Лекция 1 Теоретико-понятийное определение культуры, ее функции и структура. Типологические модели культур

ГУО ВПО «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Методические указания для студентов всех специальностей

Заочной формы обучения

Красноярск 2011

Культурология: Методические указания для студентов всех специальностей заочной формы обучения. – Красноярск: СибГТУ, 2011. – 18 с.

Составитель доц. Андреева А.В.

Рецензент к. и. н., доцент Л.А Чурилова

Одобрены и рекомендованы к печати редакционно-издательским советом СибГТУ

© ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»

© А.В. Андреева

СОДЕРЖАНИЕ

Введение................................................................................................... 4

1 План дисциплины «Культурология».................................................. 5

2 Содержание дисциплины «Культурология»...................................... 5

2.1 Темы лекций............................................................................... 5

2.2 Темы семинарских занятий........................................................ 7

2.3 Темы для самостоятельного изучения....................................... 8

3 Формы и виды контроля.................................................................... 8

3.1 Контрольные работы................................................................... 8

3.2 Вопросы к экзамену по курсу................................................... 10

3.3 Список произведений искусства и архитектурных памятников, необходимых для запоминания..................................................................................... 12

4 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.............................. 14

4.1 Основная литература................................................................. 14

4.2 Дополнительная литература..................................................... 15

Приложения.......................................................................................... 17

Приложение А. Ключевые слова..................................................... 17

Приложение В. Титульный лист .................................................... 18

Введение

Дисциплина «Культурология» для студентов заочной формы обучения специальностей входит в цикл гуманитарных дисциплин и изучается на 1 курсе. Программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Данная программа разрабатывалась с учетом рекомендаций УМО вузов Российской Федерации по образованию/

Целью дисциплины является формирование у студентов культурологического знания. При этом культура рассматривается как в теоретическом, так и в историческом ракурсах.

Программа «Культурология» не рассчитана на детальное рассмотрение истории культуры и предполагает проведение занятий, посвященных наиболее ярким ее проявлениям. Особое внимание уделяется вопросам генезиса русской культуры. Обращение к культуре той или иной эпохи предусматривает знакомство с различными видами искусства.

Учебная программа для студентов заочной формы обучения предусматривает прослушивание лекционного курса, написание двух контрольных работ в форме рефератов и выступление на практических занятиях.

Семинарские занятия проходят в форме сообщений и докладов обозначенных в темах семинаров вопросов и коллективного их обсуждения. Выступающие должны в краткой форме раскрыть суть поставленного вопроса, дополнив свое выступление конкретными примерами. После этого ответить на вопросы преподавателя.

Изучение курса завершается экзаменом. Обязательным условием допуска студента к экзамену является выполнение и защита контрольной работы, выполненной на персональном компьютере.

1 План дисциплины «Культурология»

Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение практических занятий и организация самоподготовки.

Виды учебных занятий Всего часов  
 
Аудиторная работа    
Лекции  
Практические занятия  
ВСЕГО:  
Внеаудиторная работа    
Самостоятельная работа студента  
     
Итоговый контроль (форма) Экзамен  
Общая трудоемкость дисциплины в час.  

2 Содержание дисциплины «История мировой культуры»

Темы лекций

Раздел «Теория культуры»

Лекция 1 Теоретико-понятийное определение культуры, ее функции и структура. Типологические модели культур

Происхождение и смысл термина «культура». Культура как целостная система. Сферы проявления культуры. Понятие материальной и духовной культуры. Многоуровневая структура культуры. Элементы культуры.. Функции культуры. Типология и периодизация культуры. Субкультура и контркультура. Молодежные субкультуры.

Лекция 2 Мифологическое сознание.

Происхождение мифа. Миф и символ. Типологизация мифов. Основные мифологемы. Структура мифа. Современная мифология. Роль масс-медиа в распространении мифов.

Лекция 3 Культура и цивилизация. Истоки происхождения культуры и проблема протоцивилизаций

Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Отличительные признаки и характерные черты цивилизации.

Раздел «История культуры»

Темы семинарских занятий

Тема 1 Понятие культуры

Вопросы: 1 Виды и формы культуры

2 Основные функции культуры и их реализация.

3 Субкультура и контркультуры. Примеры молодежных субкультур.

Формы и виды контроля

Контрольные работы

Программой предусматривается выполнение одной работы в реферативной форме. Наличие работы считается необходимым условием для допуска студента к сдаче экзамена. Реферат должен быть представлен на кафедру не позднее чем за месяц до начала сессии лично студентом в кабинет 317 главного корпуса, находящегося по ул. Мира, 82 или отправлены по почте на адрес учебного отдела СибГТУ (660049, г. Красноярск, ул. Марковского, 57).

Контрольная работа выполняется по выбору на одну из предложенных тем:

1 «История моего рода»

2 «Моя православная Родина».

3 «Субкультура»

Изменение темы реферата предварительно согласовывается с преподавателем.

Для выполнения реферата по первой теме необходимо воспользоваться учебным пособием С.А. Рафиковой «История семьи. Изучение и составление родословной: Учебное пособие для студентов всех специальностей всех форм обучения –Красноярск, СибГТУ, 2005. -37с.».

Вторая тема предполагает наличие двух разделов, один из которых посвящен истории создания и описанию одного из многочисленных памятников русской православной архитектуры: монастыря или храма. Второй – связан с историй жизни и деятельности одного из подвижников православия, имеющего отношение к созданию выбранного студентом для исследования архитектурного памятника. Особо отмечаются работы выполненные на местном материале. Реферат можно дополнить приложением, состоящим из копий документов, статьей из периодической печати и фотографий памятников и произведений искусства.

Третья тема связана с исследованием выбранной студентом субкультуры по её основным признакам. В качестве предмета рассмотрения могут выбираться как существующие, так и прекратившие свое существование субкультуры.

Объем реферата должен быть 12-15 листов формата А - 4, заполненных печатным текстом только с одной стороны и пронумерованных, начиная со второй страницы. Текст должен быть выполнен системным шрифтом Times New Poman Cyr, размер шрифта – 14, межстрочный интервал – 1,5. Поля: слева -3 см., справа – 1,5 см, вверху – 2 см, внизу – 2,5см. Сноски сквозные в тексте в квадратных скобках (например [2, с.24], в конце работы – список используемых источников и литературы не менее 5 в алфавитном порядке под номерами.

Реферат должен быть оформлен по определенным правилам, которые включают в себя наличие трех составных частей:

- титульный лист, с указанием всех необходимых данных;

- план, отражающего структуру и содержание работы;

- список использованных источников и литературы.

Пример оформления титульного листа реферата дается в Приложении В.

Содержательная часть реферата должна соответствовать выбранной для изучения теме. Заключение содержит обобщающие выводы по теме и личные оценки автора. Изменение темы реферата предварительно согласовывается с преподавателем.

Экзамен предполагает ответы на два вопроса: из теоретического и исторического разделов курса, а также определение архитектурных памятников, скульптурных и живописных произведений из ниже приведенного списка.

3.2 Контрольные вопросы по курсу

1 «Мир искусства» и его значение для русской культуры.

2 Владимир и Новгород как варианты развития древнерусской культуры.

3 Высокий русский иконостас: устройство и эволюция развития.

4 Живопись XIX века: «академики» и «передвижники».

5 Истоки и этапы западноевропейского Возрождения

6 Исторические особенности русской культуры.

7 Киевское наследие в древнерусской культуре.

8 Культовая архитектура буддизма

9 Культура Древнего Рима: мифология, религия, искусство.

10 Культура и религия. Мировые религии.

11 Культура и цивилизация.

12 Личностная и пространственно-временная картина мира в первобытной культуре.

13 Массовая и элитарная формы культуры.

14 Миф как форма культуры.

15 Молодежная культура и контркультура.

16 Мусульманская культура: наука и искусство.

17 Основные формы религии первобытной эпохи.

18 Основные этапы и особенности развития культуры Древней Греции.

19 Особенности развития русской культуры первой половины XIХ века.

20 Понятие этнос, нация, народ в культуре.

21 Происхождение и смысл термина «культура».

22 Творчество Леонардо да Винчи.

23 Архитектурные стили европейского Средневековья.

24 Ренессанс в Италии: основные памятники и деятели культуры раннего Возрождения

25 Особенности раннехристианской архитектуры.

26 Витраж.

27 Образ романтического героя в литературе XIX века.

28 Русский православный крестово-купольного храм: устройство и символика.

29 Рыцарская и крестьянская средневековая культура.

30 Стиль «барокко» в русской архитектуре.

31 Стиль «модерн» в русском искусстве.

32 Стиль классицизм: его становление и развитие в русской культуре XVIII века.

33 Структура культуры.

34 Иконопись. Основные сюжеты.

35 Характерные особенности петровского периода в развитии русской культуры XVIII века.

36 Художники Высокого Возрождения.

37 Влияние романтизма на культуры XX века.

Западноевропейская культура

Архитектура:

1 Иктин и Калликрат. Парфенон. Афинский Акрополь.Y в. до н.э. Греция

2 Пантеон. II в. н.э Рим.

3 Колизей. I в. н.э. Рим.

4 Собор Святой Софии. YI в. н.э. Константинополь (Стамбул).

5 Собор Нотр-Дам де Пари. 1163 г.- XIY в. Париж, Франция.

6 Кафедральный собор. 1248-1880 г. Кёльн. Германия.

7 Ф. Брунеллески. Собор Санта-Мария дель Фьоре. 1296г.- ХY в. Флоренция.

8 Собор Святого Петра . XYII в. Ватикан. Рим.

9 Замок Нойшванштайн. 1869-1886. Бавария.

10 Антонио Гауди. Церковь Святого Семейства (Ла Саграда Фамилия). 1884-ХХ в. Барселона. Испания.

Живопись и скульптура:

1 Мирон. Дискобол. Y в. до н.э. Национальный музей, Рим.

2 Ника Самофракийская. 190 г. до н.э. Лувр. Париж.

3 Микеланджело Давид. Начало ХYI в. Флоренция.

4 Рафаэль Санти. Сикстинская Мадонна. ХYIв. Дрезденская галерея, Германия.

5 Леонардо да Винчи. Мадонна с Младенцем (Мадонна Литта). ХY в. Эрмитаж, С.-Петербург

6 Тициан. Венера Урбинская. ХYI в. Галерея Уффици, Флоренция.

7 Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу. 1565 г. Художественно-исторический музей, Вена.

8 Диего Веласкес. Менины. 1656 г. Музей Прадо. Мадрид.

9 Рембрандт Харменс Ван Рейн. Возвращение блудного сына. 1668-1669 г. Эрмитаж, С.-Петербург.

10 Клод Моне. Впечатление, восход солнца. 1873 г. Мезей Мармоттан. Париж.

Русская культура

Архитектура:

1 Софийский собор. Киев. 1037 г.

2 Церковь Покрова на Нерли. Владимир. Боголюбово. 1165 г.

3 Барма и Постник. Церковь Покрова на Рву (храм Василия Блаженного). Москва. 1555-1560 г.

4 Церковь Вознесения в с. Коломенском. 1532 г.

5 Храм Преображения Христова. 1707-1714 г. Кижи. Карелия.

6 Д.Трезини. Петропавловский собор. 1712-1733 г. С.-Петербург.

7 Ф.Б. Растрелли. Зимний дворец. 1754-1762 г. С.-Петербург.

8 В.И. Баженов. Дом Пашкова. 1784-1787 г. Москва..

9 О. Монферран. Исаакиевский собор. 1857 г. С.-Петербург.

10 К. Тон. Храм Христа Спасителя. 1839-1883 г. Москва.

Живопись:

1 Богоматерь Владимирская. Икона. Начало ХII в. ГТГ, Москва.

2 Спас Нерукотворный. Икона. Начало ХIII в. ГТГ, Москва.

3 А. Рублев. Троица. Икона. Около 1411 г. ГТГ, Москва..

4 О.А. Кипренский. Портрет А.С. Пушкина. 1827. ГТГ, Москва.

5 К.П. Брюллов. Последний день Помпеи. 1830-1833. ГРМ, С.-Петербург.

6 А. Иванов. Явление Христа народу. 1837-1857. ГТГ, Москва.

7 П.А. Федотов. Сватовство майора. 1848. ГТГ, Москва.

8 В.И. Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881. ГТГ, Москва.

9 И.И. Левитан. Над вечным покоем. 1894. ГТГ, Москва.

10 М.А. Врубель. Демон сидящий. 1890. ГТГ, Москва.

4 Учебно-методическое обеспечение дисциплины

4.1 Основная литература

1 Березовская, Л.Г. История русской культуры [Текст] / Л.Г. Березовская, Н.П. Берлякова. - М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.- 400 с.

2 Борзова, Е.П. История мировой культуры [Текст] / Е.П. Борзова, - СПб.: Издательство «Лань», 2001. – 672 с.

3 Ильина, Т.В. История искусств. Отечественное искусство [Текст] / Т.В. Ильина. – М.: Высш. Школа, 2003. – 407 с.

4 Культурология в вопросах и ответах. Учебное пособие.[Текст] / Ростов-на-Дону: «Феникс»,1997-480 с.

5 Культурология. История мировой культуры [Текст] : учебник для вузов/ Под ред. Н.О. Воскресенской. - М.: ЮНИТИ, 2003.-759.

6 Культурология. История мировой культуры [Текст] : учебник для вузов/ Под ред. А.Н. Марковой. - М.: ЮНИТИ, 2003.-600 с.; илл.цв.

7 Мировые религии в контексте культуры: учебное пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения [Электронный ресурс]. / Т.К. Симанженкова [и др.]– Красноярск : СибГТУ, 2005. – 1 электрон. Опт. Диск (CD-ROM).

8 Оганов, А.А. Теория культуры [Текст] : учебное пособие для вузов / А.А. Оганов, И.Г. Хангельдиева. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 384с.

9 Петрухинцев, Н.Н. ХХ лекций по истории мировой культуры [Текст] /Н.Н. Петрухинцев. - М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 400 с.

10 Рапацкая, Л.А. Русская художественная культура [Текст] / Л.А. Рапацкая. –М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. - 608 с.

11 Рафикова, С.А. История семьи. Изучение и составление родословной: Учебное пособие для студентов всех специальностей всех форм обучения [Текст] / С.А. Рафикова –Красноярск, СибГТУ, 2005. -37с.

12 Религия в истории и культуре: Учебник для вузов [Текст] / Под ред. проф. М.Г Писманика. – 2-е изд, перераб. И доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 591с.

13 Сапронов, П.А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры [Текст] / П.А. Сапронов. – СПб. : Лениздат; Издательство «Союз», 2001. – 560с.

14 Чурилова, Л.А. Культурология. Искусство и христианство. Учебное пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения по изучению курса [Текст] /Л.А. Чурилова. – Красноярск. Изд-во СибГТУ, 2002. – 31с.

Дополнительная литература

1 100 великолепных соборов мира. Величайшие сокровища человечества на пяти континентах [Текст] / Пер. с нем - М.: ООО «Мир книги», 2004.- 208 с., с цв. Ил.

2 Алексеев, С.В. Зримая Истина. – [Текст] / С.В. Алексеев.- СПб.: Издательский Дом «Нева»; М. : «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2003.416с.

3 Барская, Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи [Текст] / Н.А. Барская. – М. : 1993.

4 Вагнер, Г. В. Искусство Древней Руси. [Текст] / Г.В. Вагнер, Т.Ф. Владышевская. – М. : 1993.

5 Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств. [Текст] / Н.А. Дмитриева. - М. : «Галат», 2000. – 623.

6 Еремина, Т.С. Русский православный храм. История. Символика. Предания. [Текст] / Т.С.Еремина. -М.: Прогресс-Традиция, 2002.-480 с. ,ил.

7 Жорж, Жан Знаки и символы. [Текст] /Жан Жорж, - М.: Астрель. АСТ, 2003.- 207 с.

8 История мирового искусства. [Текст] / - М.: БММ АО, 1998. – 780с.

9 Кармин, А.С. Культурология. [Текст] /А.С.Кармин - СПб.: Издательство «Лань», 2001.-832 с.

10 Культурология: Учебник для студентов технических вузов – [Текст] / Колл. авт.; Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высш. шк..1998.- 511с.

11 Майкапар, А.Е. Новый завет в искусстве: Очерки иконографии западного искусства. [Текст] / А.Е. Майкапар. – М. : КРОН-ПРЕСС,1995. – 352.

12 Мень, А. Православное богослужение. Таинство, Слово и образ. – [Текст] / А. Мень - М.: СП «Слово»,1991.- 191 с., илл.

13 Низовский А.Ю. Самые знаменитые монастыри и храмы России. – [Текст] / А.Ю. Низовский, - М.: Вече, 2000.- 464 с.

14 Никольский В. История русского искусства: живопись. Архитектура. Скульптура. Декоративное искусство. [Текст] / В. Никольский, - М.: ТЕРРА- Книжный клуб, 2001.-304 с.- (Русский дом)

15 Овсянников, Ю.М. История памятников архитектуры. [Текст] / Ю.М. Овсянников. – М. : «Галат», 2001. -286.

16 Рапацкая, Л.А. Художественная культура России: От Древней Руси к Золотому веку: Учеб. пособие для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений. [Текст] / Л.А. Рапацкая, - М.: Вентана-Графф,2000.-352 с.: ил.

17 Сарабьянов, Д.В. История русского искусства конца XIX –начала ХХ века. [Текст] / Д.В. Сарабьянов. – М. : «Галат», 2001.- 302.

18 Яковлев Е.Г. Эстетика. Искусствознание. Религиоведение. – [Текст] / Е.Г.Яковлев. - М.: Книжный дом «Университет»,2003.-640с.

Приложения

Приложение А. Перечень ключевых слов

Академизм Ампир Анимизм Антропоморфизм Апсида Артефакт Барокко Герменевтика Готика Деисус Декаданс Десакрализация Евхаристия Западничество Икона Иконостас Инкультурация Канон Классицизм Контркультура Культ Культурная доминанта Культурные универсалии Маргинальная культура   Массовая культура Ментальность Мистерия Образ Пантеон богов Парсуна Полифонизм Романтизм Профанное Рыцарство Сакральный Секуляризация культуры Символизм Синкретизм Славянофильство Соборность Софийность Социокультурная динамика Субкультура Тотемизм Фетишизм Эзотеризм Элитарная культура Эсхатология

Приложение В

(справочная)

Образец титульного листа

Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский государственный технологический университет»

Факультет автоматизации и информационных технологий

Кафедра отечественной истории и культурологии

Реферат

на тему _________________________________________________________

(тема)

(ИТ.000000.101.ПЗ)

Руководитель:

_________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

_________«___» _________200__г.

(оценка, дата)

Разработал:

Студент группы _________

_________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

«_____» _______________200__г.

(дата)

ГУО ВПО «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Методические указания для студентов всех специальностей

Заочной формы обучения

Красноярск 2011

Культурология: Методические указания для студентов всех специальностей заочной формы обучения. – Красноярск: СибГТУ, 2011. – 18 с.

Составитель доц. Андреева А.В.

Рецензент к. и. н., доцент Л.А Чурилова

Одобрены и рекомендованы к печати редакционно-издательским советом СибГТУ

© ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»

© А.В. Андреева

СОДЕРЖАНИЕ

Введение................................................................................................... 4

1 План дисциплины «Культурология».................................................. 5

2 Содержание дисциплины «Культурология»...................................... 5

2.1 Темы лекций............................................................................... 5

2.2 Темы семинарских занятий........................................................ 7

2.3 Темы для самостоятельного изучения....................................... 8

3 Формы и виды контроля.................................................................... 8

3.1 Контрольные работы................................................................... 8

3.2 Вопросы к экзамену по курсу................................................... 10

3.3 Список произведений искусства и архитектурных памятников, необходимых для запоминания..................................................................................... 12

4 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.............................. 14

4.1 Основная литература................................................................. 14

4.2 Дополнительная литература..................................................... 15

Приложения.......................................................................................... 17

Приложение А. Ключевые слова..................................................... 17

Приложение В. Титульный лист .................................................... 18

Введение

Дисциплина «Культурология» для студентов заочной формы обучения специальностей входит в цикл гуманитарных дисциплин и изучается на 1 курсе. Программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Данная программа разрабатывалась с учетом рекомендаций УМО вузов Российской Федерации по образованию/

Целью дисциплины является формирование у студентов культурологического знания. При этом культура рассматривается как в теоретическом, так и в историческом ракурсах.

Программа «Культурология» не рассчитана на детальное рассмотрение истории культуры и предполагает проведение занятий, посвященных наиболее ярким ее проявлениям. Особое внимание уделяется вопросам генезиса русской культуры. Обращение к культуре той или иной эпохи предусматривает знакомство с различными видами искусства.

Учебная программа для студентов заочной формы обучения предусматривает прослушивание лекционного курса, написание двух контрольных работ в форме рефератов и выступление на практических занятиях.

Семинарские занятия проходят в форме сообщений и докладов обозначенных в темах семинаров вопросов и коллективного их обсуждения. Выступающие должны в краткой форме раскрыть суть поставленного вопроса, дополнив свое выступление конкретными примерами. После этого ответить на вопросы преподавателя.

Изучение курса завершается экзаменом. Обязательным условием допуска студента к экзамену является выполнение и защита контрольной работы, выполненной на персональном компьютере.

1 План дисциплины «Культурология»

Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение практических занятий и организация самоподготовки.

Виды учебных занятий Всего часов  
 
Аудиторная работа    
Лекции  
Практические занятия  
ВСЕГО:  
Внеаудиторная работа    
Самостоятельная работа студента  
     
Итоговый контроль (форма) Экзамен  
Общая трудоемкость дисциплины в час.  

2 Содержание дисциплины «История мировой культуры»

Темы лекций

Раздел «Теория культуры»

Лекция 1 Теоретико-понятийное определение культуры, ее функции и структура. Типологические модели культур

Происхождение и смысл термина «культура». Культура как целостная система. Сферы проявления культуры. Понятие материальной и духовной культуры. Многоуровневая структура культуры. Элементы культуры.. Функции культуры. Типология и периодизация культуры. Субкультура и контркультура. Молодежные субкультуры.

Наши рекомендации