Инструктаж по видам спорта во внеурочной деятельности

Вид спорта Двигательное действие Содержание инструктажа по технике безопасности при выполнении двигательного действия
Баскетбол передачи мяча ногти на руках должны быть коротко острижены; снять кольца, браслеты, цепочки; строго выполнять указания педагога; выполнить разминку, особенно разогреть кисти и пальцы; убирать мячи в отведенное место, следить, чтобы они не валялись на площадке
ведение мяча ногти на руках должны быть коротко острижены; снять кольца, браслеты, цепочки; строго выполнять указания педагога; не препятствовать движению соперников по площадке; не выполнять ведение близко к скамейкам и другому оборудованию; не выполнять задание на мокром полу
бросок мяча ногти на руках должны быть коротко острижены; снять кольца, браслеты, цепочки; строго выполнять указания педагога; выполнить разминку, особенно разогреть кисти и пальцы; убирать мячи в отведенное место, следить, чтобы они не валялись на площадке
передвижения   ногти на руках должны быть коротко острижены; снять кольца, браслеты, цепочки; строго выполнять указания педагога; не препятствовать движению игроков по площадке; не выполнять передвижения близко к скамейкам и другому оборудованию; не выполнять задание на мокром полу
Волейбол передачи мяча ногти на руках должны быть коротко острижены; снять кольца, браслеты, цепочки; строго выполнять указания педагога; выполнить разминку, особенно разогреть кисти и пальцы; убирать мячи в отведенное место, следить, чтобы они не валялись на площадке; после подбрасывания мяча над собой отбивать мяч в сторону партнера кончиками пальцев, образующими «воронку»; при приеме следить за полетом мяча, принимать его над головой встречным движением рук на кончики пальцев, а сильно летящий мяч - двумя руками снизу на предплечья; не отбивать мяч ладонями; во время передач через сетку не трогать ее руками, не толкать друг друга на сетку; в процессе выполнения заданий следить, чтобы посторонний мяч не попал под ноги игрока
подачи мяча ногти на руках должны быть коротко острижены; снять кольца, браслеты, цепочки; строго выполнять указания педагога; выполнить разминку; при выполнении подачи убедиться, что партнер готов к приему мяча, соизмерять силу удара в зависимости от расстояния до партнера, выполнять удар по мячу напряженной ладонью, не принимать сильно летящий мяч двумя руками сверху; убирать мячи в отведенное место, следить, чтобы они не валялись на площадке; в процессе выполнения заданий следить, чтобы посторонний мяч не попал под ноги игрока
нападающий удар ногти на руках должны быть коротко острижены; снять кольца, браслеты, цепочки; строго выполнять указания педагога; выполнить разминку, особенно разогреть кисти и пальцы; при выполнении нападающего удара убедиться, что партнер готов к приему мяча, соизмерять силу удара в зависимости от расстояния до партнера, выполнять удар по мячу напряженной ладонью, не принимать сильно летящий мяч двумя руками сверху; после удара по мячу игрок приземляется на согнутые в коленных суставах ноги и на переднюю часть стоп; убирать мячи в отведенное место, следить, чтобы они не валялись на площадке; в процессе выполнения заданий следить, чтобы посторонний мяч не попал под ноги игрока
блокирование ногти на руках должны быть коротко острижены; снять кольца, браслеты, цепочки, строго выполнять указания педагога, выполнить разминку; убирать мячи в отведенное место, следить, чтобы они не валялись на площадке при выполнении блокирования; при выполнении блокирования кисти рук напряжены, после блокирования приземляться на две ноги согнутые в коленных суставах в процессе выполнения заданий следить, чтобы посторонний мяч не попал под ноги игрока

Литература:

1. Колодницкий Г.А. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов. М.: Просвещение, 2012. С. 18-19.

2. Кузнецов В.С. Внеурочная деятельность учащихся. Баскетбол: пособие для учителей и методистов. М.: Просвещение, 2013. С. 15-18.

Вид спорта Вид подготовки Двигательное действие Содержание инструктажа по технике безопасности при выполнении двигательного действия
Лёгкая атлетика     техническая подготовка низкий старт снять кольца, браслеты, цепочки; строго выполнять указания педагога; выполнить разминку; занятия проводить строго в спортивной форме; спортивная обувь с нескользкой подошвой; при беге не толкаться, бежать прямолинейно, соблюдать дистанцию; не выполнять бег на мокром покрытии; не перебегать с дорожки на дорожку; выполнять обгон с правой стороны
  метания не выполнять метание и не выходить за снарядом в поле без команды преподавателя запрещено; снять кольца, браслеты, цепочки, не выполнять встречного метания; выполнять метание поочередно; после выполнения метания уйти назад; не выполнять задание на мокром полу; перед метанием обтереть снаряд; убирать инвентарь в отведенное место
  прыжки снять кольца, браслеты, цепочки; строго выполнять указания педагога; проверить прыжковую ямы, подготовить их для прыжков; выполнять прыжки по распоряжению проводящего; следить за состоянием прыжковых ям во время занятия; не выполнять прыжки на мокром полу
Лыжная подготовка техническая подготовка способы передвижения на лыжах: лыжные хода при имитации: проверить инвентарь и оборудование (гимнастическая стенка, резиновые жгуты и т. д.); проверить правильность держания резинового амортизатора; проверить лыжный инвентарь (палки, ботинки), наличие спортивной одежды для занятий на улице (шапка, варежки, спортивная куртка); при переходах к месту занятия лыжи переносить любым способом; при передвижении на лыжах соблюдать дистанцию; выполнять задания по указанию преподавателя
  спуски соблюдать дистанцию (25-30 метров); не выставлять палки вперёд, при чрезвычайных случаях выполнять падение на бок

Литература:

1. Лёгкая атлетика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.И. Жилкин, В.С Кузьмин, Е.В. Сидорчук. – 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 464 с.

2. Бутин И. М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 368 с.

Вид спорта Вид подготовки Двигательное действие Содержание инструктажа по технике безопасности при выполнении двигательного действия
Гимнастика   физическая подготовка акробатика ­ перед началом занятий на акробатике: заправить футболку в спортивные брюки, девушкам завязать и заколоть волосы, снять все украшения, часы; упражнения выполнять в носках или чешках; ­ провести общую разминку (4-5 упражнений); ­ упражнения выполнять только по команде учителя в указанной дозировке; ­ при плохом самочувствии занятие прекратить и сообщить об этом учителю
опорный прыжок ­ перед началом занятий на опорном прыжке: заправить футболку в спортивные брюки, девушкам завязать и заколоть волосы, снять все украшения, часы; упражнения выполнять в спортивной обуви с нескользкой подошвой; ­ провести общую разминку (4-5 упражнений); ­ упражнения выполнять только по команде учителя в указанной дозировке. ­ при плохом самочувствии занятие прекратить и сообщить об этом учителю
висы и упоры ­ перед началом выполнения упражнений в висах и упорах: заправить футболку в спортивные брюки, девушкам завязать и заколоть волосы, снять все украшения, часы; упражнения выполнять в носках или чешках; ­ провести общую разминку (4-5 упражнений); ­ упражнения выполнять только по команде учителя в указанной дозировке; ­ при плохом самочувствии занятие прекратить и сообщить об этом учителю ­ не выполнять травмоопасные упражнения без страховки
упражнения в равновесии   ­ перед началом выполнения упражнений в равновесии: заправить футболку в спортивные брюки, девушкам завязать и заколоть волосы, снять все украшения, часы; упражнения выполнять в чешках/ или обуви с нескользкой подошвой; ­ провести общую разминку (4-5 упражнений); ­ упражнения выполнять только по команде учителя в указанной дозировке; ­ при выполнении прыжков и соскоков со снарядов приземляться мягко на носки ступней, пружинисто приседая; ­ при выполнении упражнений потоком (один за другим) соблюдать достаточные интервалы, чтобы не было столкновений; ­ при плохом самочувствии занятие прекратить и сообщить об этом учителю
техническая подготовка акробатика ­ перед началом занятий на акробатике: заправить футболку в спортивные брюки, девушкам завязать и заколоть волосы, снять все украшения, часы; упражнения выполнять в носках или чешках; ­ провести специальную разминку (4-5 упражнений), включающую подготовку опорно- двигательного аппарата; ­ упражнения выполнять только по команде учителя в указанной дозировке; ­ при выполнении упражнений использовать страховку, помощь и самостраховку; ­ при плохом самочувствии занятие прекратить и сообщить об этом учителю
опорный прыжок ­ перед началом занятий на опорном прыжке: заправить футболку в спортивные брюки, девушкам завязать и заколоть волосы, снять все украшения, часы; упражнения выполнять в спортивной обуви с нескользкой подошвой; ­ провести специальную разминку (4-5 упражнений), включающую подготовку опорно- двигательного аппарата; ­ упражнения выполнять только по команде учителя в указанной дозировке, последовательно друг за другом после того, когда предыдущий учащийся уйдёт с места приземления; ­ при выполнении прыжков и соскоков со снарядов приземляться мягко на носки ступней, пружинисто приседая; ­ при выполнении упражнений использовать страховку, помощь и самостраховку; ­ при плохом самочувствии занятие прекратить и сообщить об этом учителю
висы и упоры ­ перед началом выполнения упражнений в висах и упорах: заправить футболку в спортивные брюки, девушкам завязать и заколоть волосы, снять все украшения, часы; упражнения выполнять в спортивной обуви с нескользкой подошвой; ­ провести специальную разминку (4-5 упражнений), включающую подготовку опорно-двигательного аппарата; ­ упражнения выполнять только по команде учителя в указанной дозировке, последовательно друг за другом после того, когда предыдущий учащийся уйдёт с места приземления; ­ при выполнении соскоков со снарядов приземляться мягко на носки ступней, пружинисто приседая; ­ при появлении во время выполнения упражнений боли в руках, ногах, покраснения кожи или потёртостей на ладонях выполнение упражнения прекратить и сообщить об этом учителю; ­ при выполнении упражнений использовать страховку, помощь и самостраховку, при влажных ладонях использовать магнезию
    упражнения в равновесии   ­ перед началом выполнения упражнений в равновесии: заправить футболку в спортивные брюки, девушкам завязать и заколоть волосы, снять все украшения, часы; упражнения выполнять в чешках/ или обуви с нескользкой подошвой; ­ провести специальную разминку (4-5 упражнений), включающую подготовку опорно-двигательного аппарата; ­ упражнения выполнять только по команде учителя в указанной дозировке, при выполнении упражнений потоком (один за другим) соблюдать достаточные интервалы, чтобы не было столкновений; ­ при выполнении прыжков и соскоков со снарядов приземляться мягко на носки ступней, пружинисто приседая; ­ при падениях необходимо сгруппироваться во избежание получения травмы; ­ 6. при выполнении упражнений использовать страховку, помощь и самостраховку

Литература:

1. Кузнецов В.С. Внеурочная деятельность учащихся. Гимнастика: пособие для учителей и методистов. М.: Просвещение, 2014. 80 с.

2. Теория и методика гимнастики: учеб. для студ. Учреждений высш. проф. образования/ под ред. М.Л. Журавина, Е.Г. Сайкиной. М.: Академия, 2012. 496 с.

Таблица 6

Наши рекомендации