ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ

ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ

ИСТОРИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Констатирующий эксперимент

В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. В связи с этим, большое внимание уделяется патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, своему народу и народам России.

Исследования проходили на базе МОБУ НОШ д. Кириллово Уфимского района Республики Башкортостан, среди учащихся 4 класса в возрасте от 9 до 11 лет и 3 учителя школы. Всего в исследовании приняли участие 25 учащихся.

Методами исследования были выбраны следующие: наблюдение, анкетирование, самооценка.

Первый метод исследования - наблюдение.

Цель: оценка использования патриотического воспитания на уроках истории.

Содержание и описание наблюдения дается в приложении 1.

Результаты наблюдения отображены на рис.1.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА - student2.ru

Рис.1. Использование патриотического воспитания на уроках истории.

Таким образом, проанализировав результаты наблюдения, мы выявили, что все учителя начальных классов используют элементы патриотического воспитания на уроках истории, но не в достаточном уровне: 1 учитель - 50%,

2 учитель - 70%, 3 учитель - 80%. Учителя, которые используют элементы патриотического воспитания на уроках истории, ориентируются на духовное развитие ребенка; формирование патриотизма ориентировано в равной степени, как на общечеловеческие, так и на национальные ценности; учителя учитывали возрастные и индивидуальные особенности учеников. В своих уроках для формирования патриотизма они использовали такие методы, как рассказ о героях ВОВ, показ патриотических картин, чтение стихотворений учащимися. Форма уроков не повторялась, что позволяло учащимся запомнить много материала, учителями были проведены такие уроки, как проблемный урок, урок-характерис­тика, урок-размышление, дискуссия, семинар и др.

Второй метод исследования - анкетирование.

Цель:определить уровень осознания понятия патриотизма и отношение

к нему со стороны воспитанников.

Содержание и описание анкетирования дается в приложении 2.

Результаты анкетирования отображены на рис. 2.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА - student2.ru

Рис. 2. Уровень патриотического воспитания учащихся.

Таким образом, обработав результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что высокий уровень патриотического воспитания имеет 31% учащихся (8 чел.), уровень патриотического воспитания выше среднего у 35% учащихся (10 чел.), средний уровень патриотического воспитания у 19% учащихся (4 чел.), низкий уровень патриотического воспитания у 15% учащихся (3 чел.).

Третий метод исследования - самооценка.

Цель: определить уровень осознания понятия патриотизма и отношения к нему со стороны учащихся.

Содержание методики дается в приложении 3.

Результаты самооценки отображены на рис. 3.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА - student2.ru

Рис. 3. Уровень осознания понятия патриотизма и отношения к нему со стороны учащихся.

Таким образом, проанализировав результаты метода самооценки, а именно чтение и оценивание сочинений на тему «Патриотизм и как я его понимаю», мы выявили, что 23% учащихся имеют высокий уровень осознания понятия патриотизма и полное понимание школьником сущности ведущих признаков тех или иных сторон патриотизма, положительное личное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают, умение и привычка действовать в реальной жизни в соответствии с усвоенными требованиями; 31% учащихся имеют уровень выше среднего, у этих учащихся правильное понимание сути патриотизма, отношение к соответствующим обязанностям хотя и активное, но неустойчивое; 30% учащихся имеют средний уровень, у этих учеников неглубокое, частичное понимание сущности соответствующих признаков, неустойчивое (иногда положительное, а в некоторых случаях – пассивное) отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают; и 16% учащихся имеют низкий уровень, ученики не понимают сущности важнейших сторон патриотизма и имеют отрицательное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают.

Таким образом, в ходе проведенного исследования мы пришли к выводу, что использование патриотического воспитания на уроках истории имеют положительный результат. В результате наблюдения мы выявили, что учителя в недостаточном уровне используют элементы патриотического воспитания на уроках истории. Ориентируются на духовное развитие ребенка; формирование патриотизма ориентировано в равной степени, как на общечеловеческие, так и на национальные ценности; учителя учитывали возрастные и индивидуальные особенности учеников. Из результатов анализа анкетирования следует, что уровень патриотического воспитания в 4 классе очень высок, об этом свидетельствуют результаты проведенной методики. Проанализировав результаты самооценки, мы выяснили, что почти все учащиеся класса понимают, что такое «патриотизм», имеют положительное личное отношение к тем обязанностям, которые из него вытекает, умение и привычка действовать в реальной жизни в соответствии с усвоенными требованиями.



Наши рекомендации