Социальные условия обучения и воспитания детей
Конституция СССР 1977 года (ст. 53) гарантировала государственную помощь семье путем создания и развития широкой сети детских учреждений, организации и совершенствования службы быта и общественного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье.
Но размеры той категории женщин, которые на время прерывали свою трудовую деятельность после рождения ребенка были, судя по статистике, незначительны в Советском Союзе, в отличие от других социалистических стран. Например, в Венгрии с 1967 года была введена выплата работающим женщинам ежемесячных пособий по уходу за ребенком до достижения им 3-х лет, в Чехословакии с 1971 года устанавливается оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 2-х лет. В СССР работающие женщины имели тогда же право на частично оплачиваемый (112 дней) отпуск до достижения ребенком возраста 1 года[26].
В середине 70-х годов, по данным социологических обследований, проводившихся на предприятиях Москвы и ряда городов Дальнего Востока, далеко не все матери малолетних детей использовали полностью отпуск без сохранения заработка, который позволял им не работать до достижения ребенком 1 года. Из общего числа обследованных социологом Г.А. Чередниченко 17% женщин использовали от 4 до 6 месяцев этого отпуска, 14 - 7-9 месяцев, 63 - 9-12 месяцев и 6% оставались с ребенком до 1,5 лет. Отвечая на вопрос о том, почему они не использовали отпуск полностью, можно сказать, что большинство из них ссылалось на материальные трудности в семье и невозможность прожить на заработную плату мужа.[27]
Вплоть до 1960 года ситуация с дошкольными учреждениями в СССР была напряженной: на начало 60-х годов только 12,6% детей дошкольного возраста посещало детские сады и ясли. К 1980 году ситуация улучшилась - уже более 45% детей находилось под опекой детских учреждений, пока их матери работали.
Помимо этого, у работающих женщин существовали еще и проблемы с заболевшими детьми, с летним детским отдыхом, а также проблемы жилья, питания, уборки - т. е. все то, что требовало их домашнего труда.
С начала 20-х до конца 70-х годов время, уделяемое взрослыми членами рабочих семей уходу за подрастающим поколением, снизилось с 10,3 до 3 часов в неделю, или почти в 3,5 раза. При этом время по уходу за детьми у женщин уменьшилось с 10 до 2,3 часа в неделю, т. е. более чем в 4 раза, а у мужчин, наоборот, увеличилось - с 0,3 до 0,7 часа, или в 2,3 раза[28].
Содержание одного ребенка в детском дошкольном учреждении обходилось государству в 400-500 рублей в год, родители же оплачивали всего 15-22 процента этих расходов. Система оплаты детского сада сохранилась еще с 1924 г., когда плата за детский сад варьировалась в зависимости от доходов отца и матери. Однако в журнале отмечалось, что такую возможность оплаты к 1980 г. получили около 2,5 млн детей[29].
Теперь давайте обратимся к статистике и цифрам. По данным Госкомстата СССР к 1979 г. количество населения страны от 0-14 лет составляло 56,7 млн человек. При условиях спада рождаемости наверняка школьников было намного больше, чем детей, посещающих детские сады, но даже для такого количества цифра 2,5 млн очень мала, учитывая, что к 1981 г. эту цифру планировали поднять до 15 млн. Так в 1980 г. проблема переполненности групп в детских садах еще оставалась, и большинство родителей не могли себе позволить себе сидеть дома с ребенком, не работая, а по версии журнала «Работница», они этого и не хотели.
С 1984 г. вводился новый критерии, регулирующий оплату дошкольного детского учреждения – это состав семьи и совокупность ее доходов. Например, семья, состоящая из четырех человек и получавшая примерный доход в 440 рублей в месяц, платила за детсад (12 часов) 14 рублей ежемесячно. В состав семьи по закону входили муж и жена, дети иждивенцы (до 18 лет), а также инвалиды и престарелые, не получающие пенсию. Также многие детские сады предлагали многодетным матерям (где четверо и более детей) скидку в размере 50 %.[30] Для школьников же создавались интернаты, группы продленного дня, где ребенок до прихода матери или отца находился под присмотром учителей и воспитателей. Здесь дети обедали, отдыхали, гуляли, готовили уроки, занимались спортом[31]. По данным, представленным в одной из статей «свыше 11 млн детей посещают группы и школы продленного дня – это 1/3 среди 1-8 классов». Родители в таких школах оплачивали только питание. «А школьники 1-5 классов»,- не без гордости сообщал автор,- «получили в этом году (1980) учебники бесплатно», то есть помимо платы за питание родители платили и за другие вещи, в которых нуждался процесс обучения их детей в школе.