Маркирование тела: вербальное и визуальное (тату, боди-арт и т.д.)
Маркированными оказываются:
· голова (хайр, хаир волосы, фэйс лицо),
· руки – хэнды (веняки вены и их повреждение—покоцанные вены),
· телесный низ (гениталии и органы выделения) и их отправления (в основном, экскременты).
Значим и общий облик: субтильный, астенический, без выраженных признаков пола в субкультурах, связанных с традицией хиппи, - и мускулистое, крепкое тело, культивируемое в среде скинхедов или футбольных фанатов.
Символическая схема, матрица тела.
Телесный код как элемент знаковой системы.
Символика тела: его облика, действий, состояний.
Символическая матрица и практики тела: приведение к образцу.
Питание: спортивное, диеты (веганство, религиозные правила).
Качалки.
Тело и питание
Пищевые ограничения как условие духовного продвижения: посты, вегетарианство (у кришнаитов и в ряде других ориенталистских культов).
Веганство, полный отказ от всех продуктов животного происхождения (в том числе и молочных, допустимых другими вегетарианскими диетами).
Движение стрэйт-эдж (straight edge), практикующее веганство в ряду других форм здорового образа жизни. Веганство как протест и «прямое действие» против «экологически агрессивной» современной цивилизации – в контексте борьбы против «спешизма» (т.е. дискриминации животных видов) и связанного с ним употребления в пищу и для изготовления одежды продуктов и материалов животного происхождения.
Пищевые ограничения у панков-веганов - как форма отказа от насилия по отношению к природе.
Веганская пища считается здоровой пищей, а поддержание здоровья своего тела – формой борьбы за свое и планеты будущее.
Ограничения в питании являются и следствием самого образа жизни, характерного для некоторых субкультур.
Нарративы автостопа: когда в путь без денег.
Телеги (рассказы) – о скудости пищи на трассе (в пути) и вписках (в местах временного жительства путешественников).
Пища- хавка (что выдает ее непритязательность) и ништяки (буквально – остатки еды на тарелках в общепите).
Литаться ништяками бывалые хиппи не советуют, во избежание проблем со здоровьем, хотя наличие этого термина в сленге говорит о бытовании соответствующей реалии (особенно в условиях трассы, бездомности и беспрайсовости, т.е. безденежья).
Жидкий чай: вторяки, друганчик (т.е. вторично заваренный на старой заварке), белые ночи, киндерпис (от нем. Kinder — ребенок и рус. ‘писать’),
Плохое вино: косо’рыловка, вайн (от англ. wine), ботл (от англ. bottle, бутылка), дринк (от англ. drink — питье) и т.д.
То и другое имеет скорее коммуникативную, чем питательную функцию: вино может стать центром случайной компании в скверике или на вокзале; чай — поводом к знакомству (являясь на флэт, можно не сразу проситься на ночлег, а сказать — “чаю зашел попить” и выложить пакетик чаю, а потом уже на ночь остаться).
На вокзалах заходят в диспетчерскую — “попросить кипятка”, а по пути норовят разговориться и пристроиться в попутный товарняк. А. Кротов, описывая питание на трассе (т.е. во время путешествия стопом), упоминает торпеду – пластиковую бутылку из-под лимонада, наполненную крупой.
Пища и вино в традиции хиппи источник не столько телесного, сколько духовного насыщения. Дао плавает в стакане,
Дао плавает везде:
И в Неве, в Оке и в Рейне,
В пиве, водке и портвейне (СПб, 1987 г.).
Заботиться о еде не принято: Бог даст.
Впрочем, навязчивое желание поесть тоскливо проступает в афоризмах типа: “И вечный Пост, кулич нам только снится” (“Сорока”, 9.06.1997).
Пища и хипповские анекдоты
Хипповский анекдот, который был записан на фестивале «Сан-Рейн» под Петербургом в 2004 г. Собрались люди, ориентирующиеся на культуру хиппи, ролевики, реконструкторы, рок-музыканты и поэты в стиле «индастриал».
У костра на этом фестивале шел неторопливый философский разговор о том, имеет ли жизнь какой-нибудь смысл. Потом кто-то сказал: «Давайте-ка за дровами». Тут же поднялись четверо и разбрелись по лесу в поисках дров.
«Ничего себе, как они дружно-то, - удивился один из собеседников. – Обычно на такого рода предложения не реагируют. Это как байка про хиппанов. Сидят такие хиппаны, и кто-то говорит: -- А давайте ништяков заточим (т.е. еду приготовим.). – Давай. И все продолжают сидеть. Через час снова: -- Давайте ништяков заточим. – Давай. Все сидят. Через час: -- ну давайте ништяков заточим. – Давайте. Все сидят. – А давайте в Москву по шоссе пойдем. Все встают и идут» [Кравченя А. Антропологическое исследование: поведение и коммуникация на фестивале «Сан-Рейн» под Санкт-Петербургом. Курсовая работа (рукопись). Научный руководитель Т.Б. Щепанская. Смольный институт свободных искусств и наук при Санкт-Петербургском государственном университете. 1 курс. СПб., 2004.].