Опасность недооценки роли культуры в становлении и развитии личности
Созидание человеком культуры как необычайно сложного явления бесконечно. Таким же нескончаемым оказывается процесс воздействия ценностей культуры на личность. Еще с детства в психике человека формируется своеобразная структура, которая в дальнейшем определяет его ведущую деятельность и тип жизненных отношений. Речь идет о культурологическом сознании человека – идеальном образном мире, в котором личность действует творчески. Для человека и общества оказывается важным, что составляет содержание их культурологического сознания. Недооценка роли культуры в становлении отдельной личности сегодня может нести угрозу всему человечеству завтра.
Пренебрежительное отношение к культурному наследию прошлого или отрицание необходимости существования нового в культуре может быть воспитано у человека семьей, средствами массовой информации, официальной идеологией государства. Изменение в ценностном соотношении «старого» и «нового» образует в сознании большинства людей (наиболее ярко это проявляется в социальной категории 15—30-летних) «противоречивую гармонию». В результате одновременно уродливо развиваются и человек, и общество, и культура. Это выражается в «нецивилизованном» решении тех проблем, которые связаны с научно-техническим прогрессом, экологическими катастрофами, межнациональными и межгосударственными отношениями, воспитанием и образованием, соблюдением прав и личных свобод человека. В обществе ширится разочарование в культурной значимости достижений как отдельных граждан, так и государства в целом. Растет уверенность людей в непреодолимости экономических, политических, нравственных кризисов, отрицается прогресс, крепнет страх перед будущим, доминирует исключительно потребительское сознание. Человек по своему образу жизни все чаще дистанцируется от культуры, общества и государства, направляя свою деятельную энергию в другие сферы – в социальные движения протеста и альтернативный стиль жизни. Это ведет к утрате гибкости сосуществования различных традиций в едином общечеловеческом пространстве.
Судьба культуры и человека зависит от того, сумеет ли человечество воспользоваться заложенным в недрах культуры творческим потенциалом и направить общественную жизнь в русло всестороннего развития и социальной справедливости.
Цитируемая литература
1. Кант И. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. М., 1996.
2. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.
3. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20.
4. Шендрик AM. Теория культуры. М., 2002.
5. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987.
6. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984.
7. Кармин А.С. Культурология. СПб., 2001.
8. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.
9. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.
10. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995.
11. Толстой Л.Н. О жизни // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. М., 1995. С. 466–470.
12. Достоевский Ф.М. Поли. собр. соч.: В 30 т. Т. 14. Л., 1972 1990.
13. Буянова Е.Г. Романы Ф.М. Достоевского. М., 1998.
14. Бердяев Н.А. Человек и машина // Вопросы философии. 1989. № 2. С. 147–162.
15. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека // Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. М., 1995.
16. Крутоус В.П. Культура и цивилизация // Философия. М., 2002. С. 486–505.
План семинарского занятия
1. Поиски человеческой сущности: история вопроса.
2. Культура XX столетия – новая концепция человека.
3. Культура как система запретов.
4. Значение культуры в становлении и развитии личности.
Темы рефератов
1. Представления Фрейда о «злой» и «доброй» природе человека.
2. Смысл жизни человека: содержание и проблемы.
3. Сущность личности как социально-культурного явления.
4. «Свобода» и «творчество» в философии Н.А. Бердяева.
5. «Индивидуальное» и «массовое» начало в человеке.
6. Индивидуализм сегодня: «за» и «против».
7. Человек – синтез интеллекта и творчества.
8. Свобода и нормативность в пространстве отечественной культуры.
9. Права человека и личные свободы в контексте культуры.
10. Компьютерные технологии: созидание или разрушение личности.
11. Молодежные проблемы: конфликт между личностью и социумом.
12. Ответственность как критерий нравственной зрелости «массового человека».
13. Оптимизм и пессимизм как мера человеческого бытия.
14. Эгоизм как социокультурный феномен.
15. «Мужские» и «женские» ценности в современной культуре.
16. Личность в культуре мегаполиса и провинции.
Рекомендуемая литература
Бердяев НА. О назначении человека. М., 1993.
Воронович Б.А. Созидательный потенциал человека. М., 1998.
Гуревич П.С. Человек. М., 1995.
Дилигенскии Г.Г. В защиту человеческой индивидуальности // Вопросы философии. 1990. № 3.
Каган М.С. Мир общения. М., 1988.
Камю А. Человек бунтующий. М., 1991.
Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978.
Манхейм К. Человек и общество в век преобразований. М., 1991.
Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.
Мир философии: В 2 ч. Ч. 2, разд. 5 (1). М., 1991.
Моисеев Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле // Вопросы философии. 1990. № 6.
Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. Киев, 1994.
О Великом Инквизиторе: Достоевский и последующие. М., 1991.
Сартр Ж.П. Тошнота. М., 1994.
Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
Хейзинга Й. Человек играющий. М., 1992.
Юнг КГ. Проблемы души нашего времени. М., 1994.
Раздел II
Духовная культура
Глава 7