Методы изучения культурных систем и межкультурных ситуаций
В результате междисциплинарного характера межкультурной коммуникации как учебной дисциплины сложились три методологических подхода к изучению межкультурного общения: функциональный, объяснительный и критический.
Функциональный подход сложился в 1980-е годы и основывается на методах социологии и психологии. Согласно этому подходу культуру любого народа можно описать с помощью различных методов. Любые изменения в культуре могут быть измерены и описаны. Культура определяет поведение и общение человека, и поэтому они также поддаются описанию и могут быть предсказаны. Основная цель заключается в том, чтобы показать специфику влияния культуры на коммуникацию. Результатом функционального подхода стала теория коммуникационного приспособления, которая утверждает, что в ситуациях межкультурной коммуникации люди часто меняют модели своего коммуникативного поведения, приспосабливаясь к моделям партнеров по общению. Функциональный подход позволяет изучать стили общения в разных культурах.
Объяснительный (интерпретирующий) подходполучил распространение в конце 1980-х годов. Цель объяснительного подхода: понять и описать, но не предсказать поведение человека. Культура рассматривается как среда обитания человека, созданная и изменяемая через общение. В этом подходе используются методы антропологии и лингвистики: ролевые игры, включенное наблюдение и др. Основное внимание акцентируется на понимании коммуникационных моделей внутри отдельной культурной группы.
Критический подходвключает многие положения объяснительного подхода, но акцент делается на изучении условий общения: ситуаций окружающей обстановки и т.п. Проявляется интерес к историческому контексту коммуникации. Сторонники считают, что в общении всегда присутствуют силовые отношения. Культура – поле борьбы, место, где многочисленные объяснения и интерпретации культурных явлений собираются вместе и где всегда есть доминирующая сила, которая определяет культурные различия и характер общения. Цель изучения МКК: объяснение человеческого поведения, а через него - изменение жизни людей. Изучение и описание доминирующей в культурных ситуациях силы научит людей ей противостоять и более эффективно организовывать свое общение с другими людьми и культурами.
Основной метод: анализ текстов (анализируются СМИ (телепередачи, видеоматериалы, публикации в печати), которые вносят основной вклад в формирование современной культуры). Исследователи не вступают в прямые контакты с коммуникантами, не исследуют личностные межкультурные взаимодействия.
Наиболее эффективным методом как изучения, так и обучения МКК оказался тренинг, который по сравнению с классическими академическими формами организации учебного процесса в большей степени отвечал специфическим требованиям и трудностям межкультурного обучения благодаря своей близости к практике и интенсивности обучения, был в большей степени ориентирован на практические требования и изучение конкретных ситуаций.
Такая ориентация стимулировала развитие группы прикладных методов:
1. Метод биографической рефлексии: осмысление собственной биографии с целью выяснения своей собственной идентичности и форм ее проявления в повседневной жизни.
С помощью анализа биографии и воспроизведения прошлых жизненных ситуаций актуализируются чувства и осознаются события, определившие формирование личности человека. Определяется природа ценностных ориентаций и интересов. Специфика метода: знание и опыт человека, события его жизни выделяются из всех социальных контекстов и подвергаются внимательной оценке. Значение: занятия по методу биографической рефлексии помогают получить объяснение собственной культурной принадлежности и раскрыть механизм культурного самовосприятия.
2. Метод интерактивного моделирования ориентирован на сознательное воспроизведение регулярно возникающих различных индивидуальных и групповых ситуаций межкультурного общения.
Упрощенный мир интерактивных моделей позволяет участникам лучше, чем в реальной действительности, узнать и изучить способы и виды отношений в межкультурных контактах. Ценность метода:
1) облегчает начало процесса обучения, так как создает более естественную обстановку для знакомства учеников;
2) кооперирует и организует участников для совместной деятельности;
3) создает условия для развития более откровенных отношений участников друг к другу;
4) заставляет обращаться к прошлому опыту участников и через это оценивать практические ситуации общения в настоящем.
3. Метод ролевых игр характеризуется исполнением участниками ролей, которые воссоздают часто повторяющиеся ситуации межкультурного общения. Эти роли узнаются, смешиваются и изменяются при их воспроизведении и анализе. Основа метода: игровое переживание в ситуациях «как будто».
В таких случаях происходит восприятие скрытых правил и стандартов, которые лежат в основе норм и ценностей чужой культуры и которые отпечатываются в сознании участников обучения. Данный метод порождает игровое переживание, благодаря чему глубже познаются интересы взаимодействующих сторон, их формы поведения, развивается способность к восприятию норм и ценностей чужой культуры.
4. Метод самооценки целью ставит выделение определенных типов поведения при межкультурном общении и рассмотрение их под соответствующим углом зрения посредством общественных опросов, структурированных наблюдений и тестов, результаты которых становятся темами для аналитических дискуссий и обсуждений о типах межкультурного поведения и их результатах в межкультурном общении.
5. Метод симуляции заключается в искусственном создании конкретных ситуаций межкультурного общения и прогнозировании возможных вариантов и результатов исходя из различных точек зрения и аспектов. Симулятивные ситуации - это, как правило, обобщенный опыт межкультурного общения всех участников процесса межкультурного обучения.
Эти методы помогают сравнивать две или более культуры, акцентировать внимание как на общих трудностях процесса коммуникации, так и на частных случаях межкультурного общения.
Дайте характеристику каждому из методологических подходов к изучению межкультурного общения
Тема 6. Освоение культуры.