Туристско-краеведческого движения обучающихся

Российской Федерации «ОТЕЧЕСТВО»

Утверждено Заместителем Министра общего и профессионального

образования Российской Федерации 8 декабря 1998 г. и Председателем

Союза краеведов России 7 декабря 1998 г.

Цели и задачи движения:

совершенствование организации и содержания обучения и воспитания подрастающе­го поколения средствами туризма и краеведения;

воспитание у школьников патриотизма, бережного отношения к природному и культур­ному наследию родного края;

приобщение учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности;

сохранение исторической памяти;

совершенствование нравственного и физического воспитания обучающихся.

Программа

Туризм и краеведение в системе образования России являются традиционным и эффективным средством обучения и воспитания детей и молодежи. Специальные методики использования экскурсий, путешествий, систематических краеведческих наблюдений и исследований для расширения кругозора детей, освоения разносто­ронних практических навыков, воспитания в них патриотизма и нравственности, люб­ви к малой родине получили широкое распространение в России с начала XX века. В истории отечественной педагогики это один из ярких примеров длительного и устой­чивого сохранения и развития принципов и методов организации и осуществления образовательной деятельности.

Туристско-краеведческое движение обучающихся Российской Федерации «Оте­чество» создавалось как сообщество детей и педагогов, интересующихся краеведе­нием, увлеченных исследовательской деятельностью, объединенных любовью к род­ной земле, к России, стремящихся принести пользу своему Отечеству.

Организация туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Фе­дерации «Отечество» базируется на двух принципиальных положениях: доброволь­ности участия и использования средств туризма и краеведения в деятельности дет­ских коллективов.

Организационные и методические принципы туристско-краеведческой деятель­ности участников движения определяются его примерной программой.

Программа намечает основные направления, тематику_и_ориентиры краеведчес­кого поиска. Ведущая задача примерной программы — создание оптимальных возмо­жностей для творческого развития детей, их гражданского становления, удовлетво­рения их запросов, формирования профессиональных интересов в процессе туристско-краеведческой деятельности,

В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патри­отические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культу­ры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять уча­стие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности — в этом заключается основной смысл движения «Отечество».

Участие в движении, в осуществлении его программ позволяет значительно рас­ширить и углубить знания и представления детей об окружающем мире в процессе участия в практической краеведческой деятельности, в туристских походах и путеше­ствиях, освоить навыки использования методов различных научных дисциплин для осуществления краеведческих и иных исследований. Одновременно предоставляет­ся возможность получить и развить разнообразные практические навыки: самоорга­низации и самоуправления, общественной активности и дисциплины, преодоления препятствий и обеспечения безопасности и др., что в конечном итоге и определяет потенциал туристско-краеведческой деятельности как комплексного средства обуче­ния и воспитания детей.

Концепция движения и содержание многих тематических программ методически и организационно связаны с Комплексной долговременной программой Союза крае­ведов России «Краеведение». Союз краеведов России и региональные краеведчес­кие общества оказывают организационную и методическую помощь участникам дви­жения, рассматривая их как полноправных участников реализации программы «Кра­еведение».

Тематические программы позволяют юным туристам-краеведам и их руководите­лям выбрать тему по душе и посильную для реализации. Осуществление примерных программ предполагает получение и использование конкретных результатов на че­тырех уровнях: индивидуальном (развитие детей, удовлетворение интересов, расши­рение и закрепление знаний и практических навыков, овладение исследовательски­ми методами, моральная и физическая закалка, профессиональная ориентация); местном (учреждение образования, микрорайон, село, поселок, город); региональном (город, район, область, край, республика); федеральном (общероссийский).

Реализация тематических программ может осуществляться с использованием всего многообразия форм и методов туристско-краеведческой деятельности: экскур­сий, краеведческих наблюдений, экспедиций, одно-двухдневных, степенных и категорийных туристских походов, встреч с участниками и очевидцами изучаемых собы­тий и явлений, записей воспоминаний, социологических исследований, работой в му­зеях, архивах, библиотеках, институтах, различных учреждениях и организациях.

Работу по одной или нескольким программам может осуществлять любой колле­ктив или объединение: класс, кружок, отряд, группа, музей, клуб, научное общество, ассоциация и т.п. Могут быть использованы многообразные формы соорганизации работы с государственными учреждениями и общественными организациями. Хоро­шо, если детский коллектив, каждый участник движения представляет себе реальную цель, ту конкретную пользу, которую он принесет в процессе туристско-краеведчес­кой деятельности.

Во многих регионах России местными организациями и объединениями осущест­вляются собственные проекты и программы научного, экономического, историко-культурного, природоохранительного и иного характера. Одна из важнейших задач движения — привлечение его участников к реализации подобных программ.

Участники движения «Отечество» могут работать:

по федеральным программам;

по региональным и местным программам, в том числе и совместным (межшколь­ным, с местными государственными, научными учреждениями и общественными ор­ганизациями);

по тематическим, целевым и иным программам, разработанным в регионах и на местах.

Подобный подход позволяет полнее использовать научные, методические, фи­нансовые и другие возможности учреждений и организаций, инициирующих эти про­граммы.

Организационно-методическим центром туристско-краеведческого движения обучающихся «Отечество» является Центр детско-юношеского туризма Министерст­ва общего и профессионального образования Российской Федерации. На местах эти функции выполняют центры детско-юношеского туризма и краеведения, станции юных туристов, дома и дворцы детского творчества по определению органов управления образованием.

Организационно-методические центры осуществляют разработку местных туристско-краеведческих программ и проектов, осуществляют координацию деятельно­сти участников движения по реализации программ и взаимодействие с местными го­сударственными учреждениями и общественными организациями, проводят комп­лексные и тематические массовые мероприятия по программам движения, организу­ют подготовку, переподготовку и повышение квалификации различных категорий ор­ганизаторов и участников движения, осуществляют издательскую и популяризатор­скую деятельность.

В рамках движения «Отечество» проводятся общероссийские массовые меропри­ятия с участием лауреатов и победителей аналогичных региональных мероприятий:

туристско-краеведческие слеты участников движения;

тематические конференции, слеты и соревнования по тематическим программам;

краеведческие олимпиады учащихся;

педагогические краеведческие чтения.

Формы работы:

организация походов, путешествий и экспедиций, направленных на реализацию конкретных программ;

проведение наблюдений и исследований в природе и обществе;

создание конкретных баз данных по выбранным темам;

составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях и природных явлениях, по истории населенных пунктов или отдельных памятников;

подготовка краеведческих карт, атласов, словарей, энциклопедий, путеводите­лей, Книг Памяти;

формирование: музейных коллекций, организация деятельности школьных музеев:

участие в мероприятиях по реставрации, реконструкции и восстановлению при­родных и исторических памятников;

выявление останков павших воинов и гражданского населения, безымянных за­хоронений, установление имен погибших, розыск их родственников, установление памятных знаков, надгробий, уход за ними;

издание методической, учебной литературы, сборников из опыта работы, публи­каций, исследований участников программы;

проведение конференций, олимпиад, соревнований, смотров и конкурсов;

пропаганда краеведческих знаний путем организации выставок, праздников, те­матических дней и др.

Программы туристско-краеведческого движения «Отечеством:

1. Родословие.

2. Летопись родного края.

3. Земляки,

4. Исчезнувшие памятники России.

5. Исторический некрополь России.

6. Археология.

7. Природное наследие.

8. Экология.

9. Юные геологи.

10. Культурное наследие,

11. Литературное краеведение.

12. Этнография.

13. Военная история России.

14. Великая Отечественная война.

15. Дети и война.

16. Поиск.

17. История детского движения.

18. К туристскому мастерству.

19. Школьные музеи.

РОДОСЛОВИЕ

Задачи

Изучение родословных, семейных традиций и обрядов, развитие и поощрение интереса к истории рода.

Содержание

Родословие, или по-научному «генеалогия», изучает происхождение, историю и родственные связи родов и семей.

Через изучение генеалогии можно лучше узнать историю Отечества и других стран, познакомиться с историей и представителями российских родов разных сосло­вий; научиться приемам составления генеалогических таблиц, росписей, картотек; создать историю своей семьи, свою родословную. В каждом историческом событии принимают участие люди — персонажи истории. У каждого из них своя судьба, своя жизнь. При изучении истории своего рода можно выявить своих родственников, при­нимавших участие в исторических событиях.

ЛЕТОПИСЬ РОДНОГО КРАЯ

Задачи

Изучение истории и природы родного края с древнейших времен до сегодняшне­го дня, составление летописи наших дней.

Содержание

История каждого края по-своему уникальна. Имея много общего с другими реги­онами, она носит и свои специфические черты. Поэтому содержанием работы явля­ется выявление особенностей природы, истории, культуры, экономики родного края, определение их взаимосвязей с более глобальными историческими и естественны­ми процессами.

В рамках этой тематики могут вестись исследования разного масштаба — изуче­ние отдельных, наиболее ярких или малоизвестных исторических событий, природ­ных явлений или воссоздание общей истории края. В процессе этих исследований могут использоваться приемы и методы широкого круга научных дисциплин.

Особым направлением в реализации программы может стать систематическая работа по фиксированию событий современности.

Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно корот­кое время начинают стираться из памяти людей, исчезают источники, связанные с этими событиями. Если не фиксировать события или явления «по горячим следам», то позже их изучение и научная реконструкция потребуют много сил и средств. Поэ­тому фиксация происходящих событий и явлений природы является актуальной за­дачей участников программы. Фото-кинофиксация и описание событий, интервьюи­рование их участников и очевидцев, собирание малотиражных изданий и иных пуб­ликаций, относящихся к природе и истории края, формирование банков краеведчес­ких данных, ведение специальных летописей и хроник, пополнение фондов школь­ных музеев, архивов, библиотек краеведческими материалами — все это является важным средством документирования истории родного края.

Наши рекомендации