Преподавание предмета «Физическая культура»
Утверждаю « » 200_г.
Рабочий план на II четверть для V класса
Расписание уроков физической культуры
|
Объяснительная записка
Рабочий план преподавания предмета «Физическая культура» составлен на II четверть для V класса на основе официальной программы по предмету для общеобразовательной школы. Рабочим планом предусматривается решение во II четверти следующих главных задач физического воспитания:
1) дальнейшее укрепление здоровья и повышение физической подготовленности учашичся V класса посредством всестороннего воздействия физическими упражнениями на развитие важнейших функциональных систем их организма, воспитание основных физических качеств;
2) обучение базовым умениям по разделу программы «Гимнастика с основами акробатики» и первоначальное ознакомление с техникой спортивной игры «Баскетбол».
В соответствии с указанными задачами в рабочем плане представлены поурочно на II четверть[9] следующие виды учебного материала:
1) основные знания по практическим видам, запланированным на данную четверть;
2) строевые упражнения;
3) общеразвиваюшие физические упражнения;
4) опорные гимнастические прыжки;
5) основы акробатики;
6) упражнения в равновесии на бревне (девочки);
7) упражнения на разновысоких брусьях (девочки);
8) упражнения на низких брусьях (мальчики);
9) упражнения на перекладине (мальчики);
10) игры и специальные упражнения ля развития физических качеств.
Уроки, проводимые во II четверти, носят комплексный характер и включают кроме основного гимнастического материала упражнения в беге, подвижные игры, эстафеты и элементы баскетбола.
На всех уроках в содержание разминки включается непродолжительный бег, при этом обращается внимание на технику бега. При наличии в ней недостатков преподавателем вносятся поправки. В целях обеспечения преемственности в направленности тренировочных средств на воспитание обшей выносливости в I четверти (легкая атлетика — беговые нагрузки) и III четверти (лыжная подготовка) в ряде уроков данной четверти в конце основной части занятий специально планируется продолжительный бег (беговая тренировка), а также подвижные игры п эстафеты.
Настоящим рабочим планом предусмотрена сдача текущих зачетов по выполнению ряда гимнастических комбинаций: упражнений на бревне (девочки), акробатических упражнений (мальчики и девочки), упражнение, включающее прыжок в упор присев на козла и соскок прогнувшись (мальчики и девочки), лазание по канату в два приема. К концу четверти учащиеся также должны быть подготовлены к сдаче норматива но подтягиванию — мальчики из положения виса на перекладине, девочки из положения виса лежа хватом за низкую перекладину. Зачетные комбинации приводятся в рабочем плане на II четверть.
Содержание уроков
Урок 1.
1. Беседа «Правила поведения на занятиях по гимнастике и меры безопасности при упражнениях на снарядах».
2. Построение в колонну по одному, ознакомление с понятием «дистанция».
3. Разучивание строевого шага и поворота в движении.
4. Разучивание комплекса упражнений утренней гимнастики.
5. Выполнение подскоков на гимнастическом мостике, наскок в \пор на колени (на гимнастического козла).
6. Соскок из упора присев прогнувшись на точность приземления.
7. Кувырки вперед.
8. Перекаты назад.
9. Гимнастическое бревно: ходьба, ходьба с хлопками под ногой, соскок прогнувшись.
10. Передвижение в упоре на низких брусьях.
11. Сгибание и разгибание рук в горизонтальном упоре на брусьях, ноги врозь.
12. Прыжки через скакалку за 30 с.
13. Упражнения для мыши брюшного пресса и спины на гимнастических матах.
Содержание рабочего плана на И четверть
to СЬ |
Урок 2.
1. Беседа «Вилы гимнастики в школьной программе и их значение».
2. Повторение понятия «дистанция».
3. Ходьба строевым шагом.
4. Повороты на месте и в движении.
5. Повторение комплекса утренней гимнастики.
6. Подскоки на гимнастическом мостике, наскок в упор присев на гимнастического козла.
7. Соскок из упора присев на устойчивость приземления, с поворотами — налево, направо.
8. Два кувырка вперед подряд (слитно).
9. Перекаты на^ад.
10. Гимнастическое бревно: ходьба, ходьба приставными, шагами, соскок прогнувшись.
11. Передвижение в упоре на низких брусьях.
12. Разучивание техники размахивания.
13. Прыжки через скакалку на количество раз за 30 с.
14. Подтягивание: 1) из виса лежа на низкой перекладине (девочки); 2) в висе на высокой перекладине (мальчики).
Урок 3.
1. Сообщение знаний о способе лазания по канату в два приема.
2. Обучение выполнению команд на уменьшение и увеличение дистанции.
3. Повторение строевого шага, поворота в движении.
4. Повторение комплекса упражнений утренней гимнастики.
5. Гимнастический козел (повторение): наскок в упор присев и соскок прогнувшись (с поворотами).
6. Совершенствование техники выполнения кувырка вперед и назад (раздельно if в сочетании).
7. Разучивание стойки на лопатках.
8. Гимнастическое бревно: ходьба приставными шатами, повороты на носках, приседание, соскок прогнувшись.
9. Брусья низкие: размахивание, соскок махом назад.
10. Обучение лазанию по канат)' в два приема.
11.Упражнения на развитие силы мышц ног.
Урок 4.
1. Объяснение перестроения в шеренгу по два.
2. Повороты на месте.
3. Перестроение в шеренгу по два.
4. Проверка выполнения комплекса упражнений утренней гимнастики.
5. Гимнастический козел: наскок в >пор присев и соскок со снаряда стоя спиной по направлению движения.
6. Кувырок вперед и назад слитно.
7. Перекатом назад стойка на лопатках.
8. Гимнастическое бревно: повторение упражнений урока 3.
Ж К. Хая омов
9. Брусья низкие: 1) совершенствование техники выпопнения размахивания и соскока мг том назад; 2) сгибание и разгибание рук в горизонтальном упоре на брусьях, ноги врозь.
10.Лазание по канату в два приема.
] 1. Бег в равномерном темпе: мальчики — 2 мни, девочки — 1,5 мин.
Урок 5.
1. Ознакомление с содержанием и правилами подвижной игры «Охотники и утки».
2. Повторение перестроения в шеренгу по два.
3. Закрепление понятия «дистанция».
4. Ходьба обычная, на носках, боком, выпадами, ускоренная, бег. Комплекс обшеразвиваюших упражнений в разомкнутых двух шеренгах.
5. Гимнастический козел: совершенствование выполнения наскока в упор присев и соскока прогнувшись.
6. Выполнение комбинации в целом: кувырок вперед, кувырок назад с перекатом в стойку на лопатках.
7. Выполнение зачетной комбинации упражнений на гимнастическом бревне: ходьба, повороты на носках, приседание, соскок прогнувшись (на оценку).
8. Выполнение зачетной комбинации на низких брусьях: размахивание в упоре, соскок махом назад (на оценку).
9- Игра «Охогники и утки».
Урок 6.
1. Сообщение знаний по строевым упражнениям и технике упражнений на разновысоких брусьях и высокой перекладине.
2. Перестроение из колонны по одному в колонну по три и размыкание в движении.
3. Ходьба различными способами, ускоренная, бег. Комплекс общеразвивающих упражнений в разомкнутой колонне по три.
4. Гимнастический козел в ширину, высота 100 см. Выполнение зачетной комбинации: наскок в упор присев, соскок прогнувшись (на оценку).
5. Выполнение зачетной акробатической комбинации упражнений на оценку.
6. Упражнения на разновысоких брусьях: 1) разучивание техники выполнения размахивания в висе; 2) подтягивание в висе лежа.
7. Перекдадина высокая: 1) разучивание размахивания, виса согнувшись и прогнувшись, соскока махом вперед; 2) упражнения на силу: поднимание прямых и согнутых ног в висе.
8. Эстафета с набивными мячами и кувырками.
Урок 7.
1. Сообщение знаний по строевым упражнениям и технике упражнений на разновысоких брусьях и высокой перекладине.
2. Перестроение из колонны по одному в колонну по три и размыкание в движении.
3. Ходьба различными способами, ускоренная, бег. Комплекс обще- развивающих упражнений в разомкнутых трех шеренгах.
4. Разучивание стойки на голове и руках, согнув ноги (мальчики). Разучивание моста из положения лежа на спине (девочки).
5. Разновысокие брусья: L) размахивание в висе; 2) вис присев и вис лежа.
6. Перекладина высокая: 1) размахивание в висе; 2) подтягивание; 3) поднимание согнутых ног в висе.
7. Лазание по канату в два приема.
8. Упражнения для мышц брюшного пресса.
Урок 8.
Сообщение знаний по технике акробатических упражнений.
Перестроение из колонны по одному в колонну по три.
Ходьба обычная, на носках с вытянутыми руками вверх, ускоренная, разминочный бег. Комплекс общеразвивающих упражнений в разомкнутом кругу.
Стойка на голове и руках (силой — с помощью).
«Мост» из положения лежа на спине и из положения стоя с помощью.
Разновысокие брусья: повторение упражнений урока 7.
Перекладина высокая: повторение упражнений урока 7.
Бег в равномерном темпе: мальчики — 3 мин, девочки — 2 мин.
Урок 9.
1. Повторное объяснение техники лазания по канату в два приема.
2. Повторное изучение строевых приемов.
3. Ходьба различными способами, с движениями рук, ускоренная со сменой темпа, бег. Комплекс общеразвивающих упражнений в трех разомкнутых шеренгах.
4. Акробатика: повторение упражнений урока 8.
5. Разновысокие брусья: подтягивание в висе лежа (девочки).
6. Перекладина высокая: подтягивание в висе (мальчики).
7. Лазание по канату в два приема — зачет (на оценку).
8. Эстафеты со скакалками и набивными мячами.
Урок 10.
1. Сообщение дополнительных сведений по акробатике в связи с зачетом по акробатическим упражнениям.
2. Строевой шаг, повороты на носках.
3. Повторение общеразвивающих упражнений урока 9.
4. Выполнение зачетных упражнений по акробатике: стойка на голове и р\'ках (мальчики). «Мост» из положения лежа (девочки).
5. Разновысокие брусья: висы присев и лежа, подтягивание из виса лежа.
6. Перекладина высокая: подтягивание в висе.
7. Игра «Охотники и утки».
План-конспект урока
План-конспект является документом планирования педагогического процесса по физическому воспитанию на каждое занятие (урок). Это самый детализированный план занятия, необходимый для оперативного управления учебно-воспитательным процессом.
Эффективность любого занятия связана прежде всего с четкой, правильной постановкой его задач, отражаемых в плане- конспекте.
При постановке задач следует исходить из содержания поурочного рабочего плана, учитывать результаты предыдущего урока и сложность освоения нового материала, а также состав занимающихся, их подготовленность, условия места занятия.
Количество намечаемых задач определяется возможностями их реализации на одном занятии. В плане-конспекте урока формулируются главные задачи, решаемые в основной части урока, и частные. Частные задачи должны быть сформулированы по отдельным упражнениям в каждой части урока и указаны в специальной графе плана-конспекта. Педагогические задачи необходимо формулировать возможно конкретнее, чтобы их можно было решить в рамках одного или нескольких занятий.
Содержание уроков по физической культуре определяется государственными программами и поурочным рабочим планом на четверть.
При разработке содержания урока физической культуры необходимо:
1) определить средства и методы решения каждой из задач урока;
2) уточнить необходимый инвентарь для урока;
3) разработать методы организации деятельности занимающихся при решении каждой из задач;
4) определить критерии оценки деятельности учащихся на уроке.
Первоначально при составлении плана-конспекта определяется содержание основной части урока, а затем в соответствии с ним материал подготовительной и заключительной частей.
В практике существуют разные формы составления плана-конспекта. В качестве примера ниже приводится одна из них.
Представленная форма является развернутой формой плана- конспекта урока. Преподаватели, имеющие достаточный опыт педагогической работы и хорошие профессиональные знания, пользуются различными вариантами сокращенной формы плана- конспекта занятия.
На с. 262—264 данного пособия приводятся примерные планы- конспекты уроков физической культуры для I и VII классов.
План-конспект урока физической культуры № для учащихся класса
Задачи урока
1. __________________________________________________
2.__________________________________________________
3.__________________________________________________
Место проведения_____________ Дата проведения_________
Части урока | Частные задачи | Содержание урока | Дозировка нагрузки | Органи зацио нно-методи чес кие указания |
1. ...мин | ||||
2. ...мин | ||||
3. ...мин |
Необходимый инвентарь________ Время проведения_____________
Примечания:
1. В первой графе конспекта «Части урока» указываются цифрами части урока (1 — подготовительная; 2 — основная; 3 — закчючительная) и их продолжительность (в мин).
2. В графе «Частные задачи» записываются задачи по обучению и совершенствованию осваиваемого двигательного действия, а также небольшие по свое.\гу содержанию дополнительные задачи, решаемые параллельно с прохождением основного материала урока. Решение тех или иных частных задач предусматривается во всех трех частях урока.
Примеры частных задач. Подготовительная часть урока: а) сообщить задачи урока; б) разучить отдельные строевые приемы; в) содействовать формированию правильной осанки и т.п. Основная часть урока: а) создать у занимающихся представление об изучаемом двигательном действии; б) разучить отдельные элементы двигательного действия (например, разбег и отталкивание от мостика при опорном прыжке); в) добиться мягкого и устойчивого приземления при опорных прыжках; г) ознакомить с основными правилами подвижной (спортивной) игры и т.п.
3. В графе «Содержание урока» последовательно указываются по частим занятия все предусмотренные для проведения физические упражнения. При записи общеразвивающих упражнений, выполняемых на несколько счетов, обязательно надо записать исходное положение (и.п.) и действия на каждый счет. Если в основной части урока используется групповой метод, то в конспекте записывается содержание упражнений для каждого отделения и указывается порядок смены видов упражнений. Отдельно записываются упражнения для мальчиков и девочек при планировании на уроке разного для них учебного материала.
4. В графе «Дозировка нагрузки» указываются количество повторении Упражнений, затраты времени на выполнение упражнения (в мин), величина преодолеваемого расстояния и т.д.
5. В графе «Организационно-методические указания» указываются способы организации занимающ» чей, методы выполнения упражнений, требования к их выполнению, а также де [аются записи типа: «сообщить об ошибках», «обеспечить страховку», «напомнить правила игры» и т.п.
Примерный план-конспект урока физической культуры в I классе (I четверть — вторая половина)
Основные задачи
1. Разучивание упражнений с бросанием и ловлей малого мяча, развитие координационных способностей.
2. Обучение прыжкам в глубину. Место проведения: спортзал школы. Дата
Построение «врассыпную» Упражнения с малым мячом 1. И.п.— основная стоика, мяч в правой руке. На счет \—2 — руки через стороны вверх, переложить мяч в левую, на 3—4 — опустить руки через стороны вниз. То же, переложить мяч нз левой руки в правую 2. И.п.— стоя ноги на ширине плеч. Ударить мячом о пол, пойматьдвумя руками после отскока |
Необходимое оборудование и инвентарь: гимнастические скамейки — 3—4 шт., малые мячи (по количеству учеников класса).
Частные задачи | Содержание урока | Дозировка нагрузки | Организационно-методические указания |
Подготовительная часть (8 мин) | |||
Сообщение задач урока Поспи |ыватьпра- вильпую осанку при строевых приемах | Построение в шеренгу. Выполнение команд: «Смирно!», «Вольно!». Повороты направо, налево Ходьба в обход, ходьба на полусогнутых погпх, обычная ходьба, медленный бег. Построение в одну шеренгу | Два круга | Следить за правильным выполнением упражнений всеми учениками |
Основная часть (32 мин) |
12 мин 4 мин |
По команде на счет «раз» все разбегаются по залу, «два» — прекращают движение, «три» — поворачиваются лицом к учителю |
6—8 раз
3. И.п.— основная стопка, мяч в правой (левой) руке — поочередно. Бросить мяч вверх, поймать после отскока от пола 4. Свободная игра с мячом Ходьба lift месте. Построение в шеренгу | 4—6 раз | ||
Обучать мятому приземлению | Прыжки в глубину с гимнастической скамейки 1. Всгатьпа скамейку, слегка присесть и, отведя руки назад, спрыгнуть со скамейки, руки вперед 2. То же. но прыгнуть с хлопком в ладоши 3. То же, с двумя хлопками | 10 Mill! | Приземление производится но носки, ноги немного согнуты в коленях, пятки соединены, руки вытянуты вперед, туловище прямо. Спрыгивать не дальше, чем на 50 см от скамейки. Границу приземления обозначить чертой (мелом). До начал» игры надо выучить речитатив |
Посредстиом игры воспитывать быстроту действии, ловкость, сообра- зител Ы10сть(где, с какой стороны лучше пробежать на другую сторону). Повышение эмоционального состояния детей посредством подвижной ИфЫ | Подвижная игра с бегом «Мы веселые ребята» На обеих сторонвх зала, на расстоянии 3—4 м от стены, проводится мелом по одной линии. Дети выстраиваются на линии и хором говорят: «Мы, веселые ребята, любим бегать и играть. Ну, попробуй нас догнать!» Водящий, стоящий посередине зала, считает: «Раз, два, три». Все отвечают: «Лови» — и бегут на другую сторону зала. Водящий старается коснуться рукой перебегающих. «Запятнанные» обязаны остановиться. Учитель отмечает пойманных и допускает их к игре. Выигрывают те. кто не был ни разу пойман | 10 мп и | |
Заключительная часть(5 мин) | |||
Спокойная ходьба в обход. Итоги, замечания по уроку | 1—2 круга |
NJ ON U) |
Примерный план-конспект урока физической культуры в VII классе (II четверть)
Основные задачи
1. Дальнейшее разучивание подъема переворотом на низкой перекладине. Совершенствование кувырка назад в стоику па лопатках (мальчики).
2.Дальнейшее разучивание подъема переворотом на нижней жерди (па разновысоких брусьях). Совершенствование кувырка назад в полушпагат (девочки).
3. Содействие развитию силы и гибкости. Место проведения: спортзал школы. Дата
Необходимое оборудование и инвентарь: перекладина, разновысокие брусья, канат, гимнастическая стенка.
Частные задачи | Содержание урока | Дозировка h a грузки | Организационно-методические указания |
Подготовительная часть(12 мин) | |||
Сообщен не задач урока Восишытпь правильную осанку при строевых приемах | Построение. Рапорт. Приветствие Ходьба (разновидности ходьбы). Бег с изменением направления. Построение в шеренгу. Расчет на 9 — 6 — 3 на М есте. П е ре строе и и с усту п а м и. Комплекс общеразвивающих упражнений (10 упражнений) | 30 с 1 мин 2 мин 30 с 8 мни | Перечислить основные виды упражнений нл уроке Спина прямая, смотретьирямо Девочки через 1.5 мин переходят на ходьбу |
Основная часть (28 мин) | |||
Развивать силу различных групп мышц и умении группироваться | 1-е oindejienue — мальчики 1. Перекладина низкая. Разучивание подъема переворотом толчком одной и махом; и силой из виса присев 2. Акробатические упражнения. Повторить упражнение в кувырке назад — 2—3 раза подряд. Кувырок и пад в стойку на лопатк, \ 3. Канат. Лазание на одних руках 4. Упражнения у гимнастической стенки на развитие силы мышц ног и мышц брюшного пресса | 10 мин 9 мин 5 мин 4 мин | Допускается помощь партнера. Стоика должна быть вертикальной, допускается помошь партнера Выполняется первоначально с помощью и страховкой у |
2-е отделение — девочки 1. Упражнения на разновысоких брусьях. Подъем переворотом на нижней жерди 2. Упражнения у гимнастической стенки на растягивание мышц (различные махи) и упражнения для укрепления мышц брюшного пресса 3. Акробатические упражнения. Кувырок назад в полушпагат (выполнигь4 раза) | 10 мин 9 мин 9 мин | ||
Заключительная часть (5 мин) | |||
Спокойная ходьба. Построение в одну шеренгу. Подведение итогов. Задание на дом |
w о\ |
Примечание. При выполнении основных задач урока, связанных с совершенствованием выполнения технических приемов, преподаватель должен дополнительно сообщать знания о технике упражнений.