младших школьников. Ученики стали активнее и с уверенностью отвечают на вопросы без всяких затруднений. К каждому уроку готовились хорошо. Уроки истории стали интересными и занимательными.
ВЫВОДЫ
В ходе практической части исследования была подтверждена гипотеза, выдвинутая в начале дипломной работы. Сравнение результатов диагностирующего и контрольного этапов показало, что работа, направленная на формирование познавательных интересов младших школьников была эффективной. У 70% учащихся повысился интерес к познаванию истории, к чтению. Учащиеся стремятся читать не только школьные учебники истории, но и стараются добывать знания через интернет ресурсы. У учащихся более не вызывает испуг большие по объему произведения, они могут самостоятельно ориентироваться в доступном им круге книг.
Проведенная работа, способствовала повышению знаний, умений и навыков в области организации домашнего задания. Родители понимают значение истории, их воспитательные и познавательные возможности. Они стремятся заинтересовать детей чтением исторических книг, создать условия для комфортного занятия добывания знаний, обсуждают изученное вместе с детьми.
Успех развития читательского интереса у детей зависит от проделанной работы учителя. Детям требуется «читающая» среда, историческое окружение. Только на этой основе возникает желание изучать, перерастающее в духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье, поэтому школа помочь родителям в формировании гармонично развитой личности ребенка, повысить уровень знаний, умений и навыков родителей в области воспитания детей и, в частности, просветить родителей, как правильно организовать семейное чтение истории.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В исследовании на тему «Роль уроков истории в формировании патриотизма у детей младшего школьного возраста» были рассмотрены теоретические основы школьного предмета истории и разработаны план- конспекты уроков истории, которые способствуют формированию интереса к предмету и чтению.
Педагоги всерьез озабочены проблемой формирования патриотизма у детей младшего школьного возраста. Многие родители не знают, что читают их дети и не интересуются , какой историей они увлекаются. Родители в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды.
При таком положении школа, а не сам ребенок, определяет необходимость чтения и его репертуар. Ученик идет в библиотеку, чтобы выполнить задания учителя. Общение с историческими книгами дома или в библиотеке он воспринимает как продолжение урока за рамками класса. Это так называемое «изучающее чтение истории» по мотивации – вынужденное чтение. Принудительное изучение истории отрицательно сказывается на его качестве. Отсюда спрос на книги с готовыми домашними заданиями и сочинениями, на свернутую энциклопедическую информацию, на скачивание рефератов из компьютера. Если мотив идет не от личности школьника, то результат изучения истории не касается. А между тем привитие детям интереса к изучению истории на 90% зависит от родителей.
Формирование патриотического воспитания младших школьников так же осуществляется на уроках истории. Совершенствование преподавания истории в школе предполагает усилие нравственного, эстетического и эмоционального воздействия изучения истории на школьника, определение системных связей школьного курса истории на разных этапах исторического образования, воспитание самосознания и самостоятельности, развитие читательского восприятия и интереса к истории и изучению культуры, развитие воображения и чувства прекрасного, формирование творческого похода к истории.
Развитие патриотического воспитания – одна из важнейших задач школы. Патриотическое воспитание школьников убеждают в возрастающей значимости влияния семьи, дома на развитие личности ученика. Налицо и позитивные , и негативные тенденции. Поэтому многие учителя озабочены преодолением разрыва между изучением истории под руководством преподавателя и самостоятельным изучением ученика.
Влияние на изучение сверстников значительно сильнее и авторитетнее, чем влияние взрослых. Здесь действуют другие психологические механизмы. Никакая законодательная, финансовая база, никакие нормативные документы, никакие центры не сделают того, что может сделать молодежь в пропаганде изучения истории среди сверстников.
Организация конкурсов, публикация читательских отзывов о книгах истории, организация диспутов и обсуждение исторических книг в молодежной среде при умелом руководстве взрослых способны сдвинуть проблему детского формирования личности с мертвой точки.
Приложение 1
Анкетирование
Цель: определить уровень осознания понятия патриотизма и отношение к нему со стороны воспитанников.
Ход эксперимента: предлагается написать сочинение на тему: «Патриотизм и как я его понимаю».
Обработка данных: ответы анализируются по следующим сторонам патриотизма:
· любовь к Родине;
· осознание трудностей в обществе;
· готовность к самоотдаче;
· патриотизм как источник трудовых и ратных подвигов;
· чувство национальной гордости;
· интернациональный характер русского патриотизма.
Каждый из перечисленных показателей может быть оценен в 1, 2, 3 или 4 балла в соответствии со шкалой.
1. балл - низкий уровень, непонимание сущности важнейших сторон патриотизма или отрицательное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают.
2. балла - средний уровень: неглубокое, частичное понимание сущности соответствующих признаков, неустойчивое, пассивное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают.
3. балла - правильное понимание сути патриотизма, отношение к соответствующим обязанностям хотя и активное, но неустойчивое.
4. балла - высокий уровень, полное понимание сущности ведущих признаков тех или иных сторон патриотизма.
Приложение 2
Наблюдение
План наблюдения
Цель: оценка использования патриотического воспитания на уроках истории.
1. Читают ли исторические книги.
2. Читают ли исторические книги с интересом.
3. Понимают ли прочитанное.
4. Смогут ли пересказать прочитанное.
5. Смогут ли ответить на вопросы прочитанного.
Приложение 3
Самооценка
Цель: определить уровень осознания понятия патриотизма и отношения к нему со стороны учащихся.
Учащимся предлагается написать сочинение на тему: «Патриотизм и как я его понимаю».