Индив. подбор методов обучения движениям с учетом уровня физ. подготовленности детей.

Выделяются группы детей с высокими и низкими показате­лями физической подготовленности.

Дети с высокими показателями физической подготовлен­ности отличаются быстротой и уверенностью действий, в слу­чае неудачи не отступают от цели, а прилагают максимум уси­лий для достижения намеченного результата, умеют самостоя­тельно принимать решения, находить целесообразный способ действий. При выполнении упражнений они проявляют актив­ность и самостоятельность, умение слушать педагога, выпол­нять его указания и поручения.

Дети с низкими показателями физической подготовленно­сти не прикладывают усилий для того, чтобы качественно вы­полнить физическое упражнение. В ситуациях, требующих ре­шительности, энергичных действий, они проявляют медлитель­ность, недостаточную уверенность, неспособность преодолеть чувство страха. Этим детям свойственно состояние угнетенно­сти в связи с неудачами, неумение подавлять в себе отдельные желания. Только в достаточно простой обстановке они обнару­живают определенную активность, которая по мере возникно­вения новых трудностей уступает место более привычным фор­мам поведения (пассивность, безразличие).

Индивидуально-дифференцированный подход с учетом фи­зической подготовленности детей предполагает индивидуаль­ный подбор методов обучения и широкое использование диф­ференцированных двигательных заданий. Так, задачи индиви­дуальной работы с дошкольниками, имеющими высокие пока­затели физической подготовленности, направлены на совер­шенствование и дальнейшее развитие их двигательных способ­ностей. Это может быть связано с выполнением знакомых упражнений в новых сочетаниях (бросок мяча в корзину + бег по узкому мостику), из необычной исходной позиции (бег из исходного положения лежа, сидя и т.п.), в новых условиях (встав у гимнастической скамейки, бросить мяч двумя руками, подлезть под скамейку, догнать мяч и др.). На физкультурном занятии таким детям упражнение можно демонстрировать в нормальном темпе, объяснение давать в сжатой форме, делая ссылки на уже известные элементы, использовать частичный показ упражнения, выполнение упражнения по схеме, рисунку. Эти задачи вплетаются в спектр привычных видов деятельно­сти ребенка и дают возможность каждому проявить свою инди­видуальность.

Дети с низкими показателями физической подготовленно­сти нуждаются в замедленном показе упражнений с указанием того, на какой элемент техники необходимо обратить особое внимание. Самые сложные упражнения им следует демонстри­ровать в различных плоскостях, многократно повторяя показ в процессе занятия. Важно подчеркнуть особенности наиболее сложных элементов движения, сделать указание о необходи­мости сохранения нужного положения тела при его выполне­нии. Замечено также, что упражнение лучше осваивается детьми, если его демонстрацию осуществляет ребенок, а педа­гог при этом разъясняет детали движения.

При подборе дифференцированных двигательных заданий для детей с низкими показателями физической подготовлен­ности особое внимание следует уделить технике основных ви­дов движений (прыжки, бег, лазанье, метание), для чего надо создавать условия для игр с движениями, проводить игры, во время которых все дети выполняют одинаковые упражнения с установкой на их качественное выполнение.

Эффективны специальные задания для обучения использо­ванию знаний в действиях, где каждый ребенок словами выра­жает все то, что выполняет практически. Это побуждает к пред­варительному обдумыванию действий, контролю над ним. В ре­зультате такого обучения меняется характер проявляемой ак­тивности дошкольников. У бывших пессимистов исчезает ско­ванность, появляется вера в свои силы, способности.

В преодолении негативного эмоционального состояния де­тей с низкими показателями физической подготовленности выделяют три этапа работы. На первом этапе поддержи­вается положительный эмоциональный тонус и стимулируется двигательная активность детей. Это достигается путем включе­ния их в игры с эмоционально ярким содержанием, поощре­ния малейших достижений при выполнении двигательных действий. На втором этапе обеспечиваются условия для «закаливания» в проявлении активности, решительности, сме­лости, чему способствует накопление положительного опыта общения со сверстниками в играх, в которых дети с низкими показателями физической подготовленности выступают ис­полнителями. На третьем этапе идет дальнейшее накоп­ление положительных эмоциональных переживаний через по­ложительную оценку педагогом достоинств ребенка («ловкий», «быстрый», «смелый», «решительный»).

Наши рекомендации