Проблема распределения обязанностей по дому

В соответствующих статьях Конституции утверждалось, что статус любого советского гражданина, независимо от его пола, определен двумя его главными функциями - "труженика" и "семьянина". Поэтому одной из центральных тем этой главы будет тема равномерного распределения семейных обязанностей между супругами. Статья 35 Конституции 1977 г. провозглашала: "Женщина и мужчина имеют в СССР равные права. Осуществление этих прав обеспечивалось предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, в вознаграждении за него и продвижении по работе, в общественно-политической и культурной деятельности, а также специальными мерами по охране труда и здоровья женщин, созданием условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям, постепенное сокращение рабочего времени женщин, имеющих малолетних детей".

Но готово ли было советское общество отказаться от "классического" советского понятия "женщина-мать", а с другой стороны - признать в мужчине полноценного члена семьи, отца, имеющего те же, что и женщина, права, связанные с рождением и воспитанием детей. К пониманию такой проблемы постепенно приходили участники многочисленных дискуссий, охвативших к концу 70-х годов все страны так называемого развитого социализма. В центре обсуждения находились темы о "назначении" каждого из полов, о роли и месте женщины в обществе, о традициях и их влиянии на современную семью.

Как мы понимаем, наличие одинаковых прав не обеспечивает еще подлинного равенства женщин и мужчин. Равенство не только в труде, но и в быту является обязательным условием становления подлинного равноправия женщины, достижения ее фактического равенства с мужчиной. По оценке З. А. Янковой, советского социолога, изучающего проблемы семьи, в среднем в 35-55% семей имелось полное или частичное распределение домашнего труда между членами семьи[5], при этом необходимо учитывать, что социологические исследования и их публикации на то время могли быть приукрашены в связи с активной пропагандой и принципиально отличающимся менталитетом советского исследователя и нынешнего.

Над средней советской семьей постоянно витала тень бедности, помноженная на постоянный дефицит абсолютно всех товаров. Чтобы советская семья могла существовать, приходилось работать и мужу, и жене, даже при наличии очень маленьких детей. Домашнее хозяйство в основном вела женщина. В итоге ее обычный день складывался из 8 часов работы вне дома, не включая поездок от дома до работы (а в Москве на них приходилось в среднем 1,5 часа) и времени, отведенного на работу по дому. «Хлопотливы наши обязанности по дому. Мы и повара, и портнихи, и уборщицы, и экономисты, и художники»[6],- так высказывается одна из читательниц журнала.

На ведение домашнего хозяйства в стране расходовалось 274,5 млрд часов в год. В среднем у городской женщины домашний труд занимал от 3ч 48 мин до 4 ч 42 мин в день. У мужчин же такая работа умещалась в 1-2,5 ч в день.[7] Такие данные приводятся в одной из журнальных статей. Так мы можем заметить, что волновало редакцию «Работницы» в первую очередь. Несмотря на то, что журнал был правительственным и обладал явным идеологическим давлением на читателей, все же злободневные проблемы он ставил ребром. Давайте подумаем, смелость ли это авторов рубрик, или же очередной заказ социалистической машины?

Для начала стоит обратить внимание на редакторат журнала, а это в большинстве своем женщины, которые не понаслышке были в курсе существующих проблем гендера. Далее, стоит подумать о целях и задачах статей такого характера от лица государства. Несложно догадаться, что все больше советская экономическая политика и социальная старались завлечь представительниц слабого пола в развивающееся производство, сделать их непосредственным участником этой движущей силы. «Работница» так и кишел статьями об автоматизации работы на заводах, об улучшении производственных условий специально для женщин, увеличении количества мест в дошкольных учреждениях и строительстве учреждений дополнительного образования. Все эти статьи как бы внушали читательницам скинуть все свои домашние хлопоты на дома быта и бытовые новинки (стиральная машина, электромясорубка, соковыжималка и т.п.) детей раскидать по школам и детсадам, а самим идти с полной уверенностью и спокойствием на работу. Также из-за высокой нагрузки на женщину в связи с домашней работой снижалась и удовлетворенность браком, а как мы знаем одной из задач социальных учреждений того времени была укрепить семейный институт, брачные отношения.

Но тем не менее, одна из статей говорила о такой проблеме, как об исключительных случаях, которые нужно исправлять, а не повсеместном конфликте: «Исследования показывают, что в 1/3 советских семей все члены участвуют в домашних делах. В каждой второй семье муж и жена по очереди готовят, убираются и т.д.»,- что в принципе расходится с данными представленными чуть выше о ведении домашнего хозяйства в стране в целом.

Как вы поняли, проблема распределения домашних обязанностей между мужем и женой затрагивалась в журнале не раз. Авторы статей, посвященных данной теме, говорили о том, что женщины писали в редакцию множество писем о том, что они не удовлетворены той помощью по дому, которую получают от мужей. При опросе появлялись и такие, которые считали, что «мужчинам зазорно заниматься женскими делами», это конечно же большая часть мужчин и пожилых женщин (преимущественно свекровей). Как и в большинстве статей «Работницы» здесь автор пытался сгладить неравенство полов в быту социально-политическим равенством, приводя в доказательство проценты занятости советских женщин в народном хозяйстве, проценты женщин со средним образованием и количество женщин-специалистов. Однако стоит заметить, что увеличение трудовых нагрузок в общем производстве не сопровождалось сокращением часов ухода за семьей и домом и повышением качества бытовых услуг. Но, конечно, нельзя не отметить сокращение рабочей недели до 41 ч. и увеличение отпуска. Что самое интересное, автор статьи «Тебе половина – и мне половина»[8] писал о «новом жилье, оборудованном такими удобствами, как газификация и техника», газификация жилья – это абсолютный плюс, но как купить технику в условиях дефицита товаров…

В общем согласных женщин на то, чтобы быть «прислугой» становилось все меньше и меньше.

Вслед за этим в «Работнице» публикуется статья – пример семьи, где быт доставляет в том числе и положительные эмоции. Например, как здорово, когда «всей семьей лепят пельмени»[9], это наводит на мысль о единстве и взаимопомощи. Но даже при таком «веселье», жена жаловалась на потерянные увлечения молодости. Большинство советских работниц выражались примерно таким образом: «Моя жизнь укладывается в два слова: семья-работа»[10]. Безусловно, эти слова нельзя назвать жалобой; они, прежде всего подчеркивают ценностные ориентиры советского общества, но и щепотка жалости к себе в них тоже имеется.

Многое можно изъять из рассказов, которые публиковались в каждом выпуске журнала. Да, возможно, они основаны не на реальных событиях, а исключительно на фантазии автора произведения, но эти рассказы способны отразить реалии повседневной жизни людей. Так один из рассказов описывал выходной день обычной советской женщины: «Сегодня можно не бежать сломя голову на кухню, обдумывая по пути, что лучше приготовить на завтрак. Не нужно вытаскивать из постели Светку, ставить её перед умывальником и повторять таблицу умножения, одновременно расчесывая её короткие волосы... Не нужно торопливо рыться в шкафу, выискивая чистую сорочку для мужа... Сегодня не надо забегать ни в прачечную, ни в булочную, ни в мастерскую-никуда...Не надо даже на работу бежать, наспех в лифте подкрашивая губы и ресницы. Сегодня суббота. Отдых...Можно просто лежать и просматривать вчерашние газеты... А то не только телевизор, но и поесть некогда бывает. Не говоря уже о том, чтобы в парикмахерскую выбраться один раз в месяц»[11].

Таким образом, мы видим, что, несмотря на все стремление руководства СССР изменить законодательную базу и социологическую в отношение женщин, все равно прекрасная половина Советского Союза была перегружена ответственностью. К тому же помимо хранительниц очага они стали исконными передовиками производства, и так встал вопрос о выборе между карьерой и семьей.

Наши рекомендации