Тема № 1.4 Основные школы и концепции в культурологии
Лекция № 1 (2 часа)
Концепции культуры и цивилизациии в эпоху Просвещения. Идеи И.Г. Гердера о культуре как духовности, гуманности и справедливости. Соотношение культуры и цивилизации в трудах Ж.-Ж. Руссо. Эволюционизм (Г.Спенсер, Э. Тайлор.), диффузионизм (Ф. Ратцель и др.). Теория культурно - исторических типов и «локальных цивилизаций» (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П.А.Сорокин).
Семинарское занятие № 1 (4 часа)
Занятие проводится в интерактивной форме путем групповых дискуссий для обсуждения студентами следующих вопросов: Критика невежества и суеверий просветителями (Вольтер, Кондорсе, Новиков). Теория культурно - исторических типов и «локальных цивилизаций» (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П.А.Сорокин).
Контрольная работа № 1 на тему: «Основные школы и направления в культурологии. Парадигмальные смыслы культуры».
Темы рефератов для выступления на семинарском занятии:
1. Концепции культуры и цивилизациии в эпоху Просвещения.
2. Соотношение культуры и цивилизации в трудах Ж.-Ж. Руссо.
3. Культура и цивилизация в трудах Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби: соотношение понятий.
4. Новизна подхода к динамике культуры П. А. Сорокина.
5. Основные идеи эволюционизма и диффузионизма.
Самостоятельная работа (8 часов)
1. Используя рекомендуемую литературу, составить конспект, осветив следующие вопросы: Концепции культуры и цивилизациии в эпоху Просвещения в Великобритании, Германии, Франции. Идеи И.Г. Гердера о культуре как духовности, гуманности и справедливости. Соотношение культуры и цивилизации в трудах Ж.-Ж. Руссо. Критика невежества и суеверий просветителями (Вольтер, Кондорсе, Новиков). Эволюционизм (Г.Спенсер, Э. Тайлор.), диффузионизм (Ф. Ратцель и др.). Теория культурно - исторических типов и «локальных цивилизаций» (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П.А.Сорокин).
2. Используя учебное пособие: Рабочая тетрадь по дисциплине «Культурология», подготовить задания для самостоятельной работы, как в бумажном, так и в электронном вариантах.
3. Подготовить реферат по заданной теме.
Лекция № 2 (4 часа) Натуралистическая школа в культурологии (Ф. Ницше, З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм и др.). Семиотические и символические концепции культуры (Э. Кассирер, К. Леви-Стросс, Ю.М.Лотман). Проблемы жизни и культуры, кризиса культуры, переоценки ценностей и нигилизма в трудах А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Соотношение культуры и творчества, культуры и свободы, культуры и религии (В.С. Соловьёв, С. Л. Франк, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский, Д. С. Мережковский, Г. П. Федотов и др.). Марксистская концепция культуры. Социологическая школа и функционализм (Э.Дюркгейм, Б.Малиновский, Т.Парсонс). «Идеальные типы» в концепции культуры М. Вебера. Гуманистические концепции культуры (А. Швейцер, Н. К. Рерих). Концепции культуры в постмодернизме (Ж.Бодрийяр, Ж. Деррида, М. Фуко). Культурологические аспекты теорий физической культуры и спорта (П. де Кубертен, П. Ф. Лесгафт). Развитие культурологической теории современными отечественными учёными.
Семинарское занятие № 2 (4 часа)
Занятие проводится в интерактивной форме путем групповых дискуссий для обсуждения студентами следующих вопросов: Натуралистическая школа в культурологии (Ф. Ницше, З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм и др.). Семиотические и символические концепции культуры (Э. Кассирер, К. Леви-Стросс, Ю.М.Лотман). Марксистская концепция культуры. Социологическая школа в культурологии (Э.Дюркгейм, Б.Малиновский, Т.Парсонс). «Идеальные типы» в концепции культуры М. Вебера. Гуманистические концепции культуры (А. Швейцер, Н. К. Рерих). Концепции культуры в постмодернизме (Ж.Бодрийяр, Ж. Деррида, М. Фуко). Культурологические аспекты теорий физической культуры и спорта (П. де Кубертен, П. Ф. Лесгафт). Развитие культурологической теории современными отечественными учёными.
Темы рефератов для выступления на семинарском занятии:
1. Натуралистическая школа в культурологии
2. Гуманистические концепции культуры
3. Семиотические и символические концепции культуры
4. Культурологические аспекты теорий физической культуры и спорта (Кубертен, Лесгафт).
5. Развитие культурологической теории современными отечественными учёными.
Самостоятельная работа (8 часов)
1. Используя рекомендуемую литературу, составить конспект, осветив следующие вопросы: Натуралистическая школа в культурологии (Ф. Ницше, З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм и др.). Семиотические и символические концепции культуры (Э. Кассирер, К. Леви-Стросс, Ю.М.Лотман). Марксистская концепция культуры(К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ульянов (Ленин). Социологическая школа в культурологии (Э.Дюркгейм, Б.Малиновский, Т.Парсонс). «Идеальные типы» в концепции культуры М. Вебера. Гуманистические концепции культуры (А. Швейцер, Н. К. Рерих). Концепции культуры в постмодернизме (Ж.Бодрийяр, Ж. Деррида, М. Фуко). Культурологические аспекты теорий физической культуры и спорта (Кубертен, Лесгафт). Развитие культурологической теории современными отечественными учёными.
2. Используя учебное пособие: Рабочая тетрадь по дисциплине «Культурология», подготовить задания для самостоятельной работы, как в бумажном, так и в электронном вариантах.
3. Подготовить реферат по заданной теме.
Изучение темы направлено на приобретение:
знаний: о различных концепциях культуры в эпоху Просвещения в Великобритании, Германии, Франции; идеях представителей эволюционизма, диффузионизма, теорий культурно – исторических типов, натуралистической школы в культурологии, семиотических и символических концепциях в культуре, гуманистических концепциях культуры, концепциях культуры в постмодернизме, культурологических аспектах теорий физической культуры и спорта; анализа мировоззренческих, социально и личностно значимых научных проблем и процессов;осуществлении научного анализа, обобщении и оформлении результатов исследований
умений: дифференцирования полученных знаний, основываясь на методологических принципах познания социальных явлений и процессов; анализа содержания научной и учебной литературы с целью установления научных фактов, основных культурологических понятий; способности анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции; основных культурологических понятий и значения физической культуры как неотъемлемой составляющей общечеловеческой культуры;грамотно и доступно предоставлять информацию посредством общения
навыков: технологий приобретения, использования и обновления гуманитарных, социальных знаний; методами прикладных научных исследований, системного и сравнительного анализа, поиска, отбора и анализа научной и учебной литературы, подготовки реферата и его защиты путем ответов на возникающие в ходе обсуждения реферата вопросы, в результате выступления перед аудиторией; активного слушания при профессиональном взаимодействии с коллегами; приемами построения и поддержания межличностных отношений на уровне делового общения