Преподавание предмета «Физическая культура»

Утверждаю « » 200_г.

Рабочий план на II четверть для V класса

Расписание уроков физической культуры
Уроки Время Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота
               
               
               
               
               
               

Объяснительная записка

Рабочий план преподавания предмета «Физическая культура» состав­лен на II четверть для V класса на основе официальной программы по предмету для общеобразовательной школы. Рабочим планом предусмат­ривается решение во II четверти следующих главных задач физического воспитания:

1) дальнейшее укрепление здоровья и повышение физической подго­товленности учашичся V класса посредством всестороннего воздействия физическими упражнениями на развитие важнейших функциональных систем их организма, воспитание основных физических качеств;

2) обучение базовым умениям по разделу программы «Гимнастика с основами акробатики» и первоначальное ознакомление с техникой спор­тивной игры «Баскетбол».

В соответствии с указанными задачами в рабочем плане представле­ны поурочно на II четверть[9] следующие виды учебного материала:

1) основные знания по практическим видам, запланированным на данную четверть;

2) строевые упражнения;

3) общеразвиваюшие физические упражнения;

4) опорные гимнастические прыжки;

5) основы акробатики;

6) упражнения в равновесии на бревне (девочки);

7) упражнения на разновысоких брусьях (девочки);

8) упражнения на низких брусьях (мальчики);

9) упражнения на перекладине (мальчики);

10) игры и специальные упражнения ля развития физических ка­честв.

Уроки, проводимые во II четверти, носят комплексный характер и включают кроме основного гимнастического материала упражнения в беге, подвижные игры, эстафеты и элементы баскетбола.

На всех уроках в содержание разминки включается непродолжитель­ный бег, при этом обращается внимание на технику бега. При наличии в ней недостатков преподавателем вносятся поправки. В целях обеспе­чения преемственности в направленности тренировочных средств на воспитание обшей выносливости в I четверти (легкая атлетика — бего­вые нагрузки) и III четверти (лыжная подготовка) в ряде уроков дан­ной четверти в конце основной части занятий специально планируется продолжительный бег (беговая тренировка), а также подвижные игры п эстафеты.

Настоящим рабочим планом предусмотрена сдача текущих зачетов по выполнению ряда гимнастических комбинаций: упражнений на бревне (девочки), акробатических упражнений (мальчики и девочки), упражнение, включающее прыжок в упор присев на козла и соскок прогнувшись (мальчики и девочки), лазание по канату в два приема. К концу четверти учащиеся также должны быть подготовлены к сдаче норматива но подтягиванию — мальчики из положения виса на пере­кладине, девочки из положения виса лежа хватом за низкую перекла­дину. Зачетные комбинации приводятся в рабочем плане на II чет­верть.

Содержание уроков

Урок 1.

1. Беседа «Правила поведения на занятиях по гимнастике и меры бе­зопасности при упражнениях на снарядах».

2. Построение в колонну по одному, ознакомление с понятием «дис­танция».

3. Разучивание строевого шага и поворота в движении.

4. Разучивание комплекса упражнений утренней гимнастики.

5. Выполнение подскоков на гимнастическом мостике, наскок в \пор на колени (на гимнастического козла).

6. Соскок из упора присев прогнувшись на точность приземления.

7. Кувырки вперед.

8. Перекаты назад.

9. Гимнастическое бревно: ходьба, ходьба с хлопками под ногой, со­скок прогнувшись.

10. Передвижение в упоре на низких брусьях.

11. Сгибание и разгибание рук в горизонтальном упоре на брусьях, ноги врозь.

12. Прыжки через скакалку за 30 с.

13. Упражнения для мыши брюшного пресса и спины на гимнасти­ческих матах.


Содержание рабочего плана на И четверть
№ п/п Разделы содержания учебного процесса Количество повторений в четверти Задачи обучения и воспитания
Основные 31ШШ1Ч по практическим вилам ПРОГР 1ММЫ   1. Сообщение элементарных ai^uifl о гимнастке как виде ОФП школьной программы 2. Сообщение знании о мерах предупреждения травм на занятиях гимнастикой 3. Сообщение знаний о технике гимнастических упражнений
Стройные упражнения   1. Разучивание строевого шага, ознакомление с понятием «дистанция» 2. Закрепление рапсе изученных строевыц приемок и перестроений
Обшеразиишюшне физи­ческие упражнения   Функциональная подготовка организма и подготовка опорно-двигательного аппарата к нагрузкам в основной части урока
А Опорные гимнастические прыжки   1. Обучение прыжку в упор присев на козла и соскоку прогнувшись 2. Воспитание координационных и волевых способностей
5 Основы акробатики   1. Обучение кувырку вперед, па зад, стойке на лопатках, стойке на голове и руких, «мосту» из положения стоя с помощью 2. Повышение вестибулярной устойчивости
Упражнения в равновесии на бревне (девочки)   1. Обучение упражнениям: хольбе приставными шагами, повороту на носках, приседанию, соскоку прогнувшись 2. Воспитание координационных способностей
Упражнения на разновы­соких брусьях (девочки)   1. Ознакомление с техникой размахивания в висе, упрАи 1ения в висе присев и лежи 2. Воспитание ловкости, силы (подтягивание в висе лежа)
Упражнения на низких брусьях (мальчики)   1. Ознакомление с техникой размахивания в упоре 2. Воспитание силы, координационных способностей
Упражнения на низкой н высокой перекладинах   1. Обучение на низкой перекладине вису согнувшись, прогнувшись, перевороту махом одной ногой, тотчком другой 2. Воспитание силы (подтягивание в «псе на высокой перекладине)
Игры, эстафеты и спе- циал ы ше у н ражие и и я для развития физических качеств   1. Комплексное воспитание основных физических качеств средствами по. вижмых игр, эстафет и др. 2. Обучение лазанию по канату в два прием;»

to

СЬ


Урок 2.

1. Беседа «Вилы гимнастики в школьной программе и их значение».

2. Повторение понятия «дистанция».

3. Ходьба строевым шагом.

4. Повороты на месте и в движении.

5. Повторение комплекса утренней гимнастики.

6. Подскоки на гимнастическом мостике, наскок в упор присев на гимнастического козла.

7. Соскок из упора присев на устойчивость приземления, с поворо­тами — налево, направо.

8. Два кувырка вперед подряд (слитно).

9. Перекаты на^ад.

10. Гимнастическое бревно: ходьба, ходьба приставными, шагами, со­скок прогнувшись.

11. Передвижение в упоре на низких брусьях.

12. Разучивание техники размахивания.

13. Прыжки через скакалку на количество раз за 30 с.

14. Подтягивание: 1) из виса лежа на низкой перекладине (девочки); 2) в висе на высокой перекладине (мальчики).

Урок 3.

1. Сообщение знаний о способе лазания по канату в два приема.

2. Обучение выполнению команд на уменьшение и увеличение дис­танции.

3. Повторение строевого шага, поворота в движении.

4. Повторение комплекса упражнений утренней гимнастики.

5. Гимнастический козел (повторение): наскок в упор присев и соскок прогнувшись (с поворотами).

6. Совершенствование техники выполнения кувырка вперед и назад (раздельно if в сочетании).

7. Разучивание стойки на лопатках.

8. Гимнастическое бревно: ходьба приставными шатами, повороты на носках, приседание, соскок прогнувшись.

9. Брусья низкие: размахивание, соскок махом назад.

10. Обучение лазанию по канат)' в два приема.

11.Упражнения на развитие силы мышц ног.

Урок 4.

1. Объяснение перестроения в шеренгу по два.

2. Повороты на месте.

3. Перестроение в шеренгу по два.

4. Проверка выполнения комплекса упражнений утренней гимна­стики.

5. Гимнастический козел: наскок в >пор присев и соскок со снаряда стоя спиной по направлению движения.

6. Кувырок вперед и назад слитно.

7. Перекатом назад стойка на лопатках.

8. Гимнастическое бревно: повторение упражнений урока 3.

Ж К. Хая омов

9. Брусья низкие: 1) совершенствование техники выпопнения разма­хивания и соскока мг том назад; 2) сгибание и разгибание рук в гори­зонтальном упоре на брусьях, ноги врозь.

10.Лазание по канату в два приема.

] 1. Бег в равномерном темпе: мальчики — 2 мни, девочки — 1,5 мин.

Урок 5.

1. Ознакомление с содержанием и правилами подвижной игры «Охот­ники и утки».

2. Повторение перестроения в шеренгу по два.

3. Закрепление понятия «дистанция».

4. Ходьба обычная, на носках, боком, выпадами, ускоренная, бег. Комплекс обшеразвиваюших упражнений в разомкнутых двух шерен­гах.

5. Гимнастический козел: совершенствование выполнения наскока в упор присев и соскока прогнувшись.

6. Выполнение комбинации в целом: кувырок вперед, кувырок назад с перекатом в стойку на лопатках.

7. Выполнение зачетной комбинации упражнений на гимнастическом бревне: ходьба, повороты на носках, приседание, соскок прогнувшись (на оценку).

8. Выполнение зачетной комбинации на низких брусьях: размахива­ние в упоре, соскок махом назад (на оценку).

9- Игра «Охогники и утки».

Урок 6.

1. Сообщение знаний по строевым упражнениям и технике упражне­ний на разновысоких брусьях и высокой перекладине.

2. Перестроение из колонны по одному в колонну по три и размы­кание в движении.

3. Ходьба различными способами, ускоренная, бег. Комплекс обще­развивающих упражнений в разомкнутой колонне по три.

4. Гимнастический козел в ширину, высота 100 см. Выполнение за­четной комбинации: наскок в упор присев, соскок прогнувшись (на оцен­ку).

5. Выполнение зачетной акробатической комбинации упражнений на оценку.

6. Упражнения на разновысоких брусьях: 1) разучивание техники выпол­нения размахивания в висе; 2) подтягивание в висе лежа.

7. Перекдадина высокая: 1) разучивание размахивания, виса согнув­шись и прогнувшись, соскока махом вперед; 2) упражнения на силу: поднимание прямых и согнутых ног в висе.

8. Эстафета с набивными мячами и кувырками.

Урок 7.

1. Сообщение знаний по строевым упражнениям и технике упражне­ний на разновысоких брусьях и высокой перекладине.

2. Перестроение из колонны по одному в колонну по три и размы­кание в движении.

3. Ходьба различными способами, ускоренная, бег. Комплекс обще- развивающих упражнений в разомкнутых трех шеренгах.

4. Разучивание стойки на голове и руках, согнув ноги (мальчики). Ра­зучивание моста из положения лежа на спине (девочки).

5. Разновысокие брусья: L) размахивание в висе; 2) вис присев и вис лежа.

6. Перекладина высокая: 1) размахивание в висе; 2) подтягивание; 3) поднимание согнутых ног в висе.

7. Лазание по канату в два приема.

8. Упражнения для мышц брюшного пресса.

Урок 8.

Сообщение знаний по технике акробатических упражнений.

Перестроение из колонны по одному в колонну по три.

Ходьба обычная, на носках с вытянутыми руками вверх, ускоренная, разминочный бег. Комплекс общеразвивающих упражнений в разом­кнутом кругу.

Стойка на голове и руках (силой — с помощью).

«Мост» из положения лежа на спине и из положения стоя с помо­щью.

Разновысокие брусья: повторение упражнений урока 7.

Перекладина высокая: повторение упражнений урока 7.

Бег в равномерном темпе: мальчики — 3 мин, девочки — 2 мин.

Урок 9.

1. Повторное объяснение техники лазания по канату в два приема.

2. Повторное изучение строевых приемов.

3. Ходьба различными способами, с движениями рук, ускоренная со сменой темпа, бег. Комплекс общеразвивающих упражнений в трех ра­зомкнутых шеренгах.

4. Акробатика: повторение упражнений урока 8.

5. Разновысокие брусья: подтягивание в висе лежа (девочки).

6. Перекладина высокая: подтягивание в висе (мальчики).

7. Лазание по канату в два приема — зачет (на оценку).

8. Эстафеты со скакалками и набивными мячами.

Урок 10.

1. Сообщение дополнительных сведений по акробатике в связи с за­четом по акробатическим упражнениям.

2. Строевой шаг, повороты на носках.

3. Повторение общеразвивающих упражнений урока 9.

4. Выполнение зачетных упражнений по акробатике: стойка на голове и р\'ках (мальчики). «Мост» из положения лежа (девочки).

5. Разновысокие брусья: висы присев и лежа, подтягивание из виса лежа.

6. Перекладина высокая: подтягивание в висе.

7. Игра «Охотники и утки».

План-конспект урока

План-конспект является документом планирования педаго­гического процесса по физическому воспитанию на каждое за­нятие (урок). Это самый детализированный план занятия, необ­ходимый для оперативного управления учебно-воспитательным процессом.

Эффективность любого занятия связана прежде всего с чет­кой, правильной постановкой его задач, отражаемых в плане- конспекте.

При постановке задач следует исходить из содержания поуроч­ного рабочего плана, учитывать результаты предыдущего урока и сложность освоения нового материала, а также состав занимаю­щихся, их подготовленность, условия места занятия.

Количество намечаемых задач определяется возможностями их реализации на одном занятии. В плане-конспекте урока формули­руются главные задачи, решаемые в основной части урока, и ча­стные. Частные задачи должны быть сформулированы по отдель­ным упражнениям в каждой части урока и указаны в специальной графе плана-конспекта. Педагогические задачи необходимо фор­мулировать возможно конкретнее, чтобы их можно было решить в рамках одного или нескольких занятий.

Содержание уроков по физической культуре определяется государственными программами и поурочным рабочим планом на четверть.

При разработке содержания урока физической культуры необ­ходимо:

1) определить средства и методы решения каждой из задач урока;

2) уточнить необходимый инвентарь для урока;

3) разработать методы организации деятельности занимающихся при решении каждой из задач;

4) определить критерии оценки деятельности учащихся на уроке.

Первоначально при составлении плана-конспекта опреде­ляется содержание основной части урока, а затем в соответ­ствии с ним материал подготовительной и заключительной частей.

В практике существуют разные формы составления плана-кон­спекта. В качестве примера ниже приводится одна из них.

Представленная форма является развернутой формой плана- конспекта урока. Преподаватели, имеющие достаточный опыт педагогической работы и хорошие профессиональные знания, пользуются различными вариантами сокращенной формы плана- конспекта занятия.

На с. 262—264 данного пособия приводятся примерные планы- конспекты уроков физической культуры для I и VII классов.

План-конспект урока физической культуры № для учащихся класса

Задачи урока

1. __________________________________________________

2.__________________________________________________

3.__________________________________________________

Место проведения_____________ Дата проведения_________

Части урока Частные задачи Содержание урока Дозировка нагрузки Органи зацио нно-методи чес кие указания
1. ...мин        
2. ...мин        
3. ...мин        

Необходимый инвентарь________ Время проведения_____________

Примечания:

1. В первой графе конспекта «Части урока» указываются цифрами ча­сти урока (1 — подготовительная; 2 — основная; 3 — закчючительная) и их продолжительность (в мин).

2. В графе «Частные задачи» записываются задачи по обучению и со­вершенствованию осваиваемого двигательного действия, а также не­большие по свое.\гу содержанию дополнительные задачи, решаемые парал­лельно с прохождением основного материала урока. Решение тех или иных частных задач предусматривается во всех трех частях урока.

Примеры частных задач. Подготовительная часть урока: а) сообщить задачи урока; б) разучить отдельные строевые приемы; в) содействовать формированию правильной осанки и т.п. Основная часть урока: а) со­здать у занимающихся представление об изучаемом двигательном дей­ствии; б) разучить отдельные элементы двигательного действия (напри­мер, разбег и отталкивание от мостика при опорном прыжке); в) до­биться мягкого и устойчивого приземления при опорных прыжках; г) оз­накомить с основными правилами подвижной (спортивной) игры и т.п.

3. В графе «Содержание урока» последовательно указываются по час­тим занятия все предусмотренные для проведения физические упражне­ния. При записи общеразвивающих упражнений, выполняемых на нес­колько счетов, обязательно надо записать исходное положение (и.п.) и действия на каждый счет. Если в основной части урока используется груп­повой метод, то в конспекте записывается содержание упражнений для каждого отделения и указывается порядок смены видов упражнений. Отдельно записываются упражнения для мальчиков и девочек при плани­ровании на уроке разного для них учебного материала.

4. В графе «Дозировка нагрузки» указываются количество повторении Упражнений, затраты времени на выполнение упражнения (в мин), ве­личина преодолеваемого расстояния и т.д.

5. В графе «Организационно-методические указания» указываются спо­собы организации занимающ» чей, методы выполнения упражнений, тре­бования к их выполнению, а также де [аются записи типа: «сообщить об ошибках», «обеспечить страховку», «напомнить правила игры» и т.п.

Примерный план-конспект урока физической культуры в I классе (I четверть — вторая половина)

Основные задачи

1. Разучивание упражнений с бросанием и ловлей малого мяча, развитие координационных способностей.

2. Обучение прыжкам в глубину. Место проведения: спортзал школы. Дата

Построение «врассыпную» Упражнения с малым мячом 1. И.п.— основная стоика, мяч в правой руке. На счет \—2 — руки через стороны вверх, переложить мяч в левую, на 3—4 — опустить руки через стороны вниз. То же, переложить мяч нз левой руки в правую 2. И.п.— стоя ноги на ширине плеч. Ударить мячом о пол, пойматьдвумя руками после отскока

Необходимое оборудование и инвентарь: гимнастические скамейки — 3—4 шт., малые мячи (по количеству учеников класса).

Частные задачи Содержание урока Дозировка нагрузки Организационно-методические указания
Подготовительная часть (8 мин)
Сообщение задач урока Поспи |ыватьпра- вильпую осанку при строевых приемах Построение в шеренгу. Выполнение команд: «Смирно!», «Вольно!». Повороты направо, налево Ходьба в обход, ходьба на полусогнутых погпх, обычная ходьба, медленный бег. Построение в одну шеренгу Два круга Следить за правильным выполнением упражнений всеми учениками
Основная часть (32 мин)
12 мин 4 мин

По команде на счет «раз» все разбега­ются по залу, «два» — прекращают движение, «три» — поворачиваются лицом к учителю

6—8 раз


  3. И.п.— основная стопка, мяч в правой (левой) руке — поочередно. Бросить мяч вверх, поймать после отскока от пола 4. Свободная игра с мячом Ходьба lift месте. Построение в шеренгу 4—6 раз  
Обучать мятому приземлению Прыжки в глубину с гимнастической скамейки 1. Всгатьпа скамейку, слегка присесть и, отведя руки назад, спрыгнуть со скамейки, руки вперед 2. То же. но прыгнуть с хлопком в ладоши 3. То же, с двумя хлопками 10 Mill! Приземление производится но носки, ноги немного согнуты в коленях, пятки соединены, руки вытянуты вперед, ту­ловище прямо. Спрыгивать не дальше, чем на 50 см от скамейки. Границу приземления обозначить чертой (мелом). До начал» игры надо выучить речитатив
Посредстиом игры воспитывать быстроту действии, ловкость, сообра- зител Ы10сть(где, с какой стороны лучше пробежать на другую сторону). Повышение эмоцио­нального состояния детей посредством подвижной ИфЫ Подвижная игра с бегом «Мы веселые ребята» На обеих сторонвх зала, на расстоянии 3—4 м от стены, проводится мелом по одной линии. Дети выстраиваются на линии и хором говорят: «Мы, веселые ребята, любим бегать и играть. Ну, попробуй нас догнать!» Водящий, стоящий посередине зала, считает: «Раз, два, три». Все отвечают: «Лови» — и бегут на другую сторону зала. Водящий старается коснуться рукой перебегаю­щих. «Запятнанные» обязаны остановиться. Учитель отмечает пойманных и допускает их к игре. Выигрывают те. кто не был ни разу пойман 10 мп и  
Заключительная часть(5 мин)
  Спокойная ходьба в обход. Итоги, замечания по уроку 1—2 круга  
NJ ON U)

Примерный план-конспект урока физической культуры в VII классе (II четверть)

Основные задачи

1. Дальнейшее разучивание подъема переворотом на низкой перекладине. Совершенствование кувырка назад в стоику па лопатках (мальчики).

2.Дальнейшее разучивание подъема переворотом на нижней жерди (па разновысоких брусьях). Совершенство­вание кувырка назад в полушпагат (девочки).

3. Содействие развитию силы и гибкости. Место проведения: спортзал школы. Дата

Необходимое оборудование и инвентарь: перекладина, разновысокие брусья, канат, гимнастическая стенка.

Частные задачи Содержание урока Дозировка h a грузки Организационно-методические указания
Подготовительная часть(12 мин)
Сообщен не задач урока Восишытпь пра­вильную осанку при строевых приемах Построение. Рапорт. Приветствие Ходьба (разновидности ходьбы). Бег с изменением направления. Построение в шеренгу. Расчет на 9 — 6 — 3 на М есте. П е ре строе и и с усту п а м и. Комплекс общеразвивающих упражнений (10 упражнений) 30 с 1 мин 2 мин 30 с 8 мни Перечислить основные виды упраж­нений нл уроке Спина прямая, смотретьирямо Девочки через 1.5 мин переходят на ходьбу
Основная часть (28 мин)
Развивать силу различных групп мышц и умении группироваться 1-е oindejienue — мальчики 1. Перекладина низкая. Разучивание подъема перево­ротом толчком одной и махом; и силой из виса присев 2. Акробатические упражнения. Повторить упражнение в кувырке назад — 2—3 раза подряд. Кувырок и пад в стойку на лопатк, \ 3. Канат. Лазание на одних руках 4. Упражнения у гимнастической стенки на развитие силы мышц ног и мышц брюшного пресса 10 мин 9 мин 5 мин 4 мин Допускается помощь партнера. Стоика должна быть вертикальной, допускается помошь партнера Выполняется первоначально с помощью и страховкой у

Преподавание предмета «Физическая культура» - student2.ru

  2-е отделение — девочки 1. Упражнения на разновысоких брусьях. Подъем переворотом на нижней жерди 2. Упражнения у гимнастической стенки на растягивание мышц (различные махи) и упражне­ния для укрепления мышц брюшного пресса 3. Акробатические упражнения. Кувырок назад в полушпагат (выполнигь4 раза) 10 мин 9 мин 9 мин  
Заключительная часть (5 мин)
  Спокойная ходьба. Построение в одну шеренгу. Подведение итогов. Задание на дом    
w о\

Примечание. При выполнении основных задач урока, связанных с совершенствованием выполнения технических приемов, преподаватель должен дополнительно сообщать знания о технике упражнений.


Наши рекомендации