Слагаемые профессионально-личностного

Самосовершенствования

Человеку, стремящемуся к самосовершенствованию, важно определить для себя те шаги, которые он должен сделать, чтобы двигаться вперед к своей цели.

Самосовершенствование нельзя сводить к самотренировке, спе­циальным упражнениям. Работа над собой — это внутренняя орга­низация всей жизни человека, это стиль и содержание жизни, кото­рые он выбирает, это деятельность человека, направленная на совершенствование самого себя. И как у всякой деятельности, у нее есть определенная структура, логика, последовательность действий.

С чего же начинается работа над собой? Прежде всего с опре­деления цели: чего я хочу достичь в своем личностном и профес­сиональном развитии, каким я хочу стать. Без цели в жизни, без представления о том, к чему надо стремиться, человек, как флю­гер на крыше, будет крутиться на одном месте, не двигаясь ни в одном направлении. «Любой ветер не по душе моряку, если он не знает, куда ему плыть», — утверждал Монтень. Определить цель самосовершенствования человеку значительно легче, если у него есть определенный идеал, в котором воплощены его представле­ния о том лучшем, что должно быть присуще человеку. Л. Н.Тол­стой писал: «Идеал — это путеводная звезда. Без нее нет направ­ления, а без направления нет жизни»[145].

Многим нашим соотечественникам свойственно скептическое, даже циничное отношение к идеалам, связанное прежде всего с крушением тех из них, на которых их с детства воспитывали. Ха­рактеризуя цинизм как общую черту всей нашей современной цивилизации, П.Вайнцвайг утверждает, что «цинизм — защит­ная броня труса, который боится обнаружить свою ущербность и которому недостает храбрости для приобретения убежденности... У каждого человека или даже народа, не наделенного в должной степени идеализмом, как правило, отсутствуют и жизненные прин­ципы, и стимулы борьбы за существование... Идея — основной источник энергии творческой личности. Идеал — это идея, пре­образованная в мощный энергетический заряд, направляющий творческую энергию личности к будущему»[146]. Потеря веры в идеа­лы происходит прежде всего тогда, когда они подменяются идо­лами, происходит фетишизация, обожествление какой-то лично­сти, приписывание ей мнимых черт. Развенчание идолов ведет к крушению идеалов.

«Идеальных людей нет» — часто заявляют молодые люди, ког­да речь идет об идеале. Понятие «идеал» не тождественно понятию «идеальный человек». Идеалом для вас может быть вовсе не иде­альный человек. Ему могут быть присущи и какие-то недостатки, отрицательные черты, но он становится для нас образцом в глав­ном, в том, что для нас наиболее ценно. Кроме того, идеал — это не обязательно конкретный человек, это может быть обобщен­ный образ, воплощающий в себе то, что наиболее значимо для нас в человеке, что побуждает нас к саморазвитию и самосовер­шенствованию. Выбору идеала всегда предшествует определение цели и смысла своей жизни. В соответствии с этим мы находим тот образ, который становится для нас ориентиром в самовоспита­нии. Но это не означает, что мы будем полностью копировать его, превращаясь в фанатиков, идолопоклонников.

Будущему учителю необходим профессиональный идеал, кото­рый стал бы для него ориентиром в профессионально-личностном становлении. Таким идеалом может быть любимый учитель или из­вестный педагог-мастер, знакомый нам по книгам, телепередачам.

История педагогической мысли хранит память о многих талант­ливых педагогах-гуманистах, идеи и жизнь которых могут служить образцом для многих поколений учителей.

Один из них — выдающийся польский педагог и врач Януш Корчак, посвятивший всю свою жизнь детям и не оставивший их в трагический час. 5 августа 1942 г. вместе с детьми «Дома сирот» из Варшавского гетто он погиб в газовой камере лагеря смерти Треблинка П. Януш Корчак имел выбор: гитлеровцы, рассчиты­вая использовать его популярность, предложили ему спасение. Но не было выбора у его воспитанников, а бросить перед лицом смерти детей, доверившихся ему, он не мог. Януш Корчак — педагог, своей жизнью и смертью подтвердивший верность тем идеям, которые он проповедовал в своих книгах.

Он отстаивал право ребенка быть личностью, а детство считал не подготовительным этапом жизни человека, а самой жизнью. «Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными впечатлениями, иной игрой чувств». От­сюда вытекает вывод Корчака о равноправии ребенка и взросло­го, о необходимости изменить отношения между взрослыми и детьми — признать право ребенка на уважение, его человеческого достоинства. Книга Януша Корчака «Как любить ребенка» — это не только книга о детях, это книга о самом педагоге — человеке творческом, мятущемся, сомневающемся, ищущем, безгранично любящем детей.

С именем и творчеством другого выдающегося педагога — A. С. Макаренко — знакомы многие из вас. Его педагогические идеи и мастерство освещали путь нескольким поколениям учителей. Че­ловек, беззаветно преданный своему призванию, детям, А. С. Ма­каренко работал в трудное время, казалось бы, в невыносимых ус­ловиях. Он вернул детство многим выброшенным революцией «на дно» жизни подросткам, помог им стать настоящими людьми.

В начале 90-х гг. прошлого века на страницах газет развернулась полемика вокруг личности А. С. Макаренко, его педагогических воззрений. Его упрекали в жестокости, оправдании подавления личности коллективом, обвиняли чуть ли не в насаждении той системы «самоуправления», которая была использована в лагерях ГУЛАГа. Но перечитайте его «Педагогическую поэму», «Флаги на башнях». Разве не слышен в них голос педагога-гуманиста, обес­покоенного судьбой своих воспитанников, делающего все для обеспечения прав и становления личности каждого из них?

Педагогические идеи и находки А. С. Макаренко легли в осно­ву «педагогики сотрудничества», методики коллективной твор­ческой деятельности, которые в наши дни позволяют развивать демократию, обеспечивать создание творческого микроклимата в школьном коллективе. Идеи А. С. Макаренко используются зару­бежными педагогами, строящими школу как справедливое сооб­щество детей и взрослых.

Эталоном учителя является для нас выдающийся педагог B. А. Сухомлинский — директор Павлышской средней школы Киро­воградской области (с 1948 по 1970 г.), сумевший создать для своих учеников «школу радости». Его педагогическое кредо — развитие творческой индивидуальности детей, их духовное, нравственное становление через постижение красоты природы, искусства, че­ловеческой мысли, отношений людей. Тонкий психолог, чуткий и отзывчивый человек, обостренно воспринимавший чужую боль и страдание, он учил этому же своих учеников. «Сердце отдаю де­тям», «Мудрая власть коллектива», «Воспитание гражданина» — в этих и других книгах предстает перед нами духовный мир В. А. Су-хомлинского. Они могут служить той азбукой, с которой начина­ется постижение педагогической профессии.

А сколько прекрасных педагогов-мастеров, талантливых и творческих учителей работало и работает в современной школе! Ш.А.Амонашвшш — известный ученый, занимающийся пробле­мами воспитания и обучения младших школьников; преподава­тель словесности и человековедения Е. Н. Ильин; учитель матема­тики В. Ф. Шаталов; директор школы и музыкант по профессии М. П. Щетинин и многие другие.

Выбор профессионального идеала мы советуем начинать со знакомства с книгами этих педагогов, с чтения художественной литературы, посвященной педагогическим проблемам, с осмыс­ления своих впечатлений о работе учителя, которые вы вынесли из школы.

Исследования показывают, что для большинства студентов педвуза ориентиром в профессиональном самосовершенствовании служат их школьные учителя. Они же во многом определяют вы­бор того предмета, который стремится изучать и преподавать бу­дущий учитель. Прекрасно, когда у истоков профессионального становления стоит живой человек, которого ты хорошо знаешь, любишь, уважаешь, на которого ты стремишься быть похожим. Но некоторым из вас не повезло, и у вас осталось самое негатив­ное впечатление о школьном учителе. Что делать в этом случае? Отталкиваясь от негативного, создавать тот позитивный образ, который может служить стимулом и целью самовоспитания.

Профессиональный идеал — это своего рода эталон, перспектива, воплощающая ваши отдаленные цели и стремления. Идеал у каждого человека свой, индивидуальный, неповторимый. Но вместе с тем педагогическая деятельность предъявляет к тем, кто ее избрал, вполне конкретные нормативные требования, без которых вы не можете состояться как учитель.

На основе этих требований определены те качества личности, знания, умения, которыми должен обладать педагог, чтобы вы­полнить свое социальное назначение, и созданы обобщенные ха­рактеристики — профессиограммы. Профессиограмма позволяет каждому из вас определить степень развитости у себя тех или иных качеств и наметить конкретные пути по их совершенствованию.

Итак, цель определена, но достижима ли она? Необходимо соотнести с этой целью, с идеалом свои возможности, способно­сти. Поэтому следующий этап самовоспитания — познание и осоз­нание себя, изучение и анализ своих личностных особенностей. Гёте говорил: «Умный человек не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя». В самопознании главное — выявление собствен­ных положительных качеств, потенций, способностей, ибо толь­ко опираясь на позитивное в себе, мы сможем преодолеть недо­статки. Надо найти и развить сильные стороны своей натуры, те индивидуальные особенности, которые делают нашу личность не­повторимой, оригинальной, интересной для окружающих, найти свой индивидуальный стиль педагогической деятельности.

Безусловно, надо самокритично относиться к тому, что в себе еще неразвито, над чем надо работать, хорошо представляя, на­сколько реально достижение той или иной цели. Самопознание, которым вы займетесь на практических занятиях, лишь первый шаг в этом трудном, постоянном, не прекращающемся всю жизнь учителя процессе. Познавая себя, мы корректируем свой идеал, свою цель, преобразуем их в конкретные, достижимые задачи. Для движения вперед необходимо восприятие своих реальных возмож­ностей, гармоничное сочетание идеализма и реализма. Иначе вас ожидают срывы, порождающие неуверенность в себе, пессимизм. Формулу «человек может все» скорее следует заменить формулой «человек может многое», если он смотрит с оптимизмом вперед, но действует взвешенно, разумно, терпеливо.

На основе целеполагания и самопознания строится програм­ма — план развития и формирования своих позитивных свойств и качеств, а также коррекции недостатков. Многие из тех, кто зани­мался самовоспитанием, начинали составление такой программы с формулирования жизненных принципов, правил, которые по­могают им строить свою жизнь.

Вот какие правила выработал для себя Б. Франклин.

Первое правило: он считал, что нельзя одновременно воспи­тать у себя все положительные качества, надо «в течение опреде­ленного времени сосредоточивать свое внимание только на одной добродетели; когда же я ею овладею — переходить к другой и так далее».

Второе правило — нужно постоянно контролировать себя. «Я завел книжку, в которой выделил для каждой добродетели по странице». Там черными чернилами Франклин отмечал наруше­ния каждого дня.

Третье правило — постоянное самообладание, которому помо­гает похвала своих действий, чтение изречений, внушение уве­ренности в своих силах.

Четвертое правило — все надо спланировать не только на дли­тельный срок, план надо иметь на каждый день[147].

Программа самовоспитания содержит в себе конкретные шаги по достижению тех задач, которые ставит перед собой человек. Л. Н.Толстой в юности составил программу самосовершенствова­ния на основе выделения трех разделов: качеств ума, которые надо вырабатывать, чтобы стать культурным человеком; качеств души, которые надо приобрести, чтобы служить людям с пользой; пе­речня пороков и недостатков, от которых надо избавиться, чтобы уважать себя. Отсюда впоследствии возник перечень конкретных дел и поступков, которые необходимо выполнять для развития в себе желательных свойств и качеств.

Составить программу своего профессионально-личностного роста вы можете сами на основе сопоставления своих качеств, знаний, умений, способностей с требованиями, которые содер­жатся в вашем профессиональном идеале или профессиограмме учителя. Помочь в создании такой программы вам могут рекомендации, предложенные С. Б. Елкановым[148]. Вот как может выглядеть один из фрагментов программы (табл. 4).

Итак, программа самосовершенствования определена, спла­нированы пути и средства ее реализации. Однако она может ос­таться лишь благим намерением, если отсутствует главное — боль­шое стремление к достижению намеченного, сила воли, если вы не владеете методами и приемами работы над собой. С некоторы­ми из них вы познакомились на практических занятиях. Успех ва­шей работы над собой во многом зависит также от умения орга­низовать работу: от того, как вы планируете свой день, умеете ли контролировать себя, насколько овладели навыками работы с литературой, от ваших навыков работать на лекциях и готовиться к практическим занятиям, урокам в школе, от рационального ис­пользования свободного времени и т.д.

Работа над собой — это постоянный труд, требующий от того, кто им занимается, выдержки, терпения, силы воли, оптимизма. Побеждает тот, кто умеет себя преодолеть. «Пока человек не сда­ется, он сильнее своей судьбы», — утверждал Ремарк. Боритесь со всякими проявлениями малодушия и страха, стремления уйти от выполнения того, что вы наметили, желания поддаться своим слабостям и прихотям.

И главное — сделайте так, чтобы то, чем вы занимаетесь, было вам не в тягость, а в радость. Это в ваших силах. Итак, в путь! Помните, что вы сами строите свою жизнь, свое счастье, свое здоровье и материальное благополучие. Не забывайте, что человек рожден для того, чтобы реализовать себя, осуществить свое при­звание, совершенствуя себя и тем самым все человечество.

Таблица 4

Наши рекомендации