Маркирование тела: вербальное и визуальное (тату, боди-арт и т.д.)

Маркированными оказываются:

· голова (хайр, хаир волосы, фэйс лицо),

· руки – хэнды (веняки вены и их повреждение—покоцанные вены),

· телесный низ (гениталии и органы выделения) и их отправления (в основном, экскременты).

Значим и общий облик: субтильный, астенический, без выраженных признаков пола в субкультурах, связанных с традицией хиппи, - и мускулистое, крепкое тело, культивируемое в среде скинхедов или футбольных фанатов.

Символическая схема, матрица тела.

Телесный код как элемент знаковой системы.

Символика тела: его облика, действий, состояний.

Символическая матрица и практики тела: приведение к образцу.

Питание: спортивное, диеты (веганство, религиозные правила).

Качалки.

Тело и питание

Пищевые ограничения как условие духовного продвижения: посты, вегетарианство (у кришнаитов и в ряде других ориенталистских культов).

Веганство, полный отказ от всех продуктов животного происхождения (в том числе и молочных, допустимых другими вегетарианскими диетами).

Движение стрэйт-эдж (straight edge), практикующее веганство в ряду других форм здорового образа жизни. Веганство как протест и «прямое действие» против «экологически агрессивной» современной цивилизации – в контексте борьбы против «спешизма» (т.е. дискриминации животных видов) и связанного с ним употребления в пищу и для изготовления одежды продуктов и материалов животного происхождения.

Пищевые ограничения у панков-веганов - как форма отказа от насилия по отношению к природе.

Веганская пища считается здоровой пищей, а поддержание здоровья своего тела – формой борьбы за свое и планеты будущее.

Ограничения в питании являются и следствием самого образа жизни, характерного для некоторых субкультур.

Нарративы автостопа: когда в путь без денег.

Телеги (рассказы) – о скудости пищи на трассе (в пути) и вписках (в местах временного жительства путешественников).

Пища- хавка (что выдает ее непритязательность) и ништяки (буквально – остатки еды на тарелках в общепите).

Литаться ништяками бывалые хиппи не советуют, во избежание проблем со здоровьем, хотя наличие этого термина в сленге говорит о бытовании соответствующей реалии (особенно в условиях трассы, бездомности и беспрайсовости, т.е. безденежья).

Жидкий чай: вторяки, друганчик (т.е. вторично заваренный на старой заварке), белые ночи, киндерпис (от нем. Kinder — ребенок и рус. ‘писать’),

Плохое вино: косо’рыловка, вайн (от англ. wine), ботл (от англ. bottle, бутылка), дринк (от англ. drink — питье) и т.д.

То и другое имеет скорее коммуникативную, чем питательную функцию: вино может стать центром случайной компании в скверике или на вокзале; чай — поводом к знакомству (являясь на флэт, можно не сразу проситься на ночлег, а сказать — “чаю зашел попить” и выложить пакетик чаю, а потом уже на ночь остаться).

На вокзалах заходят в диспетчерскую — “попросить кипятка”, а по пути норовят разговориться и пристроиться в попутный товарняк. А. Кротов, описывая питание на трассе (т.е. во время путешествия стопом), упоминает торпеду – пластиковую бутылку из-под лимонада, наполненную крупой.

Пища и вино в традиции хиппи источник не столько телесного, сколько духовного насыщения. Дао плавает в стакане,

Дао плавает везде:

И в Неве, в Оке и в Рейне,

В пиве, водке и портвейне (СПб, 1987 г.).

Заботиться о еде не принято: Бог даст.

Впрочем, навязчивое желание поесть тоскливо проступает в афоризмах типа: “И вечный Пост, кулич нам только снится” (“Сорока”, 9.06.1997).

Пища и хипповские анекдоты

Хипповский анекдот, который был записан на фестивале «Сан-Рейн» под Петербургом в 2004 г. Собрались люди, ориентирующиеся на культуру хиппи, ролевики, реконструкторы, рок-музыканты и поэты в стиле «индастриал».

У костра на этом фестивале шел неторопливый философский разговор о том, имеет ли жизнь какой-нибудь смысл. Потом кто-то сказал: «Давайте-ка за дровами». Тут же поднялись четверо и разбрелись по лесу в поисках дров.

«Ничего себе, как они дружно-то, - удивился один из собеседников. – Обычно на такого рода предложения не реагируют. Это как байка про хиппанов. Сидят такие хиппаны, и кто-то говорит: -- А давайте ништяков заточим (т.е. еду приготовим.). – Давай. И все продолжают сидеть. Через час снова: -- Давайте ништяков заточим. – Давай. Все сидят. Через час: -- ну давайте ништяков заточим. – Давайте. Все сидят. – А давайте в Москву по шоссе пойдем. Все встают и идут» [Кравченя А. Антропологическое исследование: поведение и коммуникация на фестивале «Сан-Рейн» под Санкт-Петербургом. Курсовая работа (рукопись). Научный руководитель Т.Б. Щепанская. Смольный институт свободных искусств и наук при Санкт-Петербургском государственном университете. 1 курс. СПб., 2004.].



Наши рекомендации