Неужели все молодые — одинаковые?
Самая существенная критика функционализма заключается в вопросе: неужели все молодые одинаковы? Можно ли вообще использовать термин «молодежная культура» по отношению к институту, где каждый субъект включен в него по возрастному принципу?
В 1968 г. Шейла Аллен (Sheila Allen) публикует статью »Некоторые теоретические проблемы в изучении молодежи». В ней она пишет о том, что в капиталистических обществах невероятно различается опыт разных классов, находящихся в разных экономических ситуациях, с разным отношением к власти, с различными видами образовательного вознаграждения. Важен также различный опыт полов. Проблема еще и в том, что можно обнаружить резко отличающиеся подходы среди молодежи к потребительским вкусам, отличительную напряженность, отчасти принудительность культурной активности молодежи. Эти линии напряжения можно определить как по полу, социальному классу, так и по возрасту. Досуговая активность — это не всегда «свободная» активность. Разные группы молодежи имеют разные возможности в досуговой активности. Мальчики и девочки тоже по-разному используют свое свободное время частично потому, что они «свободны» по-разному. Девочки имеют больше домашних обязательств, чем мальчики, кажутся более интересующимися тем видом досуга, который имеет смысл для их последующего замужества как способ нахождения «своего молодого человека». Социологи, в целом, показывают, что существуют системные различия в молодежном поведении между студентами и молодыми рабочими, профессионалами и непрофессионалами, работающими и безработными, черными, белыми и азиатами. Обращаться ко всем этим группам как к частям одинаковой молодежной культуры - значит, спорить на высоком уровне абстракции о том, что у молодежи общие психосоциальные проблемы в переходе от детства во взрослое состояние в индустриальном обществе (как, например, считал Айзенштадт). Но разница в том, как подобные проблемы переживаются и решаются (или не решаются), причем, как они решаются в зависимости от конкретного времени и культурно-исторического места.
Расти по-английски и расти по-американски
В 50-е гг. Америка была законодателем тинейджеровской активности, а в 60-х - 70-х гг. центр молодежной вселенной перемещается в Англию.
В последние годы Кингс Роуд и Челси (знаменитые районы Лондона) стали любимым местом американских туристов: именно там можно увидеть «племена» всякой разной английской молодежи: панков, скинхедов, тедов, рокеров, модов, рокабилей, новых романтиков. Все они исключительно английские феномены, хотя и имеют свои аналоги и в США, и в Европе. Почему же все-таки центр молодежной моды переместился из Америки в Англию?
1. Среди американской молодежи намного больше тех, кто продолжает образование после 16 лет. Американская высшая школа в большей степени консервативна, в большей степени пуритански ориентирована. Современная активность американских молодых чаще облечена в формальную, студенческую форму.
2. В США выше социальная мобильность личности (территориальная, социальная, культурная, статусная и др.). Американские подростки больше верят в возможности изменения в их жизни (даже в смысле простого перемещения по стране). Известная американская мечта, американская идея — мощный стимул формирования ценностного мира американских подростков. Английские подростки вынуждены драматизировать свою скучную, унылую локальную идентичность. Примечательно, что динамичнее всех молодежные стили и моду среди американских подростков развивают именно черные и латины — американцы с наиболее ограниченными образовательными и профессиональными возможностями. В Англии же субкультурные стили развиваются в основном коренным населением.
3. 50-е годы - это время относительного изобилия и оптимизма. Если молодежная культура и была тогда функциональной, то это потому, что процесс взросления не был таким проблемным, каким он становится позже. Тогда еще люди верили в свое будущее. Молодежь в те времена была более обеспечена, у нее было больше ресурсов, в то время еще так остро не стояла проблема молодежной безработицы. Это был достаточно радужный период в развитии молодежных культур.