Создание концепции формируемого школьного музея.
Создание концепции - первый этап в формировании будущего музея. Это своеобразная долговременная программа деятельности актива музея. По ходу реализации проекта в концепцию вносятся какие-то коррективы, которые, как правило, не меняют целеустановок.
При создании концепции музея надо исходить из реальных возможностей данного образовательного учреждения. Можно рекомендовать для формирования концепции музея проведение в школе специальных конференций, конкурсов, встреч и т.п., постараться выслушать все мнении, предложения.
Работа над созданием концепции школьного музея проводится поэтапно:
- Место музея.
Название музея, принадлежность его к образовательному учреждению, местонахождение с указанием почтового адреса.
- Цель.
Выделить конечную цель в работе музея, определить категорию посетителей, состав Совета музея.
- Замысел экспозиции. Определить основную идею экспозиции.
- Содержание экспозиции.
Описать экспозицию в авторском представлении, исходя из наличия фондов музея или на основании поисково-собирательской работы. Раскрыть экспозиционные комплексы и последовательность их показа. Указать экспозиционную площадь, дать ее характеристику.
- Принцип построения экспозиции: проблемный, мемориальный, коллекционный, ансамблевый, образно- сюжетный и др.
- Проработка тематической структуры экспозиции.
- Комплектование фондов музея.
Составление плана поисково-собирательской работы с целью формирования фондов школьного музея. Организация учета и хранения музейных коллекций.
- Выполнение художественного эскизного проекта экспозиции. Составление плана помещения, обозначение на нем размещения стендов, витрин, подиумов, интерактивных зон и т.п.
- Определение основных затрат на экспозиционное оборудование, технические средства, художественное решение и других затрат
По функциональному назначению и форме деятельности школьные музеи могут быть:
- Музей-выставка
- Музей-мастерская, студия
- Музей, клуб, театр
- Музей - методический кабинет
- Музей - творческая лаборатория
- Музей - научный кабинет
- Музей центр туристско-краеведческой работы
- Музей краеведческий класс
- Музей - адаптационный центр и др.
Эта направленность не зависит от профильности музея. Любой школьный музей может включать в себя нее или несколько этих составляющих. Главное не в том, какова его форма деятельности, а в том, как он реализует свою образовательно-воспитательную функцию на основе музейной коллекции.
Таким образом, в основу концепции развития школьных музеев должны лечь следующие положения:
- школьный музей должен стать центром музейно-педагогической работы в школе, основой которого является собрание предметов музейного значения;
- школьный музей - это не традиционное музейное учреждение, а открытая система, где в наибольшей степени может осуществляться идея сотворчества детей, учителей, родителей, ветеранов.
ТЕКСТ В ЭКСПОЗИЦИИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ
Этикетажемв музее называется совокупность всех этикеток данной экспозиции. Каждая этикетка является аннотацией к конкретному экспонату. Ее содержание зависит от профиля музея, задач экспозиции и характера самого музейного предмета.
Грамотно и тщательно составленный этикетаж — существенный компонент экспозиции, значительный фактор повышения ее эффективности. Работа над этикетажем, как подчеркивала одна из опытнейших музейщиков А. Б. Закс, носит строго научный характер. Зачастую, прежде чем составить этикетку, надо атрибутировать предмет, т. е. точно выяснить все необходимые данные: кто изображен на фотографии рядом с писателем, в каком году сделан снимок; в каких спектаклях играла актриса в каком костюме и т.д. Еще раз напомним, что музейный предмет обладает емким информационным потенциалом. Представленный в разных экспозициях, он может сопровождаться этикетками весьма различными по содержанию. Все это определяет сложность и ответственность работы над этикетажем. Поэтому и нам следует проанализировать этот вопрос более обстоятельно.
Составление этикетажа
В рекомендациях Музея современной истории России (бывш. Центральный музей революции СССР); по составлению этикетажа предлагается условное разделение этикетажа на две группы: одиночный (индивидуальный) и «пучковый). Под одиночным этикетажем понимается система, при которой каждому экспонату дается отдельная этикетка. Когда в экспозиции представлен комплекс материалов (значки, медали, марки, образцы оружия и т. д.), то применяют «пучковый» этикетаж. Все экспонаты, входящие в комплекс, нумеруются, и на одну этикетку выносят цифровые обозначения, собирая аннотации как бы в один пучок.
В музейной практике сложилась определенная форма размещения сведений в этикетке. Каждая этикетка включает, как правило, три основных компонента:
- название предмета;
- атрибуционные данные: сведения о материале, размере, способе изготовления, авторской принадлежности, социальной и этнической среде бытования, историческом и мемориальном значении;
- дата.
Прокомментируем сказанное примером: