Исчезнувшие памятники россии

Задачи

Выявление, собирание и введение в научный оборот краеведческих материалов об утраченных памятниках материальной и духовной культуры, объектах природы.

Содержание

Самобытная культура России, ее многовековая история отразились во множест­ве не дошедших до наших дней памятников истории и культуры. Россия потеряла ог­ромное количество памятников архитектуры, градостроительства, науки и техники, изобразительного искусства, народного творчества, документальных памятников, объектов природы. Среди них целые города, деревни и села, театры и музеи, архи­вы и библиотеки, монастыри и часовни, церкви и скиты, усадьбы и парки, уникальные лесные массивы и земельные угодья, произведения живописи, иконографии и скульптуры, а также традиционные обряды, игры и т.д.

Однако не все памятники исчезли бесследно. От одних остались планы, чертежи, рисунки, карты, фотографии, копии, от других сохранились фрагменты, третьи живут в описаниях, легендах, воспоминаниях. Выявление и собирание источников об утра­ченных памятниках природы, истории и культуры края позволит более детально изу­чить региональную историю, поможет восстановлению, реконструкции и реставрации памятников истории и культуры.

ИСТОРИЧЕСКИЙ НЕКРОПОЛЬ РОССИИ

Задачи

Выявление, учет, описание и охрана исторических некрополей России.

Содержание

Некрополи как никакие другие памятники сочетают в себе понятия материально­сти, духовности и мемориальности. Некрополь — это не только место физического захоронения людей, но и форма сохранения памяти о них. Места захоронения пред­ков у всех народов и во все времена почитались священными. Осквернение, уничто­жение могил, надгробий, памятников у всех народов считалось и считается величай­шим кощунством.

Бережное отношение к кладбищам, братским могилам и отдельным захоронени­ям было в России одной из исконных традиций. В нашем столетии большое количе­ство старых кладбищ уничтожено городской застройкой, многие памятники и надгро­бия пошли на переплавку, облицовку общественных сооружений, а то и просто были выброшены, разрушены, зарыты и утоплены. Некоторые памятники, надгробия, дру­гие элементы некрополей были использованы для оформления могил других людей.

Возрождение России невозможно без возрождения памяти о наших предках, тра­диции бережного отношения к некрополям.

ЗЕМЛЯКИ

Задачи

Изучение жизни и деятельности земляков, оказание прямой или посреднической помощи всем тем, кто в силу обстоятельств оказался оторванным от своей малой ро­дины или не имеет возможности поддерживать с ней непосредственную связь.

Содержание

Родной край, малая родина, так или иначе живет в памяти и душе тех людей, кто уехал из своего села, поселка, города надолго или навсегда. Эти люди нередко испы­тывают потребность хоть косвенно соприкоснуться с родным домом или могилами предков, с теми местами, где прошло их детство и юность. Одним хочется увидеть, как выглядит сегодня их родной дом, школа, улица, речка, луг, какое-то памятное и милое сердцу место, узнать, какие изменения произошли в родных краях. Другим хочется по­лучить горсть земли с родины, положить букет цветов на могилу родственника или друга, посадить дерево в памятном месте. Третьим необходимо связаться с земляка­ми, выяснить судьбы и адреса былых друзей и знакомых и т.д. Однако, не имея воз­можности приехать на родину, эти люди не в состоянии осуществить свои желания.

Школьникам-краеведам предлагается поддерживать связи с такими людьми, с объединениями типа «землячеств», выполнять их отдельные просьбы, получить от них информацию о памятных им событиях, о других земляках. Это способствовало бы расширению знаний о своем крае, о географии проживания земляков и о том, как живут люди в других краях, а главное — юные краеведы внесли бы посильный вклад в благородное дело.

АРХЕОЛОГИЯ

Задачи

Изучение исторического прошлого края по вещественным источникам.

Содержание

Места обнаружения этих источников являются археологическими памятниками. Совокупность приемов их изучения на месте — это полевая археология. Изучение непосредственных остатков человеческой деятельности в древности дает возмож­ность реконструировать не только их экономическую историю и духовную культуру, но и в целом процесс исторического развития.

Научный подход к работе в археологических разведках, экспедициях развивает у школьников аккуратность, систематичность, точность, так как это вызвано необходи­мостью фиксации находок, нанесения их на план, ведение полевого дневника и т.п. Занятия археологией вырабатывают у школьников трудолюбие, приучают к работе с музейными предметами, способствуют развитию аналитического мышления, дают дополнительные знания по истории и культуре народов России.

ПРИРОДНОЕ НАСЛЕДИЕ

Задача

Изучение и охрана природного наследия.

Содержание

Под природным наследием следует понимать всю совокупность природы родного края — растительный и животный мир, полезные ископаемые, реки и т.п., как сохра­нившуюся в естественном виде, так и измененную в процессе деятельности человека, со всеми экономическими, экологическими, социально-культурными проблемами.

Природное наследие часто взаимосвязано с культурным наследием. Поэтому почти всегда изучение памятников природы вызывает необходимость изучения явле­ний культуры, связанных с исследуемым памятником. Полноценное изучение памят­ника истории и культуры невозможно без изучения истории и состояния окружающей среды. Нередко, чтобы понять причины изменений в природе, необходимо выяснить, какие исторические процессы и явления способствовали этому.

Природа каждого края по-своему неповторима. Ее особенности, как правило, оп­ределили формирование традиций землепользования, развития промыслов и про­мышленности, строительства, организацию быта и др.

Юные краеведы имеют возможность широкого выбора направлений, тематики, форм и методов исследований в области географии, биологии, геологии, экологии, сельского хозяйства и промышленности, народных промыслов и народной медици­ны, климатологии и гидрологии, топонимики и топографии и т.д.

Важно, чтобы результаты исследований имели конкретное общественно-полез­ное значение, могли быть использованы в промышленности, сельском хозяйстве, культурной жизни родного края. Это могут быть собранные в процессе полевых ис­следований коллекции полезных ископаемых, палеонтологические коллекции и т.п.

ЭКОЛОГИЯ

Задачи

Воспитание экологической культуры, чувства ответственности за состояние окружа­ющей среды и стремления к конкретной деятельности по ее охране и воспроизведению.

Содержание

Смысл экологической культуры — уважение к законом живой природы, умение соотносить с ними свое поведение и хозяйственную деятельность.

Юные краеведы-экологи изучают биологию и ареалы распространения различ­ных животных и растений, их изменение; проводят исследовательскую работу в об­ласти экологии по заданиям научных учреждений, местных администраций; выявля­ют различные экологические нарушения, участвуют в их ликвидации.

Юные исследователи создают и описывают экологические тропы и экологические маршруты. Проводят работы по благоустройству мест массовых посещений, турист­ских биваков, родников. Организуют экскурсии. Выявляют положительные и отрица­тельные факты воздействия человека на природу в ходе изучения литературных, ар­хивных и иных источников, путем изучения народных традиций взаимоотношения че­ловека и природы. Создают постоянно действующие экологические посты; составля­ют экологические карты и картосхемы на отдельные регионы, районы города, посел­ки, села, деревни и другие объекты с целью отражения конкретного экологического состояния и результатов экологического мониторинга.

В круге интересов всех экологов — проблемы выживания и жизнедеятельности человека в современных условиях, использование различных систем естественного оздоровления, пропаганда здорового образа жизни, выявление экологически благо­приятных и опасных мест для человека.

Наши рекомендации