Опорно-двигательного аппарата
Прогноз развития ребенка зависит от объема и характера поражения ЦНС, а также от объема и характера медика – психологической помощи. Когда двигательные нарушения выражены значительно, требуется стратегия компенсации, чтобы обеспечить максимальное развитие сохранных и доступных для коррекции звеньев психики ребенка. Особенности познавательного развития детей данной группы: психофизические особенности детей с ОВЗ приводят к нарушению умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности словесного опосредствования, в частности - вербализации, искажению познания окружающего мира, бедности социального опыта, изменениям в становлении личности.
Учитывая указанные выше особенности развития детей, основной целью коррекционной работы является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи, обеспечение полной и социальной адаптации.
При организации и проведении педагогической работы необходимо учитывать, что большинство детей с нарушением опорно-двигательного аппарата имеют сопутствующие заболевания - нарушение зрения.
Особенности организации образовательного процесса
Работа базируется на тематическом планировании. Образовательная деятельность проводится индивидуально и в подгруппах детей. В течение учебного года планируется взаимодействие со следующими участниками образовательного процесса:
Логопед
Воспитатель
Музыкальный руководитель
Инструктор по ФИЗО
Родители
Образовательная среда
Компонентамиобразовательной среды в дошкольном учреждении являются:
· предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
· характер взаимодействия со взрослыми;
· характер взаимодействия с другими детьми;
· система отношений ребенка к миру, к другим людям, к самому себе.
Образовательная среда для развития детей с особенностями в развитии включает в себя три взаимообуславливающих слоя: сенсомоторный, природно-экологический, социокультурный. Пересекаясь, накладываясь и взаимопроникая, они создают стереоскопическую модель мира.
Наибольшие проблемы у ребенка с особенностями развития возникают при его социальной адаптации. Поэтому, серьезное внимание уделяется структурированию содержания и оборудования третьего, социокультурного слоя. Его задача - способствовать идентификации и персонализации ребенка, т. е. формированию у него активной жизненной позиции, чувства ответственности за свои действия и поступки, иначе говоря, вычленения себя в мире «Я среди других».
Создание для детей благоприятных микроусловий, в которых педагог занимает по отношению к контактам детей двуединую позицию: взаимодействуя в качестве субъекта с каждым ребенком в отдельности или с группой детей, он непосредственно или опосредованно влияет одновременно и на процесс их общения. Дети, решая в микрогруппах общие задачи, учатся общаться, взаимодействовать друг с другом, согласовывать свои действия, находить совместные решения, разрешать конфликты. Замечая различия в интересах, способностях, навыках сверстников, дети учатся с помощью взрослого учитывать их при взаимодействии.
Принципы построения
образовательного процесса
Содержание программы коррекционной работы определяют следующиепринципы:
— Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
— Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
— Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
— Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования ребенком, имеющим недостатки в физическом и психическом развитии.
— Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) ребенка с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения ребенком образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями).
Учитывая направленность группы и индивидуальные особенности детей реализация рабочей программы предполагает разработку индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ. При проектировании индивидуальной программы следует опираться на ряд принципов:
ü принцип ориентации на возможности дошкольников, то есть индивидуально-психологические, клинические особенности детей с ОВЗ;
ü принцип дозированности объема изучаемого материала. В связи с замедленным темпом усвоения необходима регламентация объема программного материала по всем разделам программы и более рациональному использованию времени для изучения определенных тем;
ü принцип линейности и концентричности. При линейном построении программы темы следует располагать систематически, последовательно по степени усложнения и увеличения объема; при концентрическом построении программы материал повторяется путем возвращения к пройденной теме. Это дает возможность более прочного усвоения материала.
ü принцип инвариантности, предполагающий видоизменение содержание программы, комбинирование разделов, в отдельных случаях изменение последовательности в изучении тем, введение корректировки.
Индивидуальные программы, направленны на социализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности, социально-бытовой ориентации.
ОРГАНИЗАЦИЯ