Правовое регулирование процессов информатизации.

Информационные ресурсы. Развитие информационного пространства и проблема национальной безопасности. Правовое регулирование в области информационных ресурсов.

3. Локальные и глобальные компьютерные сети и технологии их использования в дошкольном и общеобразовательном учреждении.

Разновидности компьютерных сетей. Возможности глобальной сети Интернет. Этика сетевого общения. Технология поиска информации в Интернете. Достоверность информации Интернет-ресурсов.

4. Компьютерные игры в организации образовательного процесса дошкольников и младших школьников.

Жанры компьютерных игр. Преимущества и недостатки компьютерных игр по сравнению с бескомпьютерным аналогом. Роль компьютерных игр в образовательном процессе.

Компьютерная и интернет зависимость.

Компьютерная зависимость детей – актуальная проблема современности. Предпосылки возникновения компьютерной зависимости у детей. Стадии формирования компьютерной и интернет зависимости. Предотвращение компьютерной и интернет зависимости у детей.

Темы лекций

Тема 1. Информационная культура учителя.

Тема 2. Правовое регулирование процессов информатизации.

Тема 3. Возможности глобальной сети Интернет.

Тема 4. Этика сетевого общения.

Тема 5. Компьютерные игры в организации образовательного процесса младших школьников.

Тема 6. Компьютерная зависимость детей – актуальная проблема современности.

Темы лабораторных занятий

Тема 1-4. Использование информационных ресурсов общества в работе педагога.

Тема 4. Поиск информации образовательного назначения на заданную тему, почерпнутой из распределенного ресурса сети Интернет.

Тема 5-9. Обучающие компьютерные игры для младших школьников: «Баба Яга учится читать», «АРТ-студия», «Незнайкина грамота», «Веселая азбука», «Игры для тигры» и др.

Вопросы для контроля и самоконтроля

1. Роль информации в развитии общества.

2. Информационное общество.

3. Информационная культура педагога.

4. Структура информационной культуры.

5. Показатели сформированности информационной культуры педагога.

6. Информационные ресурсы.

7. Развитие информационного пространства и проблема национальной безопасности.

8. Правовое регулирование в области информационных ресурсов.

9. Разновидности компьютерных сетей.

10. Возможности глобальной сети Интернет.

11. Этика сетевого общения.

12. Технология поиска информации в Интернете.

13. Достоверность информации Интернет-ресурсов.

14. Жанры компьютерных игр.

15. Преимущества и недостатки компьютерных игр по сравнению с бес-компьютерным аналогом.

16. Роль компьютерных игр в образовательном процессе.

17. Компьютерная зависимость детей – актуальная проблема современности.

18. Предпосылки возникновения компьютерной зависимости у детей.

19. Стадии формирования компьютерной и интернет зависимости.

20. Предотвращение компьютерной и интернет зависимости у детей.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Темы, вынесенные на самостоятельное изучение

1. История развития цивилизации и основные информационные революции.

2. Современное состояние и перспективы развития информатизации стран мирового сообщества.

3. Основы криптографической защиты информации.

4. Информационная свобода личности.

5.Виды информационно-учебного взаимодействия при работе в компьютерных сетях.

6. Оценка качества электронных средств учебного назначения, в том числе программных средств учебного назначения.

7. ИКТ в вопросах оптимизации образовательных систем.

Типовые контрольные задания необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, в процессе освоения дисциплины

Проверочный тест

Отметьте знаком»+» правильные ответы:

1. Интернет – это:

а) локальная сеть;

б) корпоративная сеть;

в) глобальная сеть;

г) региональная сеть.

2. WWW – это:

а) Wide World Web;

б) Web Wide World;

в) World Web Wide;

г) World Wide Web.

3. Связь слова или изображения с другим ресурсом называется ...

а) WEB-страницей;

б) Гиперссылкой;

в) Интернет;

г) WEB-сайтом.

4. Программы для просмотра WEB-страниц называются:

а) просмотрщиками;

б) браузерами;

в) мультимедийными программами;

г) электронной почтой.

5. Установите соответствие между названием сети ее описанием:

  1. Локальная сеть     A. объединение компьютеров, расположенных на большом расстоянии друг от друга  
  2. Региональная сеть   B. объединение локальных сетей в пределах одной корпорации для решения общих задач  
  3. Корпоративная сеть   C. объединение компьютеров в пределах одного города, области, страны  
  4. Глобальная сеть     D. объединение компьютеров, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга  


6. Компьютер, подключенный к Интернет, обязательно имеет:

а) IP-адрес;

б) web-страницу;

в) домашнюю web-страницу;

г) доменное имя;

д) URL-адрес.

7. Подберите к изображению браузера его название:

1.   Opera
2.   Internet Explorer
3.   Mozilla-Firefox
4.   Netscape Browser

8. Web-страницы имеют расширение:

а) *.htm;

б) *.txt;

в) *.exe;

г) *.www

9. Гипертекст — это …

а) способ организации текстовой информации, внутри которой установлены смысловые связи между ее различными фрагмента-ми;

б) обычный, но очень большой по объему текст;

в) текст, буквы которого набраны шрифтом большого размера;

г) распределенная совокупность баз данных, содержащих тек-сты.

10. В электронном почтовом адресе до знака @ записывается…

а) имя пользователя;

б) название домена;

в) имя провайдера;

г) имя сервера.

Темы рефератов

1. Культура как объект информационной безопасности.

2. Влияние информационно-коммуникационных технологий на психологию ребенка.

3. Интернет и правовые отношения.

4. От компьютерной грамотности детей к информационной культуре общества.

5. «Сетевая литература» как феномен культуры информационного общества.

Вопросы к экзамену

1. Роль информации в развитии общества.

2. Информационное общество.

3. Информационная культура учителя.

4. Информационные ресурсы.

5. Развитие информационного пространства и проблема национальной безопасности.

6. Правовое регулирование в области информационных ресурсов.

7. Разновидности компьютерных сетей.

8. Возможности глобальной сети Интернет.

9. Этика сетевого общения.

10. Технология поиска информации в Интернете.

11. Достоверность информации Интернет-ресурсов.

12. Жанры компьютерных игр. Преимущества и недостатки компьютерных игр по сравнению с бескомпьютерным аналогом.

13. Роль компьютерных игр в образовательном процессе .

14. Компьютерная зависимость детей – актуальная проблема современно-

Типовые контрольные задания или иные материалы для текущего контроля

Раздел 1.

1. В каком соотношении находятся понятия «Информационное образовательное пространство» и «Информационная образовательная среда»?

2. Почему современная сфера образования может развиваться только на основе информационных технологий?

3. Назовите характеристики информационного образовательного пространства.

4. В чем состоят проблемы информационной коммуникации?

5. Назовите основные положения Концепции создания и развития информационно-образовательной среды.

6. Назовите компоненты информационной образовательной среды дошкольной и начальной образовательной организации.

Раздел 2.

1. В чем особенности характеристики информационной образовательной среды ОУ?

3. Объясните эффективность виртуального методического кабинета в ОУ.

4. В чем суть информационной культуры педагога?

5. Назовите требования к информационной культуре педагога.

6. Структурируйте все ИКТ – компетенции участников образовательного процесса в ОУ.

7. Обоснуйте требования СанПиНов по организации работы с детьми на компьютерах.

8. В чем проявляется вред здоровью детей при взаимодействии с компьютером?

9. Назовите гигиенические условия использования информационных технологий в дошкольном образовании.

10. Какие педагогические приемы можно использовать с детьми для обоснования необходимости соблюдения режима работы и игр на компьютере?

Раздел 3.

1. Назовите условия организации работы с детьми в компьютерных классах.

2. Возможности информационных технологий в обучении детей.

3. Назовите дидактические условия применения компьютерных технологий в процессе обучения.

4. Перечислите компьютерные программы для детей дошкольного возраста.

5. В чем состоит роль дистанционных технологий во взаимодействии с родителями?

6. Каковы формы взаимодействия с родителями с использованием информационных технологий?

7. Какие можно создать сайты для работы с родителями?

8. Как можно организовать взаимодействие родителей и психолога по вопросу диагностики детей?

9. Как можно с помощью информационных технологий создавать электронные газеты и видеожурналы для родителей?

Темы рефератов

1. «Информационное общество и формирование информационно- творческой парадигмы образования».

2. «Информационная культура педагога-исследователя и ее формирование в системе высшего педагогического образования»,

3. «Системообразующее значение информационной компетенции в структуре деятельности педагога дошкольного образования»,

4. «Новые информационные и коммуникационные технологии и их значение для осуществления непрерывности и мобильности образования»,

5. «НИТ и развитие дистанционного образования»,

6. «Персональный компьютер и научно-исследовательская деятельность»,

7. «Образовательные возможности Интернет»,

8. «Соотношение традиционных и новых информационных технологий в образовании»,

9. «Компьютерные технологии и развитие личности обучаемых»,

10. «Интерактивность в обучении, средства ее обеспечения»,

11. «Программированное обучение: история, современное состояние и перспективы»,

12. «Информационные технологии и активизация познавательной деятельности детей»,

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Рекомендуемая литература

Нормативные документы

1.Закон ДНР «Об образовании».

2.Государственный образовательный стандарт дошкольного образования на 2015-2017 уч. гг.

3.Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (приказ МОН ДНР №23 от 29.01.2015).

Основная

1. Мещеряков, В.Н. Жанры учительской речи: учеб. пособие / В.Н. Мищеряков. – М.: Флинта, 2003. – 248 с. – 5 шт.

2. Мурашов, А.А. Педагогическая риторика / А.А. Мурашов. – М.: пед. общ-во России, 2001. – 480 с. – 1 шт.

3. Десяева, Н.Д. Культура речи педагога: учеб. пособие / Н.Д. Десяева. – М.: Академия, 2003. – 192 с. – 1 шт.

4. Мазоха, Д.С. На шляху до педагогiчноï професii: навчальний посiбник / Д.С. Мазоха. – Киïв: Центр навчальноï лiтератури, 2005. – 168 с. – 1 шт.

5. Новиков, А.М. Я – педагог / А.М. Новиков. – М.: Эгвес, 2011. – 136 с. – 1 шт.

6.Киричек П.Н. Информационная культура общества. М.: РАГС, 2010.

7.Зыкова И.В. Культура как информационная система. Духовное, ментальное, материально-знаковое. -М.: Либроком, 2011.

Дополнительная

1. Роберт И.В., Панюкова С.В., Кузнецов А.А., Кравцова А.Ю. Ин-формационные и коммуникационные технологии в образовании. -М.: Дрофа, 2008.

Интернет-ресурсы

1. http://www.ed.gov.ru/ Министерство образования Российской Федера-ции. Федеральное агентство по образованию

2. http://www.minobraz.ru/ Министерство общего и профессионально образования Свердловской области

3. http://www.fio.ru/ Федерация Интернет Образования

4. http://www.teenbook.ru Свердловская областная библиотека для детей и юношества

5. http://www.kinder.ru Детские ресурсы

6. Лапина, О.А. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.А. Лапина, Н.Н. Пядушкина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 160 с. https://cloud.mail.ru/public/DjjA/jno11EXHq

7. Толстова, О.С. Педагогические технологии : учеб. пособие / О.С. Толстова. – Кинель: РИО СГСХА, 2016. – Ч.1. – 131 с. https://cloud.mail.ru/public/Ged5/BdUKXwKd2

Информационное обеспечение дисциплины

Пакет программ Microsoft Office, инструментальная система компьютерного контроля MyTest.

Наши рекомендации