Балуевой Анастасии Викторовны
Балуевой Анастасии Викторовны
Образ советской женщины на страницах журнала «Работница» (1977-1985-х гг.)
Научный руководитель:
к. и. н.,
доцент кафедры
отечественной истории
Бакулина Т.И.
Тюмень 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Советская женщина как домохозяйка………………………………..9
1.1 Проблема распределения обязанностей по дому…………………………9
1.2 Тенденции в кулинарном искусстве………………………………………13
1.3 Механизация и индустриализация домашнего труда……………………15
1.4 Журнал «Работница» о проблеме товарного дефицита………………….17
Глава 2. Советская женщина в кругу семьи…………………………………..19
2.1 Развитие института семьи как общегосударственная проблема………...19
2.2 Проблемы взаимоотношений молодоженов с родителями………………21
2.3 Семейный досуг……………………………………………………………..22
2.4 Проблема совмещения карьеры и семьи…………………………………..24
Глава 3. Советская женщина в воспитании детей…………………………….26
3.1 Социальные условия обучения и воспитания детей………………………26
3.2 Вопрос о количестве детей в семье………………………………………...28
3.3 Семейное воспитание и его идеалы………………………………………..30
Заключение………………………………………………………………………34
Список используемых источников и литературы………………………….….37
ВВЕДЕНИЕ
Средства массовой информации (СМИ) - важный исторический источник, описывающий или создающий стереотипы, ярлыки того или иного общества, образы, модели поведения. Наряду с этим СМИ обладают мгновенной реакцией на те или иные события и процессы, протекающие в определенном кругу людей, также они способны закладывать в обществе идеологический фундамент, идеи, ценности, формировать общественное мировоззрение. Например, образ советской женщины, а если быть более точным, его идеал создавался и транслировался также с помощью СМИ.
В нашем случае мы рассмотрим один из таких образцов советской пропаганды - журнал «Работница», учреждённый в 1914 г. по инициативе В. И. Ленина для «защиты интересов женского рабочего движения» и пропаганды взглядов рабочего движения. Однако в послевоенные годы “Работница” во многом переориентировался на освещение социальных проблем. Материалы, касавшиеся охраны материнства и детства, практически вытеснили оперативную политическую информацию.
Актуальность данной научной работы состоит в том, что раньше, в принципе и в нынешнем научном обществе стороны повседневной жизни в отечественной исторической науке казались довольно незначительными, акцент делался на политических, экономических, то есть более масштабных, как считает большинство, проблемах. Но со временем историческая наука приобретает другие ориентиры. Все больше уделяется внимание менее масштабным явлениям, в том числе повседневности, тому, что казалось вполне обыденным и естественным, но при этом только история повседневности способна описать нам атмосферу той эпохи, которую мы изучаем, а также нравы и идеалы людей, их принципы и стереотипы. Наверно, не раз мы замечали, что в современной повседневности часто всплывают фрагменты прошлого (так называемые пережитки), в частности и того, что касается женского населения. Также не раз мы выслушивали высказывания о людях «советской закалки», которым чужды идеалы современной молодежи. Поэтому в данной работе представляется просто необходимым раскрыть суть этого разрыва поколений.
Помимо этого, актуальным является и само изучение источников периодической печати, средств массовой информации, так как они оказывают огромное влияние на людей, формируя их культуру, политический взгляды, а в нашем случае, внушая образ идеальной советской семьи и хозяйства.
К тому же период 1977-1985 гг. относится к так называемой эпохе позднего развитого социализма, концепция отличительных черт которой на сегодняшний день еще размыта. К тому же мало ученых рассматривают ход советской истории в контексте периодов раннего социализма, развитого социализма, позднего развитого, в основном все опираются на периоды правления отдельных советских лидеров, именуя временные рамки своих исследований, как «Хрущевская «оттепель»» или «Брежневский «застой»» и т.д.
Научная новизна данной работы, помимо вышесказанного, заключается в синтезе реальных аспектов жизни женщин с информацией, предоставляемой современными им СМИ, в нашем конкретном случае-это журнал «Работница». Множество исследователей, изучая повседневность, обращаются, в первую очередь, к таким источникам, как статистические материалы, опросы, интервью, архивные данные, мемуары. Мы же решили пойти иным путем, рассмотрев одно из советских периодических изданий. Да, образ советской дамы, предложенный правительственным журналом будет идеализирован, в чем-то преувеличен или преуменьшен, не правдоподобен в полной мере, поэтому его так важно проанализировать; узнать, чем руководствовалась редакция, приукрашивая те или иные факторы повседневности, каковы причины несоответствия публичного образа женщины реальному и т.д.
Проблема исследования:повседневная жизнь советской женщины как хранительницы домашнего очага по журналу «Работница» в период с 1977-1985 гг.
Цель работы:изучить повседневную жизнь советской женщины в кругу семьи на материалах журнала «Работница» 1977-1985–х гг.
Исходя из цели и проблемы, в ходе написания данной работы необходимо выполнить следующие исследовательские задачи:
1) Рассмотреть содержание ключевых понятий (СМИ, журнал, периодическая печать, поздний развитой социализм, быт, повседневность);
2) Дать характеристику журнала «Работница» как средства массовой информации
3) Выявить тенденцию развития семейных отношений в середине 1970-х – середине 1980-х гг. и ее отражение на страницах журнала;
4) Описать отношение журнала «Работница» к проблемам ведения домашнего хозяйства;
5) Раскрыть характер освещения журналом проблем воспитания детей.
Объект исследования –периодическое издание «Работница» (1977-1985гг).
Предмет исследования:проблемы брака, семейного быта и воспитания детей на страницах журнала «Работница»
Для написания работы по теме мы использовали следующие исследовательские методы: методы анализа литературы по рассматриваемому периоду, анализ нормативно-правовой документации, сравнение различных периодических источников, синтез и т.д. Также в качестве метода для анализа выступает гендерный подход, который предполагает экспертизу социально-исторических явлений с учетом фактора пола.
Степень разработанности проблемы семьи и брака, на мой взгляд, в литературе довольно высока. Но сложно выделить авторов, которые бы отличились уникальностью взглядов на этот счет. Все они, можно сказать, опирались на труды друг друга. Во-первых, наибольшим количеством трудов, посвященной этой теме, отмечаются социологи того времени, которые следили за жизнью женщин в Советском Союзе (Новикова Э.С., Языкова В.С. и Янкова З.А.) и часто писали компиляционные монографии. Также примечательны научные статьи советского социолога А.Г. Харчева, касающиеся брака и семьи в СССР, воздействия научно-технической революции на семью[1], ну и, конечно, изменение положения женщин к концу 1970-х гг. Примечательным является и вклад Е.Б. Груздеевой, выявившей огромное количество статистических материалов, связанных с образованием, трудоустройством, бытом советских женщин. В основном, эти авторы говорили о том, что быт советских людей данного периода обогащался новым содержанием[2], у каждого появились новые потребности, многие описывали ряд противоречий, которые вели за собой трудности совмещения женщинами семейной и деловой жизни. Не упускалась и проблема механизации домашнего труда в социологических очерках этого времени, помощи хозяйкам бытовых домов. Советские исследователи уже тогда стали поднимать вопрос об активизации феминистских тенденций в советском обществе; вопросы о том, как женская независимость и сложившаяся ситуация в производственной сфере влияла на семейные быт и отношения.
В начале 1990-х гг. в российской историографии появилось само понятие «повседневность». Первое обращение к повседневной жизни советской эпохи принадлежит Н.Н. Козловой[3]. В своей работе автор уделяет пристальное внимание ценностному миру советского человека, характеристикам его поведения и материальной культуре, окружавшей его, базируясь на материалах частной переписки. Говоря об историографии по изучаемой тематике, нельзя не упомянуть С.Г. Айвазову, которая анализировала соответствие законодательной базы прав и обязанностей советских людей и повседневной реальности, а именно влияние новой Конституции 1977 г. на трансформацию семейных отношений. А.В. Шубин описывает жестокие реалии времен товарного дефицита, стратификационной размытости, противоречий между элитой и остальными, сравнивает советскую экономическую обстановку с западом, что так же является немаловажным в изучении семейного быта и взаимоотношений. Постсоветские и современные исследователи уже начинают обращать внимание и на советские периодические издания («Работница», «Крестьянка», «Московская правда» и т.д.) при изучении повседневных явлений СССР. Однако, что касается специфики отдельно взятого нами периода (1977-1985-х гг.), то он по-прежнему остается малоизученным в рамках института семьи и быта. Также работ, посвященных конкретному советскому журналу, еще не было.
Так что, несмотря на остроту проблемы развития брака и семейного быта для современников изучаемого нами времени, она остается по-прежнему малоизученной на сегодняшний день, тем более в рамках повседневного образа жизни советской женщины. Особенно это касается тенденции развития отношений между мужем и женой и традиций воспитания, которые существовали в СССР.
Что касается понятия «повседневность», то сегодня универсального представления о том, какое значение следует в него вкладывать нет. Каждый исследователь по-своему трактует данное определение. Известный вклад в изучение повседневной жизни людей внес французский историк Ф. Бродель, говоря о том, что «... повседневность – это мелкие факты, едва заметные во времени и пространстве. Иной раз бывает достаточно нескольких забавных историй, для того чтобы разом высветить и показать образ жизни. Эти «мимолетности» к тому же фиксируют от общества к обществу контрасты и несходства вовсе не поверхностные»[4]. В нашей же работе под повседневностью будет пониматься поведение советской женщины в условиях позднего развитого социализма, проблемы ее адаптации к современной экономике и законодательству, ее жизненные установки и обычаи, обязанности перед обществом и семьей, также ее режим дня и образ.
Исследуемый нами период уже включает в себя результаты и последствия женской эмансипации, которая происходила и во время хрущевской «оттепели». Конечно, наиболее яркими примерами смены социальной роли женщины являются жительницы, в первую очередь, крупных промышленных городов, поэтому и акцентировать внимание мы будем на них; более того журнал «Работница» освещал повседневность именно таких регионов, так как они мобильнее реагировали на изменения, происходящие в советском обществе в целом, в том числе экономике, культуре, политике и т.д. Что касается возрастного ограничения, то женщины среднего возраста являются наиболее предпочтительным объектом изучения, так как они уже обзавелись семьей и являлись участницами советского производства.
Источниковая база данного исследования представлена материалами разного типа. Главным источником является журнал «Работница».
Кроме того, одной из групп используемых источников являются нормативно-правовые акты, то есть советское законодательство 1977-1985-х гг. по вопросам семьи и брака, так как именно закон отражает приоритеты всего общества.
Использование статистических материалов способствовало проведению сравнительного анализа данных журнала и социологических исследований. Одним из наиболее ценных источников информации по рассматриваемой теме стала периодическая печать. Именно периодические издания служили самым доступным транслятором и пропагандистом государственной политики в различных областях жизни советского государства. Очень информативным и перспективным источником для изучения истории повседневности являются местные газеты. В контексте данной работы мы просмотрели газеты промышленных центров СССР, в которых проблема трансформации семейных отношений была наиболее злободневной («Московская правда», «Тюменская правда», «Комсомольская правда», «Сибирские огни» и т.д.) К тому же, как мы знаем, газетная периодика быстрее откликается на все происходящие в стране события и несет на своих страницах не только информацию о жизни страны и региона, но и о настроениях людей.
Особую группу источников составляют мемуарные произведения. Несмотря на субъективизм трактовок и оценок, они позволяют лучше узнать изучаемый отрезок истории.
Таким образом, в данной работе помимо семейных традиций и быта затрагиваются и другие различные сферы жизни, причем не только женщин, но и всего советского народа в целом. Только благодаря комплексному анализу всех этих составляющих мы способны воссоздать нужный нам образ женщины-хозяйки и матери, используя разного рода источники, монографии и аспекты ее жизни.
Семейный досуг
Также к причинам разрыва брака относились не только давление старших и бытовые разногласия, но и неправильный досуг мужа и жены. Известна большая страсть советских людей собираться у кого-нибудь в гостях на большие застолья по поводу и без. Часто молодые люди становились душой компании только из-за количества собутыльников. В журнале «Работница» нам чаще встречаются статьи о мужском пьянстве и о том, как это влияло на семью. Нередко жены не могли даже и возразить такому, накрывая каждый раз стол для «нежеланных» ими гостей. Особенно, отмечали люди, сложно найти трезвое общество по праздникам. Проблема пьянства поднималась и не только в кругу взрослых, а даже в кругу подростков, перенимающих пагубную привычку.
О ее актуальности и остроте на то время свидетельствует и законодательство. В Гражданском кодексе РСФСР есть 16 статья, в которой говорилось, что «гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности». То есть, такое лицо не могло совершать сделки по распоряжению собственным имуществом, а также получать заработную плату или другие виды доходов и распоряжаться ими без согласия попечителя (например, жены).
Продолжая тему семейного досуга, нужно также отметить, что советские врачи били тревогу. Все меньше люди уделяли внимание здоровому образу жизни, обратив свои взоры к экрану телевизора. По мнению врачей, отсюда следовала и тенденция людей болеть близорукостью, неврозами. «Работница» же рекомендовал родителям контролировать то, что смотрят их дети и обсуждать просмотренные фильмы и передачи. Также аргументом против телевидения являлись и споры домашних о выборе каналов для просмотра (мужу нужен спорт, жене – сериал, ребенку - мультфильм и т.п.). Журнал рекомендовал к совместному просмотру передачи, которые расширяли кругозор и воспитывали патриотизм («Сегодня в мире», «Эрмитаж», «В мире животных», «От всей души», «Очевидное и невероятное»). Журналисты называли телевидение «третьим родителем», ведь в условиях постоянной занятости родителей, ребенку приходилось проводить свое время, сидя у экрана.
Как уже понятно из вышесказанного физиологическое воспроизводство жизненных сил (сон, еда) все больше дополнялось такими формами их восстановления, как спорт, туризм, различного рода культурные развлечения.[23] Самым популярным досугом того времени социологи выделяли чтение (50-70 % рабочих читали в свободное время). В среднем каждая семья в СССР покупала около трех книг в год; книги имели свойство путешествовать из квартиры в квартиру, хотя выбор в магазинах был скудным.
С широким внедрением в жизнь телевидения спорт все еще оставался важной составляющей свободного времени советской семьи. Нередко в городах проводились соревнования для целых семей. Также родители могли отправиться со своим ребенком в поход на лыжах или поиграть в спортивные игры на свежем воздухе. Часто заводское управление устраивало для работников и их семей спортивные вечера на природе. Таким образом, родители и дети при таком времяпровождении узнавали всегда что-то новое друг о друге. По закону 1-2% от квартирной платы, 5% от арендной шли на обеспечение физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства горожан.
К тому же росла сеть семейных санаториев, домов отдыха и пансионатов. Но к сожалению, путевок хватало не на всех; скорее всего, туристическая сфера начинала только набирать обороты, поэтому часто члены семьи проводили летний отдых раздельно: дети в пионерских или спортивных лагерях, отцы в домах рыбака, а женщины, «в лучшем случае», в санатории, или вовсе дома. Стоит заметить, что такую ситуацию описывала сама читательница в письме, а не редакция журнала. Возникает острое ощущение недовольства советских женщин своей судьбой, в том числе и летним отпуском.
Но несмотря на это, некоторые семьи организовывали свой отдых самостоятельно, отправляясь, например, в поход большой компанией. Туристические снаряжение, чаще всего, они брали напрокат. Для детей такие походы становились своеобразными трудовыми лагерями. Здесь они учились и «палатки ставить, и байдарку чинить, и носки штопать, пуговицы пришивать». Одни из участников таких походов описывали строжайшую дисциплину в рамках лагеря, нарушение которой наказывалось. Что интересно, то здесь, за пределами городской суеты, дежурство распространялось одинаково, как на мужчин, так и на женщин и детей. Многие дети тут забывали об играх и взрослели не по годам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы рассмотрели некоторые из аспектов повседневности советской женщины (1877-1985 – х гг.) на страницах журнала «Работница».
В ходе исследования нам удалось рассмотреть содержание ключевых понятий, относящихся к данной тематике. Одним из них являлось понятие советских СМИ, которые являлись, на наш взгляд одним из главных источников общественной пропаганды того времени. К этим СМИ относится и журнал, который отличается от других периодических изданий своей тематической направленностью и ориентирами на определенную часть населения (в нашем случае – женщин, преимущественно жительниц города среднего возраста). В контексте данной темы мы попытались понять, что же все-таки означает обозначение одного из советских периодов развития, как поздний развитой социализм, который, прежде всего характеризуется назреванием кризиса в советском обществе, недовольстве системой. Также нельзя не обозначить важность таких понятий, как быт (в данной работе это совокупность особенностей ведения хозяйства, домашней экономики, обязанностей участников семьи по дому) и повседневность, которая включает в себя каждодневный образ советской женщины, ее расписание и режим дня, ответы на вопрос, почему женщина вела себя именно так.
К тому же в данной работе мы постарались дать объективную характеристику журнала «Работница» и его деятельности в период с 1977 г. по 1985 г., как верного слуги правительства на благо процветания социалистического общества. Однако многие общественные проблемы в нем отражались довольно прямо и журнал был полон негативных примеров. Вероятнее всего, такие публикации прежде всего имели воспитательный характер, в духе родительского «так делать не надо».
Что касается гендерного аспекта и отношения редакции журнала к проблемам ведения домашнего хозяйства, то мы можем с полной уверенностью заключить, что «Работница» был здесь открыто субъективен, то есть полностью защищал сторону слабого пола, то есть предлагает разделить домашние обязанности хотя бы наполовину. Наверняка, это сделано, прежде всего, для привлечения и сохранения читателей, которыми являлись преимущественно женщины. Например, если сравнивать данный журнал с той же самой ведомственной газетой, как «Тюменская правда», то в газете мы можем и прочитать статьи о безответственном отношении некоторых женщин к работе, или же мы можем увидеть порочащие репутацию статьи о женском пьянстве и их нежелании трудиться дома.
Изучая институт семьи, мы определили с какими проблемами сталкивалась советская женщина в повседневной жизни дома. Это и непринятие ее новых продвинутых общественных интересов мужем, нехватка времени на семью и работу. Несмотря на активные законодательные меры в социальной сфере, государство было не в силах обеспечить благоприятный климат существования для всех советских семей. К тому же обстановка с детскими дошкольными и школьными учреждениями была отнюдь не безоблачной. Несмотря на все прогрессивные реформы, которые активно описывал «Работница», группы в детских садах были переполнены.
Нельзя не отметить, что мы выявили в отношение рекомендаций, а точнее наставлений журнала по воспитанию детей. Читая статьи рубрик, связанных с воспитанием и обучением, мы действительно осознаем, что такое «советское воспитание», и почему люди, которые старше нас на несколько десятков лет постоянно упоминают о разрыве поколений, о том, что «сегодня дети, молодежь – другие или уже не те». Как уже и было сказано, теперь в советском обществе различались две традиции: «индивидуалистическая» и «коллективистская». У каждой из них мы можем отметить плюсы и минусы. В «индивидуалистской» ребенок окружен вниманием и повсеместной опекой родителей, его ни к чему не обязывали, а все ресурсы направляли на его развитие, но при этом авторы статей о семье, в том числе и педагоги, отмечали, что такой ребенок скорее всего вырастит эгоистом, а поэтому не примет никакого отказа и неодобрения от родителей. При «коллективистской» форме воспитания, которая наиболее предпочтительна в «Работнице», ребенок – активный помощник в семье, без напоминаний и просьб он трудится на благо семейного быта, но часто такие дети испытывали огромное давление со стороны родителей, которые хвастались ими перед друзьями и соседями, становясь при этом либо очень скованными, либо слишком самоуверенными. Причиной такого разрыва, на наш взгляд, являлась склонность самих женщин к самопожертвованию и максимальной самоотдаче. Конечно, они у них проявлялись в разной мере, из чего исходят и разные парадигмы воспитания. Многие женщины были настолько ответственны, что боялись доверить ребенку, например, донести пакет с продуктами. «Работница» в этом вопросе, как мы уже сказали, настаивает на «коллективистском» воспитании ребенка в кругу семьи, когда родители воспитывают в ребенке личность, стремящуюся к развитию и прогрессу, прежде всего общему; личность альтруистическую, готовую пожертвовать своими личными интересами в пользу окружающих; сына и дочь, заботившихся о благе родителей и ничего не требующих. С уже привитыми общественно-значимыми идеалами ребенок, по мнению авторов рубрик о воспитании, должен прийти в школу, где учителя будут заниматься его образованием, а не воспитанием.
К проблеме чрезвычайной ответственности, по моему мнению, можно отнести и распределение домашних обязанностей между мужем и женой. Возможно, сама женщина не могла довериться супругу, а поэтому жаловалась на постоянную усталость и нехватку свободного времени. Поэтому здесь стояла проблема не только нежелания мужчин принять другой эмансипированный образ женской половины, но и неготовность самих женщин отдать часть домашних обязанностей своему супругу или же ребенку.
Таким образом, и авторами статей в периодической печати, и учеными в исторической литературе подчеркивается переходное состояние советского общества во времена позднего развитого социализма СССР, которое было, в первую очередь, связано с изменениями гендерной роли женщин, а соответственно и их повседневности. Отнюдь не все изменения принимались обществом, некоторые из них и по сей день являются претерпеваемыми. Например, даже сегодня для женщин является актуальной проблема совмещения карьеры и семьи, или же выбора между семьей и карьерой. На нас, как и на советских женщин также влияют СМИ, задавая тон нашему образу жизни. Как мы видим, советское правительство, даже благодаря такой сильной пропаганде и социальной политике, так и не справилось с проблемой разрушения института брака; ибо на это влияют сами люди, те реалии, с которыми они сталкиваются ежедневно. Противоречивость политики включения женщины в производство и укрепления института семьи сказалась на ее результатах.
Итак, данное исследование дает нам возможность сделать вывод о существующих противоречиях в кругу семьи, и каким образом мы можем их избежать, а также обращает внимание на часть сегодняшних проблем женского населения и их причины.
Исследования
1. Айвазова С. Г. Свобода и равенство советских женщин [Электронный ресурс] // Айвазова С. Г. Русские женщины в лабиринте равноправия (Очерки политической теории и истории. Документальные материалы). М., РИК Русанова, 1998. http://www.a-z.ru/women/texts/66_99r.htm
2. Анохина Л.А. Быт и его преобразование в период развитого социализма // Советская этнография. 1965. № 4. – 16 с.
3. Вишневский А.Г. Эволюция семьи и семейная политика СССР/Вишневский А.Г. М.: Наука -1992. -140 с.
4. Груздева Е.Б., Чертихина Э.С. Профессиональная занятость женщин в СССР и оплата их труда [Электронный ресурс] М., 1986, № 3. http://www.a-z.ru/women/texts/gruzdrdd.htm
5. Груздева Е.Б. Труд и быт советских женщин[Электронный ресурс]. М., 1983. http://www.a-z.ru/women/texts/chertihinar.htm
6. Козлова Н.Н. Горизонты повседневности: голоса из хора — М.: ИФ РАН, 1996. – 150с.
7. Козлова Н.Н. Сцены из частной жизни периода "застоя": семейная переписка// Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. №3. Т.2
8. Коллонтай А. М. Положение женщины в эволюции хозяйства. М., Гиз, 1923. — 208 с.
9. Нагибин Ю. Дневник/под ред. Кувалдина Ю. М., Книжный сад, 1995, 704 с.
10. Новикова Э. С. Женщина. Труд. Семья: Предисловие[Электронный ресурс]/ под ред. Новиковой Э.С., Языковой В. С., Янковой З. Л. – М : Профиздат, 1978 http://www.a-z.ru/women/texts/nov1r.htm
11. Поленина С.В. Советская женщина в обществе и семье // Роль женщины в современном обществе. К итогам 10-летия ООН: Сборник статей. Ч. II. М., 1985. С.204-206
12. Переведенцев В. М. Эмансипация и воспроизводство населения [Электронный ресурс] // Женщины в современном мире. М., Наука, 1989. http://www.a-z.ru/women/texts/perevedr.htm
13. Струмилин С. Г. Проблемы социалистических городов //Плановое хозяйство. 1930. № 5 C.86-126
14. Толкунова В.Н. Советское законодательство в период 10-летия женщины ООН // Роль женщины в современном обществе. С. 26
15. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР, 2-е изд. [Электронный ресурс]/Харчев А.Г., -М.: Мысль, 1979 http://www.detskiysad.ru/raznlit/brak.html
16. Харчев А.Г. Изменение положения женщины и семьи [сборник статей] / А.Г. Харчев - М. : Наука, 1977. - 214 с.
17. Харчев А.Г. Научно-техническая революция и семья/Харчев А.Г.//Социология и проблемы социального развития. 1978. 180с.
18. Шубин, А.В. Социальная структура СССР в канун перестройки// Отечественная история. 1997. №4. С.133-139
19. Чередниченко Г.А. Молодая женщина в социалистическом обществе: Образование, труд, материнство // Роль женщины в современном обществе. Ч. II. С. 124-171.
20. Янкова З.А. Городская семья./ Янкова З.А.- М.: Наука-1979.-183с.
21. Янкова З.А. Мужчина и женщина в семье/ З.А. Янкова, Е.Ф. Ачильдиева, О.К. Лосева. - М. : Финансы и статистика, 1983. - 80 с.
22. Янкова, З. А. Советская женщина / З.А. Янкова. - М. : Политиздат, 1978. - 159 с.
[1] См. об этом: Харчев А.Г. Научно-техническая революция и семья//Социология и проблемы социального развития -М.:, 1978. - С.3
[2] См. об этом: Женщина. Труд. Семья (социологический очерк)/под ред. Новиковой Э. Е., Языковой В. С; Янковой 3. А., Профиздат 1978. – С.98
[3] См. об этом: Козлова Н.Н. Горизонты повседневности: голоса из хора. – М., 1996. – С.13.
[4] Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное. Т:1. М., Прогресс 1986, С. 6-7
[5] См. например: Указ. соч. /под ред. Новиковой Э. Е., Языковой В. С; Янковой 3. А С.- 60
[6] Голубев А. Третий год пятилетки// Работница. 1978. №2 . С.-31
[7] См. об этом: Андреев И. Сколько стоит свободное время// Работница. 1984. №11. С.26-27
[8] Перевединцев В. Тебе половина- и мне половина// Работница. 1981. №3. С.18-19
[9] Андреев И. То же соч. С.27
[10] Пасько В. Интервью// Работница. 1978. №3. С.15
[11] Пасько В. То же соч. С.16
[12] См. об этом: Труд и быт советских женщин/ под ред. Груздевой Е. Б., Чертихиной Э. С. М., Политиздат, 1983. С.71
[13] Михайлова Т. Быт и дефицит// Работница. 1981. №7. С.3-4
[14] См. об этом: То же соч./ под ред. Новиковой Э. Е., Языковой В. С; Янковой 3.А. С.-78.
[15] См. об этом: Шубин, А.В. Социальная структура СССР в канун перестройки// Отечественная история. 1997.№4. С. 133 -139.
[16] См. об этом: Шубин А.В. То же соч. С.133-139
[17] См. об этом: Чередниченко Г.А. Молодая женщина в социалистическом обществе: Образование, труд, материнство // Роль женщины в современном обществе. Ч. II. С. 171.
[18] См. об этом: Айвазова С. Г. Свобода и равенство советских женщин // Русские женщины в лабиринте равноправия (Очерки политической теории и истории. Документальные материалы). М., РИК Русанова, 1998. С. 66-99
[19] См. об этом: То же соч./ под ред. Новиковой Э. Е., Языковой В. С; Янковой 3.А. С. 70.
[20] См. например: И. Ульянова Наберите 04// Работница. 1982. N2. С.12
[21] Федорова А. Знакома всем и вечно нова// Работница. 1980. №6. С.26-27
[22] Марьянин А. Готовы ли вы породниться? // Работница. 1983. №7. С.28-29
[23] См. об этом: То же соч./ под ред. Груздевой Е. Б., Чертихиной Э. С. С. 43-48.
[24] Елена Т. Свободна. От чего? // Работница. 1985. №4. С.29
[25] Поликарпова Т. Краны над Волгой // Работница. 1982. №1. С.7-8
[26] См. об этом: Чередниченко Г.А. То же соч. С.178-180
[27] См. об этом: Вопросы оплаты труда и уровня жизни населения/ под ред. Янковой З. А. М., Профиздат. 1978. С. 159.
[28] См. об этом: То же соч./ под ред. Груздевой Е. Б., Чертихиной Э. С.50
[29] См. например: Ковалев А. Годы свершений// Работница. 1980. №12. С.2
[30] См. например: Карасева А. Детям – нашу заботу// Работница. 1984. №11. С.-36
[31] См. об этом: То же соч./ под ред. Новиковой Э. Е., Языковой В. С; Янковой 3.А. С. 63.
[32] См. например: Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 года, т. VII, с. 250
[33] По: Вестник статистики. 1980. № 11. С. 75.
[34] Попова О. Где любви привольнее// Работница. 1985. №5. С.30
[35] Попова О. То же соч.// С.32
[36] Карасева А. Спроси с себя// Работница. 1977. №3. С.16-17
[37] Карасева А. То же соч.//C.32
[38] Карасева А. То же соч.// С.33
[39] Анатольева Т. Есть личный рекорд// Работница. 1983. №7. С.25
[40] Кошелева И. Мама-доктор? Что ж такого?// Работница. 1983. №7. 1983 С.20
[41] См. например: Филимонова А. Дороже денег и наград//Работница. 1980. №12. С.5
[42] См. например: Пояркова Р. За все я отвечаю в этом мире//Работница. 1981. №7. С.15-16
[43] Александрова Т. Как аукнется, так и откликнется//Работница. 1985. №4 С.17
[44] См. об этом: Александрова Т. То же соч. С.16
[45] См. например: Поликарпова Т. Мама Тома и другие// Работница. 1980. №12. С.20-21
Балуевой Анастасии Викторовны