Отличие исследовательской деятельности от проектной и конструктивной
-главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. Часто в условиях конкурсов и конференций можно встретить требования практической значимости, применимости результатов исследования, характеристику социального эффекта исследования (например, природоохранный эффект). Такая деятельность, хотя часто называется организаторами исследовательской, преследует иные цели (сами по себе не менее значимые) – социализации, наработки социальной практики средствами исследовательской деятельности. Руководитель детской исследовательской работы должен отдавать себе отчет в смещении целей проводимой работы при введении подобных требований.
Виды исследовательских работ учащихся:
Проблемно-реферативные работы учащихся - творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.
Экспериментальные работы учащихся -творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий
Исследовательские работы учащихся -творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.
Исследовательские проекты - требуют хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов
Творческие проекты - не имеют детально проработанной структуры, она развивается по ходу работы, планируется только конечный результат (выпущенная газета, видеофильм)
Игровые проекты - не имеют детально проработанной структуры, она развивается по ходу работы, планируется только конечный результат (выпущенная газета, видеофильм
Информационные проекты - направлен на сбор информации о каком-либо объекте. Его структура: цель, методы получения и обработки информации, результат, презентация
Практико-ориентированые проекты - чётко обозначенный результат, тщательно продуманная структура, чёткое определение функций каждого участника, координация этапов работы, презентация конечных результатов, оценка работы.
Педагогический контроль– процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физкультурой и спортом с целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.
Планирование оперативное предусматривает достижение заданных характеристик двигательных действий, реакций функциональных систем организма при выполнении отдельных тренировочных заданий в соревновательных стартах, поединках, схватках и т.п.
Предмет исследования - все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.
Принцип- основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.
Самоконтроль – регулярные наблюдения занимающихся физкультурой и спортом за состоянием своего здоровья, физического развития и физической подготовленности с помощью простых, общедоступных приемов. утомление
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей и места среди других людей, являющаяся важным регулятором ее поведения.
Саморегуляция – целесообразное функционирование активности личности в единстве ее энергетических, динамических и содержательно-смысловых составляющих.
Самочувствие– ощущение физиологической и психологической комфортности внутреннего состояния.
Тест– неспецифическое упражнение, выполнение которого тесно связано с основным упражнением или двигательным качеством.
Техника спортивная- система движений, действий и приемов спортсмена, наиболее целесообразно приспособленная для решения основной спортивной задачи с наименьшей затратой сил и энергии в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Усталость– комплекс субъективных переживаний, сопутствующих развитию состояния утомления и характеризующийся чувствами слабости, вялости, ощущениями физиологического дискомфорта, нарушениями в протекании психических процессов(памяти, внимания, мышления и др.).
Физическая культура– часть общей культуры общества. Отражает способы физкультурной деятельности, результаты, условия, необходимые для культивирования, направленные на освоение, развитие и управление физическими и психическими способностями человека, укрепление его здоровья, повышение работоспособности.
Физическая культура личности– характеризует качественное, системное и динамичное новообразование, определяющее ее образованность, физическую подготовленность и совершенство, отраженное в видах и формах активной физкультурно-спортивной деятельности, здоровом стиле жизни.
Физическая подготовленность– процесс и результат физической активности, обеспечивающий формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, повышение уровня работоспособности.
Физические (двигательные) качества– это определенные стороны двигательных способностей человека – сила, выносливость, быстрота (скоростные возможности), гибкость, ловкость (координационные возможности).
Физическое воспитание– педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в результате педагогических воздействий и самовоспитания.
Физическое развитие– закономерный биологический процесс становления и изменения морфологических и функциональных свойств организма в продолжение индивидуальной жизни, совершенствующийся под влиянием физического воспитания.
Физическое совершенство– процесс физического образования и воспитания, выражающий высокую степень развития индивидуальных физических способностей.
Функциональная проба– дозированная нагрузка, позволяющая оценить функциональное состояние организма.
Ценности физической культуры– значимые явления, предметы, процессы и результаты деятельности в сфере физической культуры, ориентация на которые стимулирует поведение и проявление физкультурно-спортивной активности.
Эксперимент – род опыта, имеющего целенаправленно исследовательский характер и проводимого в искусственных, воспроизводимых условиях путем их контролирующего изменения.
Литература:
1.Галкина, Т.И., Сухенко, Н.В. Организация и содержание методической работы в современной школе. Книга современного завуча.- М., Феникс, 2010.
2. Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский - 2-е изд.,испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 174с.
3. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 6-е изд.,стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 208с.
4. Ильенко Л. П. Модели методической службы в общеобразовательных учреждениях.- М.: АРКТИ.-2009. – 64с.
4. Ильенко Л. П. Теория и практика управления методической работой в общеобразовательных учреждениях.-М.: АРКТИ.-2009. – 168с.
5. Методическая служба в школе. Сост. Дмитриева В. Г. и др. М.: Педагогическое общество России, 2010. - 112 с.
6.Организация работы школьного методического объединения. Нормативные и инструктивно-методические материалы. – Учитель, 2011
3. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта. М.: Аркти, 2003. - 112 с.
4. Татарченкова С. С. Организация методической работы в современной школе. М.: Каро, 2009. - 128 с.