Северо-кавказский институт (филиал)
СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ (РПА МИНЮСТА РОССИИ)» В г. МАХАЧКАЛА
юридический колледж
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
КУЛЬТУРА РЕЧИ И ЭТИКЕТ
студента(-ки)____
2 курса____группы
ФИО __________________________________
__________________________________
МАХАЧКАЛА 2016
В результате освоения этой темы мы должны обладать следующими общими компетенциями (ОК):
ОК 1: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 4: осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 6: работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК 11: соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
Компете́нция (от лат. competere – соответствовать, подходить) – способность применять знания, умения, навыки и успешно действовать на основе практического опыта при решении задач в узкой или широкой области деятельности.
I. Э Т И Ч Е С К И Й У Р О В Е Н Ь
КУЛЬТУРЫ РУССКОЙ РЕЧИ
1. Прочитайте внимательно текст Д. Лихачева «Человек должен быть интеллигентен». Проанализируйте его содержание. Подготовьте его пересказ. Дайте свое разъяснение последнего абзаца.
Человек должен быть интеллигентен
Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образование, так сложились обстоятельства? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность... будет просто мешать его сближению с другими людьми?
Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.
Это очень, очень важно прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго, да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно...
Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом почему она связана с заповедью долголетия.
Многие думают, что интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование... много путешествовал, знает несколько языков. А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.
Лишите подлинно интеллигентного человека полностью его памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы... но если при этом он сохранит восприимчивость к культурным ценностям, эстетическое чутье... если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, – вот это и будет интеллигентный человек... Интеллигентность не только в знаниях, но и в способностях к пониманию другого.
...Это терпимое отношение к миру и к людям.
Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях.
Что тренировка физических сил способствует долголетию – это понятно. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил. (Д. Лихачев)
2. Прочитайте высказывание и поверьте: его содержание очень полезно усвоить! Как вы понимаете значение словавежливость? Почему это понятие связывают с языком, речью? Приведите примеры, как вежливость (или невежливость) проявляется в речи окружающих вас людей, и таким образом продолжите внизу рассуждение.
Справедлива старая истина: ничто не обходится столь дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Сердечное слово может ободрить, вселить надежду, вдохновить. Грубый же окрик нередко выбивает из колеи.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Используя толковый словарь, определите лексическое значение слов:спасибо, благодарю, благодарствую, мерси. Каково общее значение этих слов? Какие из них употребляются в книжной речи? Какое из этих слов очень редко употребляется в речи? В нескольких строках опишите ситуации, в которых вы можете использовать данные слова.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рассказ А.П. Чехова «Мальчики» начинается таким эпизодом: в родительский дом на Рождество приехал гимназист Володя. Понаблюдайте, какой была встреча, какую оплошность допустил мальчик, и какие правила речевого поведения помогли снять неловкость. Это правило сохраняет свою силу и в наше время. А вот языковые формы представления изменились. Какая из употребленных в тексте форм воспринимается сейчас как устаревшая?
Все смешалось в один сплошной, радостный звук, продолжавшийся минуты две. Когда первый порыв радости прошел, Королевы заметили, что, кроме Володи, в передней находился еще один маленький человек... он неподвижно стоял в углу, в тени, бросаемой большой лисьей шубой.
– Володичка, а это кто же? – спросила шепотом мать.
– Ах! – спохватился Володя. – Это, честь имею представить, мой товарищ Чечевицын, ученик второго класса... Я привез его с собой погостить у нас...
– Очень приятно, милости просим, – сказал радостно отец...
...Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив, и если бы на нем не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркина сына. Он был угрюм, все время молчал и ни разу не улыбнулся.
ДОГАДАЙСЯ ПО РИФМЕ
1)Вот у Коли, например,
Мама – милиционер.
А у Толи и у Веры
Обе мамы – инженеры. (Барто)
2)Зарецкий наш и честный малый
Вступили в важный договор,
Враги стоят, потупя взор. (Пушкин)
3)Погиб! К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор! (Лермонтов)
Выполняя договоры,
4) Инженеры и шофёры,
Столяры и маляры –
Потрудились все на славу,
Чтоб за месяцы зимы
Возвести домов кварталы.
3.Отгадайте загадки. Запишите пропущенное слово.
Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный _________________ .
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все _______________. (Шибаев)
4.Прочитайте отрывки из стихотворений русских поэтов XIX века и даже современных поэтов с тем ударением, которое сохранилось в них. Правы ли классики?Можно ли исправить текст? Ответьте внизу.
1) Гремит музЫка полковая. (Пушкин)
2) И долго с бурными волнАми
Боролся опытный гребец. (Пушкин)
3) Воротись, дурачина, ты к рыбке:
Поклонись ей, выпроси уж Избу. (Пушкин)
4) Мы, старики, уж нынче не танцуем,
МузЫки гром не призывает нас. (Пушкин)
5) Известно, что слоны в диковинку у нас –
Так за слоном толпЫ зевак ходили. (Крылов)
6)Но ты не пугайся.
Я дОговор наш не нарушу.
Не будет ни слез, ни вопросов,
Ни даже упрека. (Берггольц)
7)Ровно сорок на термометре,
Замерзает ртути нить.
Где-то на шестом килОметре
Ни курить, ни говорить. (Симонов)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Прочитайте выразительно предложения. При произнесении каких слов вы затруднялись? Проверьте себя и подчеркните слова, в постановке ударения которых ВЫ ошибались.
1. Ты добрался до аэропОрта? 2. Хочу поработать с каталОгом. 3. У вас нет недвИжимости? 4. У каждой двЕри стояли секьюрити. 5. Вот почему нам никто не звонИт, сейчас же выйди из сЕти. 6. ДиректорАм надо подчиняться, но пугать директорАми нас не надо. 7. Какие красивые жалюзИ. 8. В бутИках продается всё дорогое. 9. Выбор шАрфов в магазине огромный.
10. Где у вас мусоропровОд? 11. В каком квартАле находится нужный нам дом? 12. Какого вы вероисповЕдания? 13. Это Иконопись Третьяковской галереи. 14. А это – мой духовнИк. 15. «ЕретИк» и «пОслушник» – церковные слова. 16. Да это настоящий апокАлипсис! 17. Мы сегодня заключили договОр.
6. В каждой паре имеется существительное с НЕПРАВИЛЬНОЙ постановкой ударения. ЗАЧЕРКНИТЕ их.
Агент, агент; агентство, агентство; алфавит, алфавит; анархия, анархия; аноним, аноним; апартаменты, апартаменты; апостроф, апостроф; арест, арест; аргумент, аргумент; вербовщик, вербовщик; вероисповедание, вероисповедание; воры, воры; газопровод, газопровод; демократия, демократия; договор, договор; досуг, досуг; заголовок, заголовок; изобретение, изобретение; Израиль, Израиль; исповедание, исповедание; каталог, каталог; катарсис, катарсис; квартал, квартал; колдовство, колдовство; медикаменты, медикаменты; намерение, намерение; некролог, некролог; приобретение, приобретение; соболезнование, соболезнование; созыв, созыв; средство, средство; средства, средства; танцовщик, танцовщик; фетиш, фетиш; ходатайство, ходатайство; хозяева, хозяева, эксперт, эксперт.
7. Образуйте форму родительного падежа ед. и мн.ч. от данных существительных. Расставьте в них ударения. При затруднении пользуйтесь «Толковым словарем» С. Ожегова или «Орфоэпическим словарем» под ред. Р. Аванесова.
Единственное число | Множественное число | |||
И.п. | Р.п. | И.п. | Р.п. | |
бант | банта | банты | бантов | |
ведомость | ведомости | ведомости | ведомостей | |
выбор | ||||
герб | ||||
гусь | ||||
договор | ||||
инженер | ||||
квартал | ||||
локоть | ||||
ломоть | ||||
простыня | ||||
ремень | ||||
свекла | ||||
сирота | ||||
средство | ||||
туфля | ||||
холм | ||||
шарф | ||||
эксперт | ||||
ДОГАДАЙСЯ ПО РИФМЕ
1)И как отрадно было видеть нам,
Когда наш лен – на всем своем массиве,
Приподнятый, выравнивался сам
И день за днем все делался красивей. (Исаковский)
2) Царство яблонь и алычи,
Слив и липкого винограда.
Разбросать все свои лучи
Солнце августовское радо. (Бакалдин)
3)Спасибо тебе, страна,
Что ты стройна и сильна
Полна надежд и стремлений. (Асеев)
4)С головы зелена,
Стволом красна,
Высока, стройна
Растет сосна. (Яшин)
5)Правду молвить, молодица
Уж и впрямь было царица:
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива. (Пушкин)
Ударение в глаголах
●У г л а г о л ь н ы х ф о р мна -НЯТЬ и глагола начать м.р., ср.р. и мн.ч. в большинстве случаев ударение падает на основу: занять-занял(-о,-и); обнять-обнял(-о, -и); отнять-отнял(-о,-и); поднять-поднял(-о,-и); понять-понял(-о,-и); принять-принял(-о,-и); начать-начал(-о,-и) и т.п. ♦ У этих глаголов в форме ж.р. ед.ч. ударение падает на окончание: заняла, обняла, отняла, подняла, поняла, приняла, проняла, уняла, ... |
●Некоторые односложные г л а г о л ыв форме прошедшего времени ед. ч. жен. р. имеют ударение на окончании (их свыше 200): брала, была, взяла, вила, врала, гнала, плыла, сняла и др., а также производные от них: забрала, отдала, прожила и др. ♦ Эти глаголы в форме прошедшего времени ед. ч. муж. и ср. р., а также мн. ч. имеют ударение на основе: брал-брало-брали, был-было-были, взял-взяло-взяли, вил-вило-вили, врал-врало-врали, гнал-гнало-гнали, плыл-плыло-плыли, понял-поняло-поняли, принял-приняло-приняли и др., а такжепроизводные от них: забрал-забрало-забрали, отдал-отдало-отдали, прожил-прожило-прожили и т.д. ♦Приставка ВЫ перетягивает на себя ударение: выгнала, выплыла и т.д. |
●Постановка ударения в г л а г о л а хна -ИРОВАТЬ не имеет единого правила, поэтому при затруднении надо обращаться к орфоэпическому словарю. З а п о м н и т е наиболее часто употребляемые из них: А) С ударением на И: апробировать, асфальтировать, базировать, балансировать, баллотироваться, блокировать, бравировать, газировать, гарантировать, дебатировать, декларировать, дистиллировать, дозировать, инсценировать, капитулировать, компенсировать, копировать, лавировать, маневрировать, нервировать, резервировать, транскрибировать, форсировать и др.; Б) С ударением на А: бомбардировать, бронзировать, глазировать, гравировать, группировать, драпировать, маркировать, маскировать, меблировать, нормировать, плиссировать, пломбировать, полировать, премировать, сервировать, тренировать, формировать, экипировать, эмалировать и др. НО:вылавировать, выгравировать, выбронзировать и т.д. |
З а п о м н и т е ударение в следующих глаголах, часто вызывающих затруднения:
Ударение н а п е р в о м слоге |
Бредить, вторить, жалить, горбиться, кашлянуть, клеить, перчить, плесневеть, прыгнуть, ржаветь, теплиться, цапать, черпать. |
Ударение н а в т о р о м слоге |
Балую, бесить, беситься, божиться, бряцать, бронировать (закреплять), взбодрить, взглянуть, вручить, дарить, заиндеветь, закупорить, застопорить, заржаветь, звонить, исчерпать, мутить, начать, неистовствовать, озлобить, озлобиться, осведомить, опошлить, откупорить, понять, прибыть, принудить, приструнить, прояснеть (освободиться от туч – о небе), рыхлить, сорить, сравнить, сулить, уведомить, удить, удобрить, уменьшить, упрочить, ходатайствовать, черкать, якшаться. |
Ударение н а т р е т ь е м и ч е т в е р т о м слогах |
Багроветь, баловать, бедовать, бередить, бронировать (покрывать бронёй), дорожить, засучить, заподозрить, запорошить, зачерпнуть, избаловать, изваять, надоумить, намереваться, обезуметь, облегчить, ободрить, ободрю, одолжить, озорничать, осведомить, повторишь, предложить, прояснеть (о лице, о мыслях), убыстрить, углубить, уяснить. |
1. В каждой паре имеется глагол с неправильной постановкой ударения, которая наиболее часто используется окружающими в речи. ЗАЧЕРКНИТЕ их.
А. Брала, брала; брало, брало; взяла, взяла; занять, занять; занял, занял; заняла, заняла; заняло, заняло; заняли, заняли; зачала, зачала; издал, издал; издала, издала; издало, издало; издали, издали; начать, начать; начал, начал; начали, начали; облегчил, облегчил; облегчила, облегчила; понять, понять; понял, понял; поняла, поняла; поняло, поняло; принудит, принудит; принудят, принудят; принять, принять; принял, принял; приняла, приняла; приняло, приняло; приняли, приняли; продала, продала; сняла, сняла; соболезновали, соболезновали; создала, создала.
Б.Включит, включит; включат, включат; вручит, вручит; вручат, вручат; звонит, звонит; мирит, мирит; мирят, мирят; наделит, наделит; облегчит, облегчит; облегчат, облегчат; осведомит, осведомит; осведомят, осведомят; отлучит, отлучит; очутится, очутится; повторит, повторит; повторят, повторят; сорит, сорит; уведомит, уведомит; уведомят, уведомят; углубит, углубит; углубят, углубят; уделит, уделит; ущемится, ущемится; ходатайствует, ходатайствует.
2. Прочитайте отрывки из стихотворений и определите ударение в выделенных словах. Имейте в виду, что правильно поставить ударение в поэтических текстах подсказывает рифма.
ДОГАДАЙСЯ ПО РИФМЕ
1)В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала... (Пушкин)
2)Стоит девочкам начать,
Дай им только волю, –
– Будут целый день качать
И баюкать Лелю. (Барто)
3)Но полно. Мне пора заняться
Письмом красавицы моей;
Я слово дал, и что ж? ей-ей,
Теперь готов уж отказаться. (Пушкин)
4) Разрешите доложить
Коротко и просто:
Я большой охотник жить
Лет до девяноста. (Твардовский)
5)Чтоб скорее дождаться
Завтрашнего дня,
Дети спать ложатся
Рано, без огня. (Барто)
6)Им опять пельменей варят
Карасей в сметане жарят. (Михалков)
Ударение в причастиях
●У п о л н ы х п р и ч а с т и й, образованных от глагола начать и глаголов на -НЯТЬ в формах м.р., ср.р. и мн.ч., в большинстве случаев ударение падает на основу: занявший, занятый (-ая,-ое,-ие); обнявший, объятый (-ая,-ое,-ие); отнявший, отнятый (-ая,-ое,-ие); перенявший, перенятый(-ая,-ое,-ие); поднявший, поднятый (-ая,-ое,-ые); принявший, принятый (-ая,-ое,-ие); начавший, начатый (-ая,-ое -ие) и т.п. НО: в причастиях, перешедших в разряд прилагательных, ударение переходит на окончание: занятой, литой, обжитой, развитой и нек. др. ● У большинства к р а т к и х с т р а д а т е л ь н ы х причастий в форме м.р., ср. р. и мн. ч. ударение падает на основу: объят(-о,-ы), занят(-о,-ы), отнят(-о,-ы), перенят(-о,-ы), поднят(-о,-ы), принят (-о,-ы), начато(-о,-ы). ●В формеж.р. ед.ч. ударение падает на окончание: взята, занята, начата, понята и т.д. НО: В стихотворных строках некоторых поэтов с целью сохранения рифмы наблюдается стремление к выравниванию ударения у кратких форм страдательных причастий: И это – дело прошлое, И эта крепость взята… А все-таки мы дошлые Упорные ребята. (Лебедев-Кумач) ● В кратких страдательных п р и ч а с т и я х, образованных от полных на -ЁНН,в форме м.р. ед.ч. ударение падает на суффикс: взбешён, запечатлён, переведён. НО: в других формах ударение падает на окончание: взбешен(а,ы), запечатлен(а,ы), переведен(а,ы). |
З а п о м н и т е ударение в следующих причастиях, часто вызывающих затруднения:
Ударение н а п е р в о м слоге |
Взятый, взяты, вяжущий, вогнутый, вогнут, вогнута, вспененный, выжатый, выжат, выжата, движущий, движимый, движим, движима, движимы, загнутый, загнут, загнута, загнуты, занятый, занят, заняты, запертый, заперт, наткнутый, значащий, начатый, начат, начаты, призванный, призван, принятый, принят, приняты, проткнутый, служащий, сведущий, согнутый, созданный, создан, стоящий, тянущий. |
Ударение н а в т о р о м слоге |
Будящий, ведомый, взбешённый, взята, давящий, засаленный, звучащий, курящий, манящий, минувший, начавший, озлобленный, озлоблен, отживший, отколотый, подогнутый, палящий, поднявший, понявший, прополотый, разомкнутый, умерший. |
Ударение н а т р е т ь е м и ч е т в е р т о м слогах |
Возведённый, заворожённый, занята, заперта, запечатлённый, запечатлена, избалованный, негодующий, обеспеченный, обеспечена, обетованный, осуждённый, переведён, переведена, помещённый, помещён, помещена, помещены, приближённый, привезён, привезена, привезены, приведён, приведена, приведены,привлечён, привлечена, привлечены, принята, нанесён, начата, нанесена, нанесены, создана, углублённый, углублён, углублена, углублены. |
1. В каждой паре причастий имеется вариант с неправильной постановкой ударения, который наиболее часто используется окружающими в речи. Подчеркните правильные варианты и запомните их произношение.
Ввезённый, ввезенный; ввезён, ввезен; ввезена, ввезена; ввезено, ввезено; ввезены, ввезены; взята, взята; взято, взято; взяты, взяты; включённый, включенный; включён, включен; включена, включена; включено, включено; включены, включены; вручённый, врученный; вручён, вручен; вручена, вручена; вручено, вручено; вручены, вручены; занятый, занятый; занята, занята; занято, занято; заторможённый, заторможенный; изданный, изданный; издан, издан; изданы, изданы; изменённый, измененный; изобретённый, изобретенный; изобретён, изобретен; мирённый, начат, начат; начата, начата; начато, начато; начаты, начаты; начавший, начавший; нанявший, нанявший; облегчённый, облегченный; облегчён, облегчен; облегчена, облегчена; облегчено, облегчено; облегчены, облегчены; осуждённый, осужденный; перенятый, перенятый; перенят, перенят; перенята, перенята; понявший, понявший; понятый, понятый; понята, понята; понято, понято; поняты, поняты; принуждённый, принужденный; принуждён, принужден; принуждена, принуждена; принятый, принятый; принят, принят; принята, принята; приняты, приняты; принявший, принявший; проданный, проданный; продана, продана; проданы, проданы; продавший, продавший; развита, развита; снята, снята; снято, снято; сняты, сняты; углубленный, углублённый; углублен, углублён; углублена, углублена.
Ударение в деепричастиях
● У д е е п р и ч а с т и й, образованных от глагола начать и глаголов на -НЯТЬ в большинстве случаев ударение падает на корень: заняв, обняв, отняв, переняв, подняв, поняв, приняв, начав и т.п.
З а п о м н и т е ударение в следующих деепричастиях, часто вызывающих затруднения:
Ударение н а п е р в о м слоге |
Бредя, боясь, ведая, видя, вторя, выведя, горбясь, жаля, замерши, заперши, кашляя, клея, лёжа, перча, плесневея, прыгнув, ржавея, стёрши, теплясь, целясь, цапая, цапнув, черпая. |
Ударение н а в т о р о м слоге |
Борясь, вертясь, возясь, водя, включив, вручив, готовясь, держа, держась, дыша, заняв, идя, издав, ища, катясь, кладя, кружась, летя, ложась, любя, миря, мирясь, наняв, начав, начавшись, носясь, осведомив, оттёрши, протёрши, растёрши, продав, приняв, прицелившись, прося, садясь, служа, стерев, терпя, трудясь, учась, уведомив. |
Ударение н а т р е т ь е м и ч е т в е р т о м слогах |
Возвратившись, восприняв, всполошив, замерев, заперев, опершись, обойдя, опустив, оттерев, подготовившись, покатившись, покружившись, помирившись, потрудившись, приобретя, продержавшись, протерев, разозлившись, растерев, руководя, торопясь, углубив. |
1. ЗАЧЕРКНИТЕ «неправильные» деепричастия, судя по постановке ударения.
Боясь, боясь; борясь, борясь; включив, включив; восприняв, восприняв; вручив, вручив; горбясь, горбясь; держась, держась; дыша, дыша; заняв, заняв; издав, издав; любя, любя; миря,миря; мирясь, мирясь; наняв, наняв; начав, начав; опершись, опершись; осведомив, осведомив; перча, перча; плесневея,плесневея; покружившись, покружившись; помирившись, помирившись; потрудившись, потрудившись,приняв, приняв; прицелившись, прицелившись; продав, продав; прося, прося; ржавея, ржавея; служа, служа; теплясь, теплясь, терпя, терпя; торопясь, торопясь; трудясь, трудясь; уведомив, уведомив; углубив, углубив; учась, учась; целясь, целясь; черпая, черпая.
Ударение в наречиях
З а п о м н и т е ударение в следующих наречиях, часто вызывающих затруднения:
Ударение н а п е р в о м слоге |
Бережно, весело, взапуски, взашей, внешне, втридорога, грешно, доверху, донизу, досиня, досуха, дочиста, живо, завидно, заживо, замертво, запросто, засветло, издавна, издали, изредка, искоса, исподволь, коротко, кратко, мельком, молча, набело, набок, наскоро, наспех, настрого, начисто, негде, незачем, некуда, неоткуда, оземь, отроду, поверху, попросту, порознь, посуху, слабо, сослепа, сослепу, спереди, счастливо, сызмала, сызнова, тотчас, умно, хитро. |
Ударение н а в т о р о м слоге |
Безвыездно, безудержно, безумолчно, верхом, взаём, взаймы, взатяжку, взахлёб, вовсю, втихую, вчистую, грешно (катег. сост.), донельзя, жестоко, завидно, задолго, запоем, издревле, иначе, исконно, кругом, навек, наверх, надолго, наотмашь, насквозь, наутро, отчасти, поверх, подолгу, подчас, поодаль, слабо (катег. сост.), тайком, чертовски. |
Ударение н а т р е т ь е м и ч е т в е р т о м слогах |
Безвозвратно, беззаботно, безоговорочно, взаперти, воровски, впереди, глубоко, добела, догола, допоздна, допьяна, дотемна, дочерна, издалека, искони, испокон, мастерски, ненадолго, неподалёку, неспроста, поутру, помаленьку, супротив, тяжело, шутовски, щегольски. |
1. ЗАЧЕРКНИТЕ «неправильные» наречия, судя по постановке ударения. Подчеркните «трудные» для вас случаи.
Взаймы, взаймы; взаперти, взаперти; глубоко, глубоко; добела, добела; донельзя, донельзя; дочерна, дочерна; завидно, завидно; издревле, издревле; иначе, иначе; искони, искони; исподволь, исподволь; исподнизу, исподнизу; испокон, испокон; мастерски, мастерски; мельком, мельком; набело, набело; навек, навек; надолго, надолго; наотмашь, наотмашь; неподалёку, неподалеку; одновременно, одновремённо; отчасти, отчасти; поутру, поутру; подчас, подчас; сторицей, сторицей; щегольски, щегольски.
ДОГАДАЙСЯ ПО РИФМЕ
1) «Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль, кума, на себя оборотиться?» -
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин ответ лишь попусту пропал. (Крылов)
2)Какие-то комарики,
Проворные и тощие,
Вприпрыжку, словно посуху,
Гуляют по воде. (Некрасов)
3)Глядит сейчас сквозь ветви
Покинуто, мертво,
Ему никто не верит
Не молится никто (Евтушенко)
4)Бьется насмерть парень бравый,
Так, как бьются на войне. (Твардовский)
5)– Ох, мой отец! Доходу мало.
– Довольно для одной зимы,
Не то уж дам хоть я взаймы. (Пушкин)
6)На подвиг вновь звала страна
Солдатский путь далёк,
Изрыли бомбы дочерна
Обочины дорог. (Щипачев)
И случаи их нарушения
● Определенную трудность вызывает различение [э] и [о] (на письме е и ё) п о с л е м я г к и х согласных. ♦ Произносим всегда [э] в словах: атлет, афера, бытие, валежник, двоеженец, забредший, опека, оседлый, отцветший, пекло, полуденный, помпезный, преемник, соплеменник (одноплеменник), стегальщик, тесальщик, тяжелоатлет, филистер, хребет, ярем и др.; ♦ произносим всегда [о]: двоежёнство, затёкший, новорождённый, остриё, принёсший и др. НО и здесь можно отметить варианты: белесый и белёсый, желчь и жёлчь, поблекший и поблёкший. |
●Ошибки наблюдаются в произношении сочетания ЧН, которое в большинстве случаев произносится в соответствии с написанием: бесконечный, прочный, типичный и др. ♦ Только в немногих словах сохраняется произношение [ШН] на месте ЧН: горчичник, конечно, скучно, подсвечник и др. |
● Много ошибок наблюдается при произношении д в о й н ы х согласных в иноязычных словах или морфемах: иногда двойные согласные не произносятся (ассамблея, ассоциация, миллиард). |
● Особую трудность вызывает произношение з а и м с т в о в а н н ы х слов: ♦ в некоторых из них сохраняется нетипичное для русского произношения [о] в безударной позиции: поэт, вето, сонет, оазис, Флобер и др.; ♦ в большинстве других слов произносится [а] в безударной позиции: роман, концепция, Колорадо и др.; ♦ в соответствии с законами русского произношения перед гласным е произносится мягкий согласный звук: вельвет, телефон, термин, дилемма. НОзубные согласные т, д, з, с, н, р могут сохранять твердость перед е: антенна, гротеск, фонема, тест, асептика. |
· Читайте ПРАВИЛЬНО:
1) с мягким согласным перед Э: абрек, антрекот, антресоль, бенефис, бассейн, бухгалтерия, венецианский, гипотеза, гипотенуза, дебаты, дезинфекция, дегенерат, дебош, дебют, декламатор, декорация, демагог, демократия, демонстрант, деспотизм, дефицит, запатентовать, комбинезон, компетентный, паштет, полисемия, пресса, редуцированный, тематический, тенор, термин, термометр, территория, фанера, хореограф, эссенция;
2) с твердым согласным перед Э:атеизм, ателье, декольте, декор, деликатес, деноминация, дефляция, дециметр, де-юре, де-факто, диатез, интеграция, интервал, интенсивный, интервенция, интервью, пастель, пастеризация, пенсне, синтетика, тембр, темп, термос, терракота, террариум, тет-а-тет, филателист, фортепьяно, цитадель, штемпель, штепсель, эстетика, юриспруденция.
1. Подчеркните в каждой паре слово с неправильным произношением, отраженным в транскрипции.
Авангарди[зм], авангарди[з´м]; авторитари[зм], авторитари[з´м]; атеи[зм], атеи[з´м]; аф[е]ра, аф[ё]ра; бюрократи[зм], бюрократи[з´м]; [д´е]мократия, [д]емократия; [д´]емократический, [д]емократический; карьери[зм], карьери[з´м]; кли[зм]а, кли[з´м]а; кон[т´]екст, кон[т]екст; ко[с]венный, ко[с´]венный; лакони[зм], лакони[з´м]; монополи[зм], монополи[з´м]; оп[е]ка, оп[ё]ка; парламентари[зм], парламентари[з´м]; плюрали[зм], плюрали[з´м]; террори[зм], террори[з´м]; тоталитари[зм]; тоталитари[з´м]; федерали[зм], федерали[з´м]; фемини[зм], фемини[з´м]; фундаментали[зм], фундаментали[з´м]; центри[зм]; центри[з´м]; це[р]ковь, це[р´]ковь; экстреми[зм], экстреми[з´м].
2. Прочитайте выразительно и, затранскрибируйте сочетания букв [ЧН] и [ШН], [ЧТ] и [ШТ]. Подчеркните слово, с которым можно составить устойчивое сочетание.
Алчн[__]ый, скучн[__]ый, дачн[__]ик, девичн[__]ик, беспечн[__]ый, сердечн[__]ый, вечн[__]о, конечн[__]о, срочн[__]о, нарочн[__]о, кишечн[__]ик, закадычн[__]ый, молочн[__]ый, пасечн[__]ик, скворечн[__]ик, аптечн[__]ая, прачечн[__]ая, посадочн[__]ый, пустячн[__]ый, нечт[__]о, ничт[__]о, конечн[__]ый, копеечн[__]ый, справочн[__]ик, горчич[__]ник, заочн[__]ик, подсвечн[__]ик.
3. Обозначьте в транскрипции произношение ударных гласных: [э] или [о].
Атле[__]т, груже[__]ный, афе[__]ра, даре[__]ный, бытие[__], же[__]лчь, житие[__],забре[__]дший, исте[__]кший, никче[__]мный, оглаше[__]нный, оглуше[__]нный, одновреме[__]нный, одноиме[__]нный, опе[__]ка, новорожде[__]нный, осе[__]длый, острие[__], отцве[__]тший, плате[__]жеспособный, прине[__]сший, прее[__]мник, прие[__]мник, разновреме[__]нный, отыме[__]нный, шле[__]м, ще[__]лка.
КУЛЬТУРЫ РУССКОЙ РЕЧИ
Грамматические ошибки могут быть трех видов:
1) Словообразовательные ошибки, при которых нарушена структура слова: «беспощадство», «бессмертность», «заместо», «публицизм».
2) Морфологические ошибки, при которых наблюдаются ошибки, связанные с ненормативным образованием форм слова. К ним относятся ошибки в образовании форм существительных: «Гринев жил недорослью»; ошибки в образовании форм прилагательных: «Один брат был богатей другого»; ошибки в образовании местоимений: «Я пошел к ему»; ошибки в образовании наречий: «Я стоял тама»; ошибки в образовании глагола: «Он ни разу не ошибился»; неправильное конструирование видовой пары, чаще всего парного глагола несовершенного вида: «Мы с братом отпиляем все лишние ветки, ставим елку на середину комнаты и украшиваем ее» и др.
3) Синтаксические ошибки, связанные с неудачным порядком слов в предложении: хозяйка дома стирала? (Непонятно, о чем требуется уточнение: то ли о стирающей хозяйке, то ли о том, где стирала хозяйка); с употреблением предлогов: по нам, по вам (вместо по нас, по вас), со школы, с района (вместо из школы, из района) и др.
♦ М о р ф о л о г и ч е с к и е н о р м ы русского языка
И случаи их нарушения
1. Исправьте в тексте словообразовательные ошибки.
Беспощадство, бессмертность, благородность, демократист, завгодно, заместо, публицизм, навзрыв (плакать), несменно, обжорливый.
И случаи их нарушения
В Н И М А Н И Е ! Нормы управления наиболее часто нарушаются в следующих конструкциях:
Изучать что – заниматься чем; понимать что –отдавать себе отчет в чем; интересоваться чем – проявлять интереск чему; быть недовольным чем – разочаровываться в чем; делать выговор кому за что – упрекать кого в чем; извещатького – сообщать кому; беспокоиться о ком–чем – тревожиться за кого – что; вера во что – уверенность в чем; обидетьсяна что – обижен чем; обрадоваться чему – обрадован чем; обращать внимание на что – уделять внимание чему; опираться на что – базироваться на чем; отзыв о чем – рецензия на что; отчитаться в чем – сделать отчет о чем; полный чего – наполненный чем; препятствовать чему – тормозить что; различать что и что – отличать что от чего; рассердиться на что – рассерж