Танец как формирующая тело практика

Индеанисты:

Танец как священный обряд, обращенный к Великому Духу.

· тело приобретает духовные качества: «В танце человек сливается с миром и получает от него силу. Луюбой шаг, любой танец делается для Великого Духа. Танцы исполняются для получения силы для какого-то действия (охота, поход). Когда мы выражаем уважение к традиции, мы наполняемся великим духом» (Холодный Огонь. – ПМ: А.Г. Никитина, 2000 г.).

· танец как создание общности – процесс формирования «коллективного тела» индеанистского сообщества: «Все в танце чувствуют одно, все едины, как один организм» (Холодный Огонь, 29 лет. – ПМ: А.Г. Никитина, 2000 г.).

Танец как символический идентификатор, определяющий статус человека и даже способный возвысить его в глазах окружающих. Легенды об одном из индеанистов и его Танце Солнца, который «танцуют подвешенным»: «Он почти единственный танцевал подвешенным, танец Солнца. Танцевал за право носить головной убор, это что-то вроде жертвоприношения. Это такой танец, когда человек делает разрез на груди, в него продевается ремешок, и этот ремешок привязывается к столбу. И человек танцует до тех пор, пока кожа не оборвется» (Белый Конь, 26 лет. – ПМ: А.Г. Никитина, 2000 г.).

О нем говорят с большим уважением, как о человеке, у которого «очень развито духовное начало», и факт священного танца приводят как яркий пример его проявления.

Танец: псай-трансТанец как освобождение: он позволяет «как бы просто освободиться… делать, что хочется телу. Тело, в принципе, само знает, как… двигаться. Тут, как бы, ему не мешать».

Танец как средство трансформировать – освободить – тело, но главным образом через тело – трансформировать психическое состояние и в целом социальную среду: «скорее более важно – не телесные именно техники, а психотехники, которые позволяют… чувствовать нужно какую-то… дружелюбность ко всему окружающему… Многие закрывают глаза, но иногда что-то ощущают, ощущается, главное, из окружающих – позитивный настрой. Улыбки друзей…»

Танец как духовная практика, способ изменить свое отношение к окружающим и жизни в целом: «Какие изменения… ну, спокойное отношение к жизни, вообще, ну то есть / меньше погружены в суету… ну, хотя это людей, не то что отрывает, уходят от общества, но просто меняется отношение…» (ПМ: Н.Стрижов. СПб. 2004 г.).

Татуировки

Скинхеды татуируют на плече или гладкой коже головы изображение черепа, паука, оружия, а также кельтского креста или разные варианты свастики.

Решение сделать татуировку расценивается как доказательство преданности своему сообществу: «Если человек просто потусоваться, он так не сделает. А если, говорит, он сделает, то это как бы… испытание», - говорил по этому поводу лидер одной из группировок [См.: Щепанская Т.Б. Антропология молодежного активизма // Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга. СПб.: Изд-во «Норма», 1999. с.272 (по полевым материалам А. Топоровой, 1998 г.).].

Татуировка как средство символической самоидентификации с сообществом особенно важна для неофитов. Некоторые наблюдатели полагают, что татуировка субкультурных символов – «пропуск в мир бритоголовых», поскольку считается, что внедренный представитель правоохранительных органов и вообще идейно неблизкий человек делать ее не будет.

Принадлежность к сообществу считается особенно искренней и прочной, если она запечатлена на теле человека. Наличие татуировок важно и в общении с незнакомыми скин-группами: «Чем больше татуировок имеет бритоголовый, тем больше к нему доверие со стороны любой незнакомой скин-группы» (ПМ: Е.В. П., СПб., 2004 г.).

Волосы

У хиппи это длинные волосы, свободно растущие и развевающиеся по ветру – хайр (от англ. hair – ‘волосы’).

В 1980-х гг. последователи хип-культурного образа жизни называли себя чаще не хиппи, а волосатые или хайрастые, а в порядке самоиронии – хайранутые (что подразумвало и характерное смещение психики).

Волосатый – выражение не только групповой принадлежности, но и групповой оценки, синоним слова хиповый: волосатый музон, волосатый флэт, волосатые джинсы – это одновременно и хиповые, и положительно оцениваемые, соответственно, музыка, квартира или штаны.

Волосато как выражение одобрения (ср.: хипово – в том же значении).

Обретение и утрата идентичности описывалась в терминах смены прически: охайреть (т.е. отрастить волосы) означало ‘стать хиппи’, обхайраться (т.е. подстричься) – соответственно, ‘уйти с тусовки, перестать тусоваться’.

Символика короткой стрижки присутствует у бритоголовых.

Самоназвание скинхедов – англ. skinheads, т.е. ‘кожаные головы’, или в русском варианте бритоголовые интерпретируется в контексте практик насилия: чтобы во время драки противник не мог бы схватить за волосы. Ссылка на армейские образцы (короткая стрижка в армии) – также апеллирует к символике силы.

Короткая стрижка как символ верности – партии (в политизированных сообществах) или Богу (в конфессиональных сообществах, например, у кришнаитов: «Я все отдал Богу, даже волосы»).

У панков короткая стрижка или только выбритые виски толкуются как знак «отказа» - пресечения связи с культурой доминирующего большинства.

В некоторых группах мистического направления гладко выбритая или облысевшая голова – знак «непривязанности» к путам материального мира или открытости «космосу», его «энергии», готовности к «восприятию информации» извне повседневности.

Жесты

Приветствия: у хиппи – два пальца (указательный и средний), поднятые и расставленные в виде латинской “V” (“Виктория” – победа Революции Цветов);

Металлисты (слушатели “тяжелого металлического рока”) - энергично выброшенная вперед/вверх рука, пальцы в кулак, указательный и мизинец выставлены вперед (жест связывается с символикой инфернального и носит название “бык” или насмешливо – “коза”).

Панки: показывают кулак с выпрямленным средним пальцем (что воспринимается как непристойность).

Эти жесты служат приветствием и опознавательным знаком в среде “своих”, средством эпатажа “чужих”, а на рок-концертах – выражением поддержки исполнителю знаковой (культовой) музыки.

«Энергия»

Болезненные состояния описывают в терминах «энергии» (понимая под нею мистическую связь между телесным и духовным/телесным состоянием человека).

Это понятие распространено у ролевиков, трансеров, хиппи и др.

Такое определение позволяет использовать телесную боль как повод для вмешательства в отношения между людьми, для манипуляции отношениями, в которые включен данный человек.

Из наблюдений в системе конца 1980-х гг.:

«В Сайгоне, - говорил мне один волосатый, - энергетики крышу двигают. Девушка одна мне говорит: вот, прихожу в Сайгон, голова болит ужасно. Я ей говорю: так уходи отсюда, - она не уходит. Я ее-таки увел. А это там энергетики ведут свои астральные войны. Дикобраз сказал, что от этого никуда не деться. Это политика».

Люди, занимающиеся магическими манипуляциями с «энергиями» (энергеты, в ролевой среде – энергуи или магуи, т.е. маги) могут снять или вызвать головную боль с помощью мысленных ритуалов: «От головной боли как избавляются: покрутят-покрутят (в голове, мысленно), начинают ускорять – был круг, стала змеюка, открываешь шестую чакру и она вылетит. И не дай Бог человеку попадет в это время, и не дай Бог тоже на лоб сюда между глаз – и тоже у него будет та же боль. Один (Ш.) пошутил – и случайно у того, напротив стоящего (за столиком в Сайгоне) тоже голова заболела. И Ш. мне говорит: я не хотел» (ПМА, Л., 1988 г.).

Обвинения в «энергетическом воздействии» используются как способ отрицательной стигматизации и изоляции соперника в конкурентных ситуациях, например, для того чтобы разладить любовные отношения. «Одной девушке подарили фотографию с иконки. Подарил один человек – они случайно встретились… И у нее развился невроз. Параноидальный психоз. Ну, пришел человек один, Д. Он много в этом понимает. Он сказал, что это от иконы болезнь происходит. Надо ее убрать. Такие люди, кто это понимает, они чувствуют: вот так ладони протянут – и чувствуют, откуда идет воздействие. Ауру видят…» (ПМА, Л., 1998).

Смерть

Часто упоминается в граффити Ротонды (1987 – 88 гг.): "Выход – жизнь, вход – смерть"; "Никто не выйдет отсюда живым"; "Все в мире тлен. Мы тленны"; "До встречи там, братья!"; "Все мы гости на этом свете".

Характерно отрицание непреодолимой грани между нею и жизнью: «Мертвые не живы, живые не умрут», «Смерть – жизнь».

Ролевики: мертвятник (проживание своей смерти)

Рок: «умереть молодым». Концерты и фестивали «Памяти…».

Могила Белого Спелеолога

Смерть в песне скинхеда:

Не боюсь я смерти, если надо, что ж,

Пусть воткнется в сердце цунарефский нож.

И на стадионе пусть в любой момент

Мне башку проломит своей палкой мент.

Страх зрачки не сузит. Нас бросала кровь

На шатры арбузников, на щиты ментов [Е.В. Радикальные молодежные сообщества: структуры повседневности практики социализации и коммуникации. Дипломная работа. СПб ГУ, ф-т социологии (рукопись). СПб., 2004.].

Наши рекомендации