Правовое регулирование процессов информатизации.
Информационные ресурсы. Развитие информационного пространства и проблема национальной безопасности. Правовое регулирование в области информационных ресурсов.
3. Локальные и глобальные компьютерные сети и технологии их использования в дошкольном и общеобразовательном учреждении.
Разновидности компьютерных сетей. Возможности глобальной сети Интернет. Этика сетевого общения. Технология поиска информации в Интернете. Достоверность информации Интернет-ресурсов.
4. Компьютерные игры в организации образовательного процесса дошкольников и младших школьников.
Жанры компьютерных игр. Преимущества и недостатки компьютерных игр по сравнению с бескомпьютерным аналогом. Роль компьютерных игр в образовательном процессе.
Компьютерная и интернет зависимость.
Компьютерная зависимость детей – актуальная проблема современности. Предпосылки возникновения компьютерной зависимости у детей. Стадии формирования компьютерной и интернет зависимости. Предотвращение компьютерной и интернет зависимости у детей.
Темы лекций
Тема 1. Информационная культура учителя.
Тема 2. Правовое регулирование процессов информатизации.
Тема 3. Возможности глобальной сети Интернет.
Тема 4. Этика сетевого общения.
Тема 5. Компьютерные игры в организации образовательного процесса младших школьников.
Тема 6. Компьютерная зависимость детей – актуальная проблема современности.
Темы лабораторных занятий
Тема 1-4. Использование информационных ресурсов общества в работе педагога.
Тема 4. Поиск информации образовательного назначения на заданную тему, почерпнутой из распределенного ресурса сети Интернет.
Тема 5-9. Обучающие компьютерные игры для младших школьников: «Баба Яга учится читать», «АРТ-студия», «Незнайкина грамота», «Веселая азбука», «Игры для тигры» и др.
Вопросы для контроля и самоконтроля
1. Роль информации в развитии общества.
2. Информационное общество.
3. Информационная культура педагога.
4. Структура информационной культуры.
5. Показатели сформированности информационной культуры педагога.
6. Информационные ресурсы.
7. Развитие информационного пространства и проблема национальной безопасности.
8. Правовое регулирование в области информационных ресурсов.
9. Разновидности компьютерных сетей.
10. Возможности глобальной сети Интернет.
11. Этика сетевого общения.
12. Технология поиска информации в Интернете.
13. Достоверность информации Интернет-ресурсов.
14. Жанры компьютерных игр.
15. Преимущества и недостатки компьютерных игр по сравнению с бес-компьютерным аналогом.
16. Роль компьютерных игр в образовательном процессе.
17. Компьютерная зависимость детей – актуальная проблема современности.
18. Предпосылки возникновения компьютерной зависимости у детей.
19. Стадии формирования компьютерной и интернет зависимости.
20. Предотвращение компьютерной и интернет зависимости у детей.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Темы, вынесенные на самостоятельное изучение
1. История развития цивилизации и основные информационные революции.
2. Современное состояние и перспективы развития информатизации стран мирового сообщества.
3. Основы криптографической защиты информации.
4. Информационная свобода личности.
5.Виды информационно-учебного взаимодействия при работе в компьютерных сетях.
6. Оценка качества электронных средств учебного назначения, в том числе программных средств учебного назначения.
7. ИКТ в вопросах оптимизации образовательных систем.
Типовые контрольные задания необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, в процессе освоения дисциплины
Проверочный тест
Отметьте знаком»+» правильные ответы:
1. Интернет – это:
а) локальная сеть;
б) корпоративная сеть;
в) глобальная сеть;
г) региональная сеть.
2. WWW – это:
а) Wide World Web;
б) Web Wide World;
в) World Web Wide;
г) World Wide Web.
3. Связь слова или изображения с другим ресурсом называется ...
а) WEB-страницей;
б) Гиперссылкой;
в) Интернет;
г) WEB-сайтом.
4. Программы для просмотра WEB-страниц называются:
а) просмотрщиками;
б) браузерами;
в) мультимедийными программами;
г) электронной почтой.
5. Установите соответствие между названием сети ее описанием:
1. Локальная сеть | A. объединение компьютеров, расположенных на большом расстоянии друг от друга |
2. Региональная сеть | B. объединение локальных сетей в пределах одной корпорации для решения общих задач |
3. Корпоративная сеть | C. объединение компьютеров в пределах одного города, области, страны |
4. Глобальная сеть | D. объединение компьютеров, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга |
6. Компьютер, подключенный к Интернет, обязательно имеет:
а) IP-адрес;
б) web-страницу;
в) домашнюю web-страницу;
г) доменное имя;
д) URL-адрес.
7. Подберите к изображению браузера его название:
1. | Opera |
2. | Internet Explorer |
3. | Mozilla-Firefox |
4. | Netscape Browser |
8. Web-страницы имеют расширение:
а) *.htm;
б) *.txt;
в) *.exe;
г) *.www
9. Гипертекст — это …
а) способ организации текстовой информации, внутри которой установлены смысловые связи между ее различными фрагмента-ми;
б) обычный, но очень большой по объему текст;
в) текст, буквы которого набраны шрифтом большого размера;
г) распределенная совокупность баз данных, содержащих тек-сты.
10. В электронном почтовом адресе до знака @ записывается…
а) имя пользователя;
б) название домена;
в) имя провайдера;
г) имя сервера.
Темы рефератов
1. Культура как объект информационной безопасности.
2. Влияние информационно-коммуникационных технологий на психологию ребенка.
3. Интернет и правовые отношения.
4. От компьютерной грамотности детей к информационной культуре общества.
5. «Сетевая литература» как феномен культуры информационного общества.
Вопросы к экзамену
1. Роль информации в развитии общества.
2. Информационное общество.
3. Информационная культура учителя.
4. Информационные ресурсы.
5. Развитие информационного пространства и проблема национальной безопасности.
6. Правовое регулирование в области информационных ресурсов.
7. Разновидности компьютерных сетей.
8. Возможности глобальной сети Интернет.
9. Этика сетевого общения.
10. Технология поиска информации в Интернете.
11. Достоверность информации Интернет-ресурсов.
12. Жанры компьютерных игр. Преимущества и недостатки компьютерных игр по сравнению с бескомпьютерным аналогом.
13. Роль компьютерных игр в образовательном процессе .
14. Компьютерная зависимость детей – актуальная проблема современно-
Типовые контрольные задания или иные материалы для текущего контроля
Раздел 1.
1. В каком соотношении находятся понятия «Информационное образовательное пространство» и «Информационная образовательная среда»?
2. Почему современная сфера образования может развиваться только на основе информационных технологий?
3. Назовите характеристики информационного образовательного пространства.
4. В чем состоят проблемы информационной коммуникации?
5. Назовите основные положения Концепции создания и развития информационно-образовательной среды.
6. Назовите компоненты информационной образовательной среды дошкольной и начальной образовательной организации.
Раздел 2.
1. В чем особенности характеристики информационной образовательной среды ОУ?
3. Объясните эффективность виртуального методического кабинета в ОУ.
4. В чем суть информационной культуры педагога?
5. Назовите требования к информационной культуре педагога.
6. Структурируйте все ИКТ – компетенции участников образовательного процесса в ОУ.
7. Обоснуйте требования СанПиНов по организации работы с детьми на компьютерах.
8. В чем проявляется вред здоровью детей при взаимодействии с компьютером?
9. Назовите гигиенические условия использования информационных технологий в дошкольном образовании.
10. Какие педагогические приемы можно использовать с детьми для обоснования необходимости соблюдения режима работы и игр на компьютере?
Раздел 3.
1. Назовите условия организации работы с детьми в компьютерных классах.
2. Возможности информационных технологий в обучении детей.
3. Назовите дидактические условия применения компьютерных технологий в процессе обучения.
4. Перечислите компьютерные программы для детей дошкольного возраста.
5. В чем состоит роль дистанционных технологий во взаимодействии с родителями?
6. Каковы формы взаимодействия с родителями с использованием информационных технологий?
7. Какие можно создать сайты для работы с родителями?
8. Как можно организовать взаимодействие родителей и психолога по вопросу диагностики детей?
9. Как можно с помощью информационных технологий создавать электронные газеты и видеожурналы для родителей?
Темы рефератов
1. «Информационное общество и формирование информационно- творческой парадигмы образования».
2. «Информационная культура педагога-исследователя и ее формирование в системе высшего педагогического образования»,
3. «Системообразующее значение информационной компетенции в структуре деятельности педагога дошкольного образования»,
4. «Новые информационные и коммуникационные технологии и их значение для осуществления непрерывности и мобильности образования»,
5. «НИТ и развитие дистанционного образования»,
6. «Персональный компьютер и научно-исследовательская деятельность»,
7. «Образовательные возможности Интернет»,
8. «Соотношение традиционных и новых информационных технологий в образовании»,
9. «Компьютерные технологии и развитие личности обучаемых»,
10. «Интерактивность в обучении, средства ее обеспечения»,
11. «Программированное обучение: история, современное состояние и перспективы»,
12. «Информационные технологии и активизация познавательной деятельности детей»,
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Рекомендуемая литература
Нормативные документы
1.Закон ДНР «Об образовании».
2.Государственный образовательный стандарт дошкольного образования на 2015-2017 уч. гг.
3.Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (приказ МОН ДНР №23 от 29.01.2015).
Основная
1. Мещеряков, В.Н. Жанры учительской речи: учеб. пособие / В.Н. Мищеряков. – М.: Флинта, 2003. – 248 с. – 5 шт.
2. Мурашов, А.А. Педагогическая риторика / А.А. Мурашов. – М.: пед. общ-во России, 2001. – 480 с. – 1 шт.
3. Десяева, Н.Д. Культура речи педагога: учеб. пособие / Н.Д. Десяева. – М.: Академия, 2003. – 192 с. – 1 шт.
4. Мазоха, Д.С. На шляху до педагогiчноï професii: навчальний посiбник / Д.С. Мазоха. – Киïв: Центр навчальноï лiтератури, 2005. – 168 с. – 1 шт.
5. Новиков, А.М. Я – педагог / А.М. Новиков. – М.: Эгвес, 2011. – 136 с. – 1 шт.
6.Киричек П.Н. Информационная культура общества. М.: РАГС, 2010.
7.Зыкова И.В. Культура как информационная система. Духовное, ментальное, материально-знаковое. -М.: Либроком, 2011.
Дополнительная
1. Роберт И.В., Панюкова С.В., Кузнецов А.А., Кравцова А.Ю. Ин-формационные и коммуникационные технологии в образовании. -М.: Дрофа, 2008.
Интернет-ресурсы
1. http://www.ed.gov.ru/ Министерство образования Российской Федера-ции. Федеральное агентство по образованию
2. http://www.minobraz.ru/ Министерство общего и профессионально образования Свердловской области
3. http://www.fio.ru/ Федерация Интернет Образования
4. http://www.teenbook.ru Свердловская областная библиотека для детей и юношества
5. http://www.kinder.ru Детские ресурсы
6. Лапина, О.А. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.А. Лапина, Н.Н. Пядушкина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 160 с. https://cloud.mail.ru/public/DjjA/jno11EXHq
7. Толстова, О.С. Педагогические технологии : учеб. пособие / О.С. Толстова. – Кинель: РИО СГСХА, 2016. – Ч.1. – 131 с. https://cloud.mail.ru/public/Ged5/BdUKXwKd2
Информационное обеспечение дисциплины
Пакет программ Microsoft Office, инструментальная система компьютерного контроля MyTest.