Тема № 2.6 Культура в современном мире.
Лекция № 1(2часа).
Многообразие и противоречивость развития культуры XX века. Общая характеристика современной культуры. Теории культурной модернизации. Постмодернизм. Массовая и элитарная культура. Социодинамика XX века и глобальные проблемы современности.
Семинарское занятие № 1 (2 часа)
Многообразие и противоречивость развития культуры XX века. Общая характеристика современной культуры. Теории культурной модернизации. Постмодернизм. Массовая и элитарная культура.
Самостоятельная работа (2часа).
1. Используя рекомендуемую литературу, составить конспект, осветив следующие вопросы: Общая характеристика современной культуры. Теории культурной модернизации. Постмодернизм. Массовая и элитарная культура. Социодинамика XX века и глобальные проблемы современности. Художественная культура XX века. Физическая культура и спорт в контексте современной культурной политики.
Изучение темы направлено на приобретение:
знаний: об особенностях развития и характерных чертах современной культуры, о постмодернизме, основных отличительных особенностях массовой и элитарной культуры, физической культуре и спорте в контексте современной культурной политики; анализа мировоззренческих, социально и личностно значимых научных проблем и процессов; осуществления научного анализа, обобщения и оформления результатов исследований; вариативности исторического развития; фактологии всемирного исторического процесса; причинно-следственных связей всемирного исторического процесса на современном этапе и в прошлом; базисных принципов участия России в современном интеграционном процессе
умений: дифференцирования полученных знаний, основываясь на методологических принципах познания социальных явлений и процессов; анализа содержания научной и учебной литературы с целью установления научных фактов; способности анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции; определения способов решения социально-экономических задач в области истории российского общества; обобщения информации исторического характера; дифференцирования полученных знаний, основываясь на методологических принципах познания социальных явлений и процессов; основных культурологических понятий и значения физической культуры как неотъемлемой составляющей общечеловеческой культуры; грамотно и доступно предоставлять информацию посредством общения
навыков: технологий приобретения, использования и обновления гуманитарных, социальных знаний; методами прикладных научных исследований, системного и сравнительного анализа, поиска, отбора и анализа научной и учебной литературы; активного слушания при профессиональном взаимодействии с коллегами; приемами построения и поддержания межличностных отношений на уровне делового общения
Раздел 3. Морфология культуры.
Тема № 3.1 Бытие культуры
Лекция № 1 (2 часа)
Противоположность и взаимосвязь культуры и природы. Глобальные проблемы и вопросы формирования экологической культуры общества и личности. Наука как область рационализации социокультурного опыта. Структура науки как специализированной области культуры. Техника как феномен культуры. Позитивные и негативные последствия использования современных технологий.
Семинарское занятие № 1 (4 часа)
Занятие проводится в интерактивной форме путем групповых дискуссий для обсуждения студентами следующих вопросов: Культура и цивилизация. Культура и общество. Культура и природа. Культура и техника. Социокультурная роль техники и науки. Техногенная европейская цивилизация. Наука как область рационализации социокультурного опыта. Структура науки как специализированной области культуры. Техника как феномен культуры. Современные технологии – основа мировой хозяйственной культуры. Позитивные и негативные последствия использования современных технологий. Этический императив ученого. Наука и техника в области физической культуры и спорта.
Темы рефератов для выступления на семинарском занятии:
1. Противоположность и взаимосвязь культуры и природы.
2. Позитивные и негативные последствия использования современных технологий.
3. Техника как феномен культуры.
4. Наука как область рационализации социокультурного опыта.
5. Наука и техника в области физической культуры и спорта.
Самостоятельная работа (6 часов)
1. Используя рекомендуемую литературу, составить конспект, осветив следующие вопросы: Культура и цивилизация. Культура и общество. Культура и природа. Противоположность и взаимосвязь культуры и природы. Глобальные проблемы и вопросы формирования экологической культуры общества и личности. Культура и техника. Социокультурная роль техники и науки. Техногенная европейская цивилизация. Наука как область рационализации социокультурного опыта. Структура науки как специализированной области культуры. Техника как феномен культуры. Современные технологии – основа мировой хозяйственной культуры. Позитивные и негативные последствия использования современных технологий. Этический императив ученого. Наука и техника в области физической культуры и спорта.
2. Используя учебное пособие: Рабочая тетрадь по дисциплине «Культурология», подготовить задания для самостоятельной работы, как в бумажном, так и в электронном вариантах.
3. Подготовить реферат по заданной теме.
Изучение темы направлено на приобретение:
знаний: о противоположности и взаимосвязи культуры и природы, глобальных проблем и вопросов формирования экологической культуры общества и личности, социокультурной роли науки и техники, о науке, как об области рационализации социокультурного опыта и технике, как феномене культуры, позитивных и негативных последствиях использования современных технологий; о терминах, категориях, методах и алгоритмах, относящихся к восприятию, анализу, преобразованию и обобщению информации; основ историко-культурного развития человека и человечества; основных закономерностей взаимодействия человека и общества
умений: дифференцирования полученных знаний, основываясь на методологических принципах познания социальных явлений и процессов; анализа содержания научной и учебной литературы с целью установления научных фактов, основных культурологических понятий; способности анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции; определения способов решения социально-экономических задач в области истории российского общества; обобщения информации исторического характера; дифференцирования полученных знаний, основываясь на методологических принципах познания социальных явлений и процессов; грамотно и доступно предоставлять информацию посредством общения
навыков: технологий приобретения, использования и обновления гуманитарных, социальных знаний; методами прикладных научных исследований, системного и сравнительного анализа, поиска, отбора и анализа научной и учебной литературы, подготовки реферата и его защиты путем ответов на возникающие в ходе обсуждения реферата вопросы, в результате выступления перед аудиторией; активного слушания при профессиональном взаимодействии с коллегами; приемами построения и поддержания межличностных отношений на уровне делового общения