ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ
ИСТОРИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Констатирующий эксперимент
В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. В связи с этим, большое внимание уделяется патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, своему народу и народам России.
Исследования проходили на базе МОБУ НОШ д. Кириллово Уфимского района Республики Башкортостан, среди учащихся 4 класса в возрасте от 9 до 11 лет и 3 учителя школы. Всего в исследовании приняли участие 25 учащихся.
Методами исследования были выбраны следующие: наблюдение, анкетирование, самооценка.
Первый метод исследования - наблюдение.
Цель: оценка использования патриотического воспитания на уроках истории.
Содержание и описание наблюдения дается в приложении 1.
Результаты наблюдения отображены на рис.1.
Рис.1. Использование патриотического воспитания на уроках истории.
Таким образом, проанализировав результаты наблюдения, мы выявили, что все учителя начальных классов используют элементы патриотического воспитания на уроках истории, но не в достаточном уровне: 1 учитель - 50%,
2 учитель - 70%, 3 учитель - 80%. Учителя, которые используют элементы патриотического воспитания на уроках истории, ориентируются на духовное развитие ребенка; формирование патриотизма ориентировано в равной степени, как на общечеловеческие, так и на национальные ценности; учителя учитывали возрастные и индивидуальные особенности учеников. В своих уроках для формирования патриотизма они использовали такие методы, как рассказ о героях ВОВ, показ патриотических картин, чтение стихотворений учащимися. Форма уроков не повторялась, что позволяло учащимся запомнить много материала, учителями были проведены такие уроки, как проблемный урок, урок-характеристика, урок-размышление, дискуссия, семинар и др.
Второй метод исследования - анкетирование.
Цель:определить уровень осознания понятия патриотизма и отношение
к нему со стороны воспитанников.
Содержание и описание анкетирования дается в приложении 2.
Результаты анкетирования отображены на рис. 2.
Рис. 2. Уровень патриотического воспитания учащихся.
Таким образом, обработав результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что высокий уровень патриотического воспитания имеет 31% учащихся (8 чел.), уровень патриотического воспитания выше среднего у 35% учащихся (10 чел.), средний уровень патриотического воспитания у 19% учащихся (4 чел.), низкий уровень патриотического воспитания у 15% учащихся (3 чел.).
Третий метод исследования - самооценка.
Цель: определить уровень осознания понятия патриотизма и отношения к нему со стороны учащихся.
Содержание методики дается в приложении 3.
Результаты самооценки отображены на рис. 3.
Рис. 3. Уровень осознания понятия патриотизма и отношения к нему со стороны учащихся.
Таким образом, проанализировав результаты метода самооценки, а именно чтение и оценивание сочинений на тему «Патриотизм и как я его понимаю», мы выявили, что 23% учащихся имеют высокий уровень осознания понятия патриотизма и полное понимание школьником сущности ведущих признаков тех или иных сторон патриотизма, положительное личное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают, умение и привычка действовать в реальной жизни в соответствии с усвоенными требованиями; 31% учащихся имеют уровень выше среднего, у этих учащихся правильное понимание сути патриотизма, отношение к соответствующим обязанностям хотя и активное, но неустойчивое; 30% учащихся имеют средний уровень, у этих учеников неглубокое, частичное понимание сущности соответствующих признаков, неустойчивое (иногда положительное, а в некоторых случаях – пассивное) отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают; и 16% учащихся имеют низкий уровень, ученики не понимают сущности важнейших сторон патриотизма и имеют отрицательное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают.
Таким образом, в ходе проведенного исследования мы пришли к выводу, что использование патриотического воспитания на уроках истории имеют положительный результат. В результате наблюдения мы выявили, что учителя в недостаточном уровне используют элементы патриотического воспитания на уроках истории. Ориентируются на духовное развитие ребенка; формирование патриотизма ориентировано в равной степени, как на общечеловеческие, так и на национальные ценности; учителя учитывали возрастные и индивидуальные особенности учеников. Из результатов анализа анкетирования следует, что уровень патриотического воспитания в 4 классе очень высок, об этом свидетельствуют результаты проведенной методики. Проанализировав результаты самооценки, мы выяснили, что почти все учащиеся класса понимают, что такое «патриотизм», имеют положительное личное отношение к тем обязанностям, которые из него вытекает, умение и привычка действовать в реальной жизни в соответствии с усвоенными требованиями.