Юные геологи (юношеское геологическое движение)

Задачи

Развитие исследовательской деятельности обучающихся в области геологии.

Содержание

Рожденное содружеством педагогов и геологов юношеское геологическое движение накопило уникальный опыт воспитания геологией. На его счету открытые юными геоло­гами тысячи проявлений и месторождений полезных ископаемых, новых минералов.

Геология построена на исследовательских методах. Кто приобщается к геологии, тот становится естествоиспытателем. Многолетний опыт работы с юными геологами показывает, что у значительной части детей возникает желание более глубокого ос­мысления происходивших на Земле геологических процессов и более основательных знаний о таких составляющих геологической науки, как минералогия, петрография, палеонтология. Связанное с этим коллекционирование минералов и ископаемой флоры и фауны уже является начальным этапом научных исследований.

Юные исследователи изучают геологию родного края, участвуют в экспедициях научных организации, формируют коллекции школьных музеев, выступают с сообще­ниями о результатах своей работы на конференциях и слетах юных геологов.

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Задачи

Изучение культурного наследия и творчества жителей родного края, фиксация событий культурной жизни родного края.

Содержание

Термин «культурное наследие» необходимо понимать достаточно широко, вклю­чая сюда литературное, художественное и музыкальное творчество, фольклор, тра­диции, игры, архитектуру, образование и медицину, библиотечное дело, книгоизда­тельство и средства массовой информации, театр, кино, художественную самодея­тельность, физкультуру и спорт, деятельность общественных и религиозных органи­заций, творческих групп, кружков, клубов, обществ и т.п.

В рамках этой программы ее участники могут изучать культуру родного края как в широком диапазоне ее истории и современного состояния, так и сравнительно узкой направленности (литературное, художественное, музыкальное, театральное, кон­фессиональное краеведение), вплоть до мемориальных (жизнь и творчество конкрет­ных деятелей культуры) или монографических (события, явления, факты местной культуры) сюжетов.

Очень важно, если при изучении того или иного явления культуры юные краеве­ды овладевают его элементами, смогут исполнять произведения фольклора, выяв­ленные литературные, музыкальные и иные произведения, изготавливать предметы декоративно-прикладного искусства, проводить творческие вечера, публиковать очерки, готовить тематические краеведческие словари, летописи и т.п.

ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

Задачи

Изучение литературного наследия родного края, развитие литературного творче­ства обучающихся.

Содержание

Литература — один из важнейших элементов культуры. Российские писатели внесли исключительный вклад в становление самосознания народа, показали его са­мобытность, отразили в своем творчестве самые разнообразные социально-эконо­мические явления, культурные и национальные традиции.

Литературное краеведение тесно связано с литературоведением, значительно дополняя его. Задача литературно-краеведческих исследований состоит в изучении жизни и творчества писателя, его взглядов, связи его творчества и литературных ге­роев с конкретным историческим местом, реальными лицами. В процессе исследова­тельской деятельности юные краеведы совершают экскурсии, путешествия и экспе­диции по местам жизни и творчества писателя или его литературных героев, приоб­щаются к различным источникам (биографическим и творческим материалам, документам, публикациям, воспоминаниям, преданиям и т.п.). Особое внимание может быть уделено современному литературному процессу, происходящему в крае.

Занятия литературным краеведением содействуют процессу познания в области литературы, культуры, способствуют духовному росту и творческим начинаниям детей.

ЭТНОГРАФИЯ

Задачи

Изучение материальной и духовной культуры народов, их семейного и общест­венного быта, хозяйственных занятий и этнических процессов.

Содержание

Материальная культура включает в себя жилище со всеми хозяйственными по­стройками, одежду с комплексом украшений, пищу, утварь, орудия труда и средства передвижения.

Духовная культура — это обычаи, обряды и праздники, религиозные и мифологи­ческие представления, поверья и приметы, народный календарь и традиционные знания (народная медицина), художественная культура (народная музыка и хорео­графия, традиционное изобразительное и устное поэтическое творчество), а также игры (в том числе детские и спортивные).

Основным методом этнографического изучения культуры и быта народов являет­ся наблюдение. Этнографы выезжают в экспедиции и собирают полевые материалы — записи наблюдений и бесед с населением, рисунки, чертежи и фотографии, фик­сирующие предметы материальной культуры (фотографии свадебных церемоний, похоронного обряда, народных игр и т.д.). Собираются также предметы матери­альной культуры. Все найденные материалы фиксируются в полевых документах.

Этнографы также изучают коллекции государственных и иных музеев, литератур­ные источники о культуре и быте изучаемого ими народа, т.е. исследуют все те этно­графические материалы, которые были собраны их предшественниками. Обращают­ся этнографы и к материалам, собранным исследователями в смежных областях — фольклористике, истории, археологии, литературоведении, искусствоведении, гео­графии и демографии.

ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ

Задачи

Изучение военной истории на местном краеведческом материале, увековечение памяти земляков.

Содержание

Исторически сложилось так, что прошлое нашей Родины неразрывно связано с военным делом. Начиная с самого раннего исторического периода Россия непрерыв­но была вынуждена вести борьбу с внешним врагом. Целые поколения историков за­нимались изучением героического прошлого нашей Родины.

Многие исторические события и имена выдающихся полководцев вошли в исто­рию и стали известны в нашей стране и за рубежом. Но зачастую современники и понятия не имеют о тех событиях, которые происходили в их местности или о подвигах, которые совершили их земляки.

Для исследования можно выбрать любую тему, начиная с военной истории дале­кого прошлого и кончая современными вооруженными конфликтами.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

Задача

Изучение истории Великой Отечественной войны краеведческими средствами.

Содержание

История Великой Отечественной войны, изучение которой началось еще в ходе боевых действий, продолжает занимать внимание не только специалистов, но и ши­рокой общественности. Однако еще и сегодня она изучена далеко не полно. История войны — это не только история непосредственно боевых действий, это политическая и экономическая история, история промышленности, сельского хозяйства, культуры нашей Родины в этот период.

Тематика Великой Отечественной войны является традиционной в школьном краеведении. Юные краеведы выявляют и собирают документы, вещевые и изобра­зительные памятники, отражающие историю войны (письма, фотографии, рисунки, схемы, личные вещи, записи воспоминаний участников войны); устанавливают име­на погибших солдат, матросов и офицеров, считавшихся пропавшими без вести; по­могают ветеранам получить не врученные им ранее награды; организуют встречи од­нополчан и делают их регулярными, устанавливают тысячи обелисков и других па­мятных знаков, создают военно-исторические музеи в разных уголках страны.

ДЕТИ И ВОЙНА

Задачи

Дать представление о Великой Отечественной войне и современных военных конфликтах в восприятии детей — участников и очевидцев событий.

Содержание

В архивных и других источниках сохранилось недостаточно материалов, отража­ющих эту тему. Поэтому для более полного освещения и понимания военного време­ни краеведы обращаются непосредственно к людям, хранителям памяти о суровых днях войны. Возможно, у некоторых из них сохранились исторические документы — фотографии, письма, почетные грамоты и т.д. Основным же источником для работы могут служить рассказы и воспоминания людей, чье детство пришлось на годы войны.

Как сложилась судьба детей — участников боевых действий после войны? Кто из них продолжил и далее службу в Вооруженных Силах? Как сложилась судьба детей, находившихся в фашистском плену и оккупации?

Следует выяснить, какие характерные черты военного времени сохранились в па­мяти у этих людей, какие личностные качества сформировались у них в детстве, как это повлияло на дальнейшую жизнь.

ПОИСК

Задачи

Изучение исторических событий времен Великой Отечественной войны, выявле­ние мест забытых и неучтенных захоронений погибших воинов, установление их имен и судеб.

Содержание

На территории нашей страны во многих местах боев остались не захороненные останки погибших воинов. Вместе с поисковыми отрядами взрослых отряды учрежде­ний образования участвуют в проведении работ по увековечению памяти павших за­щитников Отечества и жертв войны, установлению их имен и судеб, поиску родствен­ников погибших. Они ухаживают за воинскими захоронениями, своими силами ведут строительство памятных знаков и обелисков на солдатских могилах; организуют по­исковую работу по письмам-запросам о судьбах пропавших без вести, ведут иссле­довательскую работу в военных архивах и музеях, оказывают помощь редколлегиям Книги Памяти. Поисковики активно работают в созданных ими общественных музеях, посвященных боевым и трудовым подвигам и судьбам своих земляков, восстанавли­вают «белые пятна» истории, сотрудничают с ветеранскими организациями, оказы­вают шефскую помощь ветеранам войны, людям старшего возраста, семьям погиб­ших, сотрудничают с государственными военно-историческими музеями, передают им реликвии военного времени, ведут пропагандистскую работу среди населения с целью сохранения памяти о павших защитниках Отечества, сотрудничают со средст­вами массовой информации, составляют летопись поискового движения России.

ИСТОРИЯ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Задачи

Изучение, сохранение и популяризация истории детского движения и опыта рабо­ты детских организаций и объединений страны.

Содержание

Организованное детское движение в России существует с начала XX века. Воз­никали разные детские организации и объединения: скауты, пионеры, клубы юных моряков, космонавтов, техников, интернациональной дружбы, голубые и зеленые па­трули и др. Практически все детские объединения и организации были нацелены на воспитание патриотизма, развитие и укрепление нравственного и физического здоро­вья подрастающего поколения. Во главе детских объединений стояли взрослые — вожатые, наставники, педагоги, методисты, которые отдавали свой талант, знания, силы детям. Очень важно сохранить для последующих поколений историю, методи­ку и практику деятельности детских коллективов, рассказать о детях и взрослых — участниках исторических событий.

К ТУРИСТСКОМУ МАСТЕРСТВУ

Задачи

Развитие массовых видов туризма: пешеходного, лыжного, водного, горного, велосипедного. Совершенствование мастерства юных туристов. Привлечение к актив­ным занятиям туризмом учащихся всех возрастов.

Содержание

Туристское путешествие или поход являются универсальным инструментом в си­стеме воспитания подрастающего поколения. Активные занятия туризмом расширя­ют кругозор, прививают жизненно необходимые навыки, способствуют физическому и духовному развитию.

Программа предусматривает постепенный рост туристского мастерства школьни­ков. Юные туристы совершают учебные и тренировочные походы по родному краю, приобретают необходимые навыки, выполняют нормативы на значки «Юный турист России» и «Турист России». В начальный период обучения учащиеся приобщаются к коллективному труду, приобретают умение самостоятельно решать вопросы самооб­служивания, оказания доврачебной помощи, организации туристского быта.

В дальнейшем деятельность направлена на повышение уровня туристского мас­терства, выполнение разрядов по спортивным походам и туристскому многоборью. Здесь используются самые различные приемы и методы подготовки.

ШКОЛЬНЫЕ МУЗЕИ

Задачи

Совершенствование деятельности школьных музеев, повышение их роли в обра­зовании и воспитании детей.

Содержание

Школьные музеи создаются в процессе краеведческой деятельности коллективов педагогов и учащихся в образовательных учреждениях. Созданию школьных музеев обычно предшествует образование краеведческих кабинетов, уголков, комнат и т.п.

Школьный музей может рассматриваться как самостоятельная форма организа­ции туристско-краеведческой деятельности в учреждениях образования, так и в структуре иных творческих объединений: научное общество учащихся, поисково-со­бирательский клуб и др.

Наши рекомендации