Древний египет - бюрократизм и сакральность
Культура Древнего Египта возникла оной из первых. Особенности культуры Египта - ее сакральный характер, священные символы. Священные символы - боги. Древние египтяне поклонялись множеству богов, их было около 2 тысяч.
Боги никогда не теряли своей генетической связи с природой. Важное место в египетском пантеоне занимал бог Ра. Он являлся богом Солнца и света. Каждый день он поднимался по небу на своей лодке, освещая всю землю, а вечером спускался в подземный мир, где вел борьбу с силами тьмы и хаоса. Символом его неизменного возрождения являлся знак анх - это крест, у которого в верхней части находится круг. Анх является символом бессмертия. Мифологическая основа мышления древних египтян - породнение человека с миром на основе смысла
Все господство Египта - гигантский бюрократический аппарат. Существовал культ обожествления царя-фараона. Фараон - воплощение земного Бога.
Законодательная власть над миром принадлежала небесным богам, а исполнительная - царям. Египетский бог представлял собой средоточие всей религиозной жизни.
КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
У египтян существовало 2 техники приспособления человека:
1. Техника построения храма
2. Техника подготовки к загробной жизни
Для египтян истинной жизнью являлась жизнь вечная. Они изучали все то, что касалось их перехода в мир мертвых. Составляли полную картину загробного мира. Египтянин чувствовал себя Египтом. Человек и страна были едины. Египтяне проявляли полное равнодушие ко всему, что не касается Египта. Как пример, изучение Нила только на территории Египта. Все население Египта жило на Восточном берегу. Западный берег - мир богов и мертвых, а Нил - граница. С точки зрения пространства - есть только Египет, остальное тонет в хаосе.
Техника построения храма.
Фараон есть сам Египет. Он не подчиняется законам. Он играл важную роль в жизни египтян. Фараон считался богом на земле и богом после смерти. Каждый фараон строил себе гробницу - пирамиду. Главным в погребальной церемонии считался саркофаг. Он имеет форму человеческого тела, эффект матрешки, лицо молодеет с каждым слоем. Саркофаг концентрирует всю энергию внутри и защищает попадания грязи извне. У каждого саркофага имеются свои драгоценности и места соединения друг с другом. Для саркофага характерны изображения, сделанные из драгоценных камней (Боги и их тела состоят из минералов и металлов).
Один глаз - изображение обладания мудрости - смотрит вперед и вовнутрь.
Перед тем, как произвести погребение в саркофаг, тело подавалось бальзамированию. Это делалось для того, чтобы избежать разложения тела в потустороннем мире. Бальзамирование далеко не дешевое действие, позволялось фараонам, бедных людей для сохранения тела зарывали в горячий песок и держали там тело до полной его высушки. Тело погружалось в саркофаг, а саркофаг в гробницу. Гробница является источником энергии. Холм - поднятие героя символически.
Тело после погребения становится с одной стороны мумией, с другой - духовным телом (САХ).
Понятие «душа» - ба - изображается в виде птицы. Может навещать тело в гробнице, вечна, может принимать любую форму.
Тело - хат - прибывает в гробнице.
Сах - духовное тело - получает возможность беседовать с душой.
Ка - двойник, важнейшая составная часть человека.
Хайбит - тень, может отделяться от человека, свободная часть особенно после смерти.
КОНФУЦИАНСТВО И ДАОСИЗМ
Обе возникли в период Чжоу. Именно они легли в основу того, что мы называем Китаем.
Конфуцианство.
Принципы конфуцианства всегда были в почете. Конфуций - позднее Чжоу.
В аспекте человека Конфуцианство заложило систему подчинения:
1. Императору подчиняются все (цвет императора - желтый)
2. Младшие подчиняются старшим.
3. Жена подчиняется мужу.
Дом - одно из центральных понятий.
Понятия «бог» нет, а Шень, которое мы так переводим, на самом деле «дух».
Конфуцианское учение выдвигает идеал благородного мужа. Совершенный муж - целая педагогическая система, не столько внутренний мир, сколько его воспитание. Главная задача - перекрыть выход подсознательных моментов. Выдвигается система самовоспитания, полный контроль + физическое воспитание, но это второстепенно. Происходит столкновение культуры и природы. Звериное начало нужно подавить. Конфуций постоянно настаивает на гуманности:
1. по-настоящему можно любить только совершенного человека
2. всех остальных жалеет, но спокойно может убить
3. единственный человеческий тип - высший тип
Цель Конфуция - привести китайцев к счастью. Выявление в себе пороков и немедленное их устранение. Если же нет проблем, то нужно удвоить стремление к благородству. Как считали ранние конфуцианцы, в каждом человеке заложена возможность к изменению психологического состояния посредством самовоспитания, так как человек по своей природе добр и в нем изначально заложено стремление к совершенствованию, смысл которого состоит в выявлении и развитии гуманного и подавлении звериного начала. Нужно постоянно контролировать свою психическую деятельность, и даже в экстремальных ситуациях сохранять внутреннее спокойствие, выдержку и самообладание. Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».
5 - это знаковое число. 5 стихий - дерево, вода, огонь, металл, земля. Все 5 элементов постоянно взаимодействуют с другими объектами окружающей среды. Их энергия влияет на человека положительно или отрицательно, в зависимости от того, какие стихии вступают в отношения.
В основу конфуцианства легло воспитание человека в правильном социальном варианте. Цель - нравственное, культурное, психическое, социальное развитие в обществе. По словам Конфуция, человек вносит в мир хаос, поэтому главной задачей Конфуция было наведение всеобщего порядка посредством осуществления каждым человеком самоконтроля. По мнению Конфуция, человеку необходимо трижды в день подвергать себя анализу.
«Как можно управлять государством, не научившись управлять собой».
Даосизм.
Основоположник - Лао Цзы. По реальной истории был хранителем архива.
В отличие от Конфуция Цзы говорил, что надо не прессовать человека, а вычистить в нем все. Трактат Лао Цзы - Лао де Цзын (о Дао и его проявлениях).
Дао - базовый термин - путь, по которому идет человек. Дао соотносится с пустотой. Пустота в основе всего. Самое важное в кувшине - пустота. Понятие пустоты - одно из центральных в даосской философии.
Даосизм учит, что мир символичен, и все вещи - не иллюзия.
Идеальный прообраз Дао - вода. Она принимает любую форму, в которую ее зальют, не имеет цвета, меняет свое агрегатное состояние - вода, лед, пар. Человек Дао - вселенная. Дао одновременно является истинной природой каждого человека. «Природный» человек с необузданными страстями, грубый, жестокий, оценивался даосами столь же негативно, как и конфуцианцами.
Даосы выступают против всякого насилия, в том числе против правил. По их мнению, их должно сменить следование человеком его собственной природе.
Состояние полной идентичности человека с истиной сущностью всех вещей и явлений и есть Дао.
Дао никогда не откроется человеку. Человек сам либо дойдет, либо не дойдет до этого. Даосы полагают, что человек - это вечная субстанция, а его тело - скопление духов и божественных сил, результат взаимодействия Инь и Ян, мужского и женского начал. Великое совершенство похоже на несовершенство. Великая прямота похожа на кривизну, великое остроумие похоже на глупость.
Общие черты Конфуцианства и Даосизма:
1. Воспитание себя
2. Научиться управлять собой