И самосовершенствования учителя
Занятие 1. Самопрезентация.
Правила работы в группе
Цель: создание условий для более близкого знакомства и установления эмоциональных контактов; определение задач курса и особенностей групповой работы; выработка норм работы в группе, вхождение в игровой стиль взаимодействия.
Примерное содержание занятия
I. Представление себя. Все участники садятся в крут, им предлагается представиться и рассказать о себе, своих ожиданиях, связанных с учебой в институте и студенческой жизнью, о будущей профессии.
Каждый участник должен взять лист бумаги, написать в верхней части листа свое имя, затем разделить его на две части вертикальной чертой. Левую отмечаем знаком «+», а правую «—». Под «+» перечисляется то, что особенно нравится (в природе, людях, в себе и т.д.), а под знаком «—» то, что особенно неприятно для каждого в окружающем его мире. Затем все зачитывают свои записи вслух (можно приложить эти листочки к груди и медленно ходить по комнате, останавливаясь и читая записи друг у друга).
II. Сообщение преподавателя об основных задачах курса и методах работы. Напоминаем, что эта информация содержится во введении к пособию.
III. Совместная выработка правил работы в группе. Студентам предлагается подумать и определить для себя условия, при которых общение в группе будет наиболее продуктивным и комфортным (5 — 6 мин). Далее следуют обсуждение в группе и выработка коллективных правил.
Преподаватель вносит дополнения, предлагает следующие уже опробованные нормы группового взаимодействия:
1) общение по принципу «здесь и теперь». Полное включение в работу группы. Концентрация внимания на том, что происходит «здесь и теперь»;
2) отказ от общих рассуждений. Умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях;
3) атмосфера доверия, эмоциональной близости и теплоты, доброжелательности между членами группы;
4) свободное и открытое выражение своих чувств, возникающих под влиянием происходящего;
5) деятельная позиция в общении — готовность к активному участию в происходящем, желание идти на риск, чтобы лучше познать себя, других;
6) соблюдение конфиденциальности — готовность не выносить содержание общения за пределы группы.
IV. Упражнения на углубление знакомства и установление эмоциональных контактов.
Упражнение 1. «Хорошо ли мы знаем друг друга?» Все студенты (слушатели) по команде преподавателя должны быстро построиться в шеренгу: а) по росту; б) по алфавиту (первой букве имени или фамилии); в) по цвету глаз или волос и т.д.
Упражнение 2. «Девиз».
Все участники по очереди (по кругу) говорят о том, какую футболку и с какой надписью-девизом они выбрали себе, если бы была такая возможность. Эта надпись должна отражать жизненное кредо человека, его основной жизненный принцип, а цвет — соответствовать его характеру.
Упражнение 3. «Свободныйрисунок».
Всем членам группы выдаются листы бумаги и карандаши для рисования. Каждый рисует то, что ему хочется, любые формы, линии, цвет. Главное, чтобы это было выражением собственных чувств, переживаний.
После того как задание выполнено, организуется импровизированная выставка рисунков. Можно смешать рисунки все вместе, а затем предложить группе рассмотреть каждый рисунок и определить, кому он принадлежит, или предложить автору прокомментировать свой рисунок, обратив особое внимание на ощущения, которые возникали в процессе творчества.
Упражнение 4. «Запомнилицо».
Все садятся в круг. Преподаватель просит всех внимательно посмотреть на лица остальных участников, и по истечении 2—3 мин закрыть глаза. Каждый должен с закрытыми глазами постараться представить себе лица других членов группы.
В течение 1 —2 мин нужно зафиксировать в памяти лицо, которое удалось лучше всего представить, и открыть после этого глаза.
Спустя какое-то время повторить упражнение. Все это следует делать в полной тишине и только позже поговорить о своих ощущениях и переживаниях.
V. Рефлексия: обмен впечатлениями в группе, анализ своего состояния до начала занятия и в момент его завершения.
VI. Создание творческих групп для работы над темой следующего занятия.
Задание для самостоятельной работы
Творческая группа знакомится с теоретическим материалом к занятию, выбирает одну из философских концепций и углубленно изучает ее по источникам с целью представления данной концепции на занятии. Форму представления группа выбирает сама. Рекомендуется при подготовке к занятию использовать несколько источников, распределив их между собой. Группа должна быть готова ответить как на возникающие у слушателей вопросы, так и на предложенные для обсуждения (см. план следующего занятия).