Глава 12. технология разработки
ДОКУМЕНТОВ ПЛАНИРОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
В толковом словаре русского языка термин «технология» трактуется как совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, 1994).
Педагогическая технология — это систематичное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса. Описание любого учебно-воспита- тельного процесса представляет собой описание некоторой педагогической системы. Следовательно, естественно, что педагогическая технология в модельной форме — это проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике.
Воспроизводимость и планируемая эффективность педагогической технологии целиком зависят от ее системности и структурирования. В ней реализуются цели повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение учащимися запланированных результатов обучения.
В структуру педагогической технологии входит разработка основных документов планирования по физическому воспитанию: I) общего плана работы по физическому воспитанию; 2) годового плана-графика учебного процесса; 3) поурочного рабочего (тематического) плана на четверть; 4) плана-конспекта урока. Указанные документы планирования в логическом и содержательном отношениях связаны между собой. Каждый последующий, более частного характера документ разрабатывается в соответствии с предшествующим. Вместе с тем каждый документ имеет свое назначение в системе планирования, выполняет определенную функцию. В целом же реализация основных документов планирования должна обеспечить необходимую организацию, оптимальный выбор средств и методики педагогического процесса с данным контингентом занимающихся.
В сфере физического воспитания преподавателями разрабатывается вся рабочая документация по планированию исходя из отправных, официальных документов — учебного плана образовательного учреждения и государственной программы по физическому воспитанию. В учебном плане указываются в первую очередь все дисциплины, которые изучаются в данном учебном заведении за весь период обучения. Среди этих дисциплин фигурирует в качестве обязательного предмета и «Физическая культура», даны сроки ее изучения и объем часов.
12.1. Общий план работы по физическому воспитанию
Общий план физического воспитания является составной частью плана работы образовательного учреждения. Его составляет учитель физической культуры при участии заместителей директора, врача школы, преподавателя-организатора курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). План включает в себя следующие разделы: 1) организационная работа; 2) учебная работа; 3) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня; 4) физ- культурно-массовая и спортивная работа во внеурочное время; 5) агитационно-пропагандистская работа; 6) врачебный контроль и медико-санитарный надзор; 7) хозяйственная работа.
Примерное содержание каждого из этих разделов представлено в таблице 24.
Общешкольный план физического воспитания согласовывается с администрацией школы, чтобы запланированные мероприятия не совмещались в одно и то же время с другой деятельностью школьников.
План утверждает директор школы и доводит до сведения всех учителей. Предлагаемый вариант плана следует рассматривать только как примерный: в каждой школе он составляется с учетом местных условий.
12.2. Годовой план-график учебного процесса по физическому воспитанию
Главное назначение плана'-графика заключается в том, чтобы наиболее целесообразно, эффективно распределить программный материал на учебный год.
Таблица 24 Примерный общий план работы по физическому воспитанию на учебный гол в общеобразовательной школе
|
1-------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 3, Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебною дня | |||
Проведение гимнастики до занятии | Ежедневно | Инструкгоры-оГндествсниикн | |
Проведение подвижных игр и занятии физическими упражнениями па больших переменах | Ежедневно | То же | |
Проведение физкультминуток на общеобразовательных урока в I—XI классах | Ежедневно | Учителя и инструкторы- общественники | |
Проведение занятий физическими упражнениями и игр п группах продленного дня | Ежедневно | Воспитатель | |
4 Физкультурно-массовая и спортивная работа по внеурочное время | |||
Проведение физкультурного праздника, посвященного началу учебного года | Сентябрь | Администрация и учитель физической культуры | |
Проведение занятий в спортивных секциях и кружках | В течение года | Учи тель физической культуры | |
Проведение нпутришколыюй спартакиады учащихся | В течение года | Учитель физическом культуры, классный руководитель, администрация | |
Участие в городской спартакиаде и сорепножшиях по отдельным видам спорта | Согласно календарю соревнований | Учитель физической культуры | |
Проведение туристского слета и соревнований по спортивному ориентированию | Июнь | Учитель физической культуры, администрация | |
5. Агитационно-пропагандистская работа | |||
Оформление уголка физической культуры, сгеида с призами, вымпелами, грамотами, стенда с рекордами школы, стенда «Лучшие спортсмены школы» | Сентябрь | У ч ител ь ф! он ческой кул ьтуры | |
Проведение спортивных вечеров, спортивных викторин, спортивного КВН | Декабрь, май | Администрация и учитель физической культуры |
Окончание таблицы
|
IV) СГ\ |
Составляя план-график, необходимо руководствоваться учебным планом (где приводится и расчет часов) и программой школьного курса физического воспитания.
Планом-графиком учебного процесса по физическому воспитанию образовательной школы устанавливается последовательность прохождения материала разделов программы по месяцам и неделям учебного года с учетом сезонно-климатических условий проведения занятии в каждую школьную четверть. Учитывается также наличие материально-спортивной базы школы.
Различные условия сезонов года для занятий обусловливают необходимость при планировании выделять следующие этапы учебного процесса: 1) осенний (I четверть), 2) осенне-зим- ний (II четверть), 3) зимний (III четверть), 4) весенне-летний (IV четверть).
Для каждого этапа предусматриваются решение определенных задач общей фпзическои пол готовки и использование соответствующих средств. В частности, в межсезонье (на втором этапе) на уроках идет изучение материала по гимнастике (как основного средства) и играм (как дополнительного средства).
Содержание занятий на каждом этапе должно иметь органическую связь с содержанием предыдущего и последующего этапов. Поэтому рекомендуется использовать не столько предметный способ прохождения материала — поочередно по видам (кроме плавания и лыжной подготовки), сколько комплексный способ, предусматривающий применение одновременно средств двух-трех видов физической подготовки. Разумеется, больше времени следует отводить главным для данного этапа упражнениям. Комплексность содержания занятий обеспечивает их значительную эффективность и, что также существенно, непрерывность развития у учащихся основных физических качеств и совершенствования ряда важных навыков в естественных движениях — в беге, прыжках, метаниях и др.
Прием учебных нормативов намечают на окончание этапов, оставляя резервное время для повторной сдачи.
Годовой план-график может быть двух видов: с составлением крупных блоков, включающих основные разделы программы по физическому воспитанию, и с распределением программного материала по урокам на весь учебный год. Существует два способа планирования времени, отводимого на овладение материалом: либо указывается время, отводимое на разные упражнения, либо символом указывается наличие данного материала без указания времени.
Один из вариантов годового плана-графика распределения Программного материала по физическому воспитанию представши на рисунке 19.
Разрабатывая план-график на предстоящий учебный год, следует учитывать недостатки, которые были выявлены при реализации плана текущего года.
Учебный материал | Количеств уроков | ] четергь | II четверть | ||||||||||||||||||||||||||||||
Номера >роков | |||||||||||||||||||||||||||||||||
R | П | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Основы знании | I | 2 | __ I | ||||||||||||||||||||||||||||||
Лсгк1н атлетика | fi | t | _ | ||||||||||||||||||||||||||||||
Спортминыс игры (ГмСКСТбоЛ) | ЯБ | | | • | L | J | ||||||||||||||||||||||||||||
Гимнастика | L | J | L_ | L | J | _ | Г | f | Я | l(j II 12 13 Hi | |||||||||||||||||||||||
Лыжная подготовка | L | L | J | L | J | t | ! | J | С | □ | □ | С | □ | С | L | □ | □ | U | □ | □ | □ | J | |||||||||||
Подвижные шры ----------- ------------------ | L | _ | j | t | □ | L | И | II | J |
to ОО |
Учебный материал | Количество уроков | III четверть | fV четверть ""J | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Номера уроков | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
44j | 55^ | Ц | Щ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основы знаний | и | J | P | _ | N | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Рсгкпв атлетика | IS | \ | J | □ | L | L | J | г | _ | ||||||||||||||||||||||||||||
Споргнвные игры 1 баске 1?ол) | J | п I | п t-J | __ I | •4 | 5 I | __ 1 | |__ l | |||||||||||||||||||||||||||||
■ ---------------------- ----------------------- Л Гимнастика | п | и | _ ! | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лыжняя подготовка | 12 13 14 15 | J | J | : | t | J | J | ||||||||||||||||||||||||||||||
Подвижные шры | I | _ | J | _ | _ | _J | _J | _J | _J | -J | A | H | _J |
19. liapuairru годового плана-графика учебного процесса по физическому лосшпанню (для V класса)
12.3. Поурочный работай (тематический) план на четверть
Этот план составляется на основе годового плана-графика учебного процесса для параллелен классов на каждую четверть (он имеет и другое название — «четвертной»). В нем в более конкретизированном виде, чем в графике учебного процесса, представлены используемые средства и отражена методика обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств.
Школьный рабочий план имеет две части: объяснительную записку к плану и само содержание плана.
В объяснительной записке должны быть четко определены и сформулированы задачи учебной работы на четверть с данной параллелью классов; указаны объемы изучения нового основного материала и повторения ранее пройденного материала, включенного в порядке повторения для закрепления и совершенствования умений и навыков; отмечены особенности организации и методики занятий в данной четверти; приведены контрольные упражнения, учебные нормативы и требования на четверть. Непосредственно в рабочем плане приводятся основные изучаемые упражнения разделов программы, распределенные в порядке преемственности и постепенного усложнения по занятиям (поурочно).
Физические нагрузки (по объему и интенсивности) на занятиях должны также постепенно возрастать.
Кроме этого в рабочем плане на каждом уроке отводится время (в мин) на сообщение учащимся знаний по физической культуре, предусмотренных программой для данного класса и исходя из общего объема часов, выделенных на теоретический раздел.
Знания следует планировать с учетом прохождения конкретного практического материала на занятиях. Например, если запланировано обучение двигательным действиям, то следует предусматривать сообщение знания о технике изучаемого действия, влияние этого физического упражнения на организм, правилах безопасности его выполнения.
При разработке рабочего плана необходимо придерживаться следующих методических рекомендаций:
1) учитывать структурную сложность упражнений и готовить обучаемых к их овладению;
2) обучение технике конкретного двигательного действия надо проводить на одном или нескольких смежных занятиях, не допуская перерывов, т.е. применять при первоначальном разучивании обучение, концентрированное во времени;
3) строить учебный процесс, используя в максимальной степени эффект положительного переноса умений, навыков и исключая отрицательный перенос.
Квалифицированно составленный рабочий план в значительной мере выполняет функцию методического обеспечения учебного процесса.
Рабочие планы составляют в графической и текстовой формах. Г р а ф и ч е с к и й план имеет упрощенный характер. В нем предусматривают следующие графы: «Разделы и содержание занятий» (перечень упражнений по разделам); «Количество часов на прохождение материала раздела» и «Распределение изучаемых упражнений по учебным неделям года» (отмечается знаком «+»).
Текстовой план предпочтительнее, поскольку в нем раскрываются не только содержание, но и методика обучения в системе занятий, планируемые тренировочные нагрузки и их последовательное повышение.
В рабочих планах, как правило, отражают содержание основной части урока, материал же подготовительной и заключительной частей указывается в планах-конспектах занятий.
Наиболее распространенная текстуальная форма рабочего плана включает: номер урока, формулировку основных задач урока, краткую запись о содержании обучения и тренировки с указанием нагрузок по объему и интенсивности дифференцированно для занимающихся мужского и женского пола.
В качестве примера ниже приводятся два варианта рабочего плана на четверть (см. с. 252—253, 254) данного пособия.
В соответствии с рабочим планом на I четверть рассмотрим поурочные задачи обучения.