Физзанятие-основн.форма организованного обучения детей физ.упр., тренировки систем и функций организма. Многообразие форм проведения физ.занятия.
Физкультурное занятие — основная форма организованного обучения детей физическим упражнениям и тренировки систем и функций организма. Основными признаками занятия являются:
обязательность для всех детей (кроме временно освобожденных по состоянию здоровья); постоянный состав детей и их возрастная однородность; руководящая роль педагога, направленная на комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач; главенствующая роль в определении содержания других форм физ. воспитания.В физ. зан. различают 2 стороны; содержание и структуру. Сод. з. составляют: физические упражнения; деятельность детей по выполнению доступных им видов физ. упр; деятельность педагога, направленная на организацию вып. детьми физ. упр-ий. Стр. зан - взаимосвязанное и последовательное расположение во времени всех элементов сод-ия занятия. Физ. зан. принято делить на 3 части: подготовительную, основную и заключительную. Время, отводимое на отдельные части занятия, и их конкретное содержание зависят от многих факторов: возрастных и половых особенностей детей, конкретных задач занятия, специфики используемых упр., уровня подготовленности занимающихся. Решая свои частные задачи, каждая из частей занятия служит эффективному достижению конечного результата занятия в целом.Задачи 1ч — организация детей, создание благоприятного эмоционального состояния, концентрация внимания на предстоящих физических упр., а также постепенная функциональная подготовка организма к выполнению физ. нагрузки в основной части. Содержание 1 ч составляют упр, хорошо освоенные детьми на предыдущих этапах работы. В 2ч занятия решаются задачи физвоспитания в целом: гармоничное развитие всех мышечных групп, формирование двигательных умений и навыков, приобретение физкультурных знаний, развитие физических способностей, содействие личностному росту ребенка (фор. самосознания, эмоционально-волевой, мотивационно- потребностной сфер личности), закаливание организма ребенка. Первыми в основной части вып. о.р.у, затем следуют упр. в основных движениях (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание, упражнения в равновесии). Закан. 2ч п/и. Движения, которые дети выполняют в о.ч. занятия не должны повторяться в п/и. В зависимости от того, какие задания выполняют дошкольники, используется фронтальный, групповой или индивидуальный способ организации. Ф.с характеризуется выполнением одного и того же задания одновременно всеми детьми. Он обеспечивает высокую активность каждого ребенка.Г.с применяется при выполнении детьми различных заданий в небольших группах для углубленного разучивания и совершенствования навыков основных видов движений. Педагог большую часть времени находится с той группой детей, которая выполняет наиболее сложное или новое для них упражнение. Другая группа совершенствует навыки выполнения знакомого упр., поэтому работает самостоятельно и меньше контролируется педагогом. В зависимости от характера двигательных заданий движения в одной группе могут выполняться фронтально, в другой - поточно. И.с. организации предусматривает одновременное выполнение детьми персонального задания. Он используется тогда, когда ребенку нужна индивидуальная нагрузка или ему необходимо проявить смекалку, творческие способности и выполнить упражнение, придуманное им самим. Целесообразно смешанное использование в занятии различных способов организации детей. В з.ч занятия решаются задачи снижения возбуждения сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, восстановления пульса и дыхания ребенка, регулирования его эмоционального состояния. Это достигается с помощью дыхательных упр., различных вариантов ходьбы, малоподвижных игр. Эффективны в данной части занятия упр. на расслабление. Лучшим положением тела для этого процесса является горизонтальное, когда все функции снижены, конечности и позвоночник расслаблены, благодаря чему ребенок не затрачивает энергию для сохранения вертикального положения. Упр. на расслабление целесообразно предлагать детям в такой последовательности. Стоя на месте: потряхивание расслабленными кистями рук, всей рукой, обеими руками; поочередное потряхивание правой (левой) расслабленной ногой; повороты вправо (влево) с закручиванием корпуса и расслабленных рук у туловища; семенящий бег на месте. После этого дети выполняют упр., сидя или лежа на полу. Состояние расслабленности возникает быстрее, если дошкольники сидят или лежат на теплой основе (коврик). Ребенок ложится на спину, руки разводит в стороны- вниз, ноги находятся в полусогнутом состоянии, колени разведены в стороны, стопы ног сближены, носки развернуты. В этом положении ему предлагают сильно напрячься: выпрямить ноги, оттянуть носки, сжать кисти рук в кулаки, подбородок прижать к груди и смотреть на носки ног. После 3—4 с напряженной позы ребенок принимает позу расслабления. Занятие по физической культуре обычно проводится в первой половине дня. Время физкультурного занятия распределяется следующим образом: подготовительная часть — 3-5 мин, основная - 15—25, заключительная — 2—3 мин.Физ.зан. в д/у отличается многообразием форм проведения: учебно-тренировочного характера (смешанного типа), сюжетные, игровые, тематические, комплексные. учебно-тренировочного - решает задачи общей физической подготовки детей. Его основу составляют разнообразные средства и методы работы, создающие условия для овладения детьми конкретными двигательными действиями (строевыми и о.р.у., основными видами движений, подвижными играми). К учебно-тренировочным относятся также занятия с использованием тренировочных устройств, тренажеров и спортивных снарядов. Использование спортивных снарядов развивают силу, ловкость, выносливость.Сюжетное з строится по сюжету сказки, рассказа. Его цель- раскрыть ребенку моторные характеристики собственного тела, сформировать быстроту и легкость ориентировки в бесконечном пространстве двигательных образов, научить относиться к движению как к предмету игрового экспериментирования. В сюжетном занятии все двигательные действия объединены общим сюжетом, двигательный замысел реализуется спонтанно, без специальной подготовки. Дети дополняют, изменяют, преобразуют знакомые движения, создают новые композиции из усвоенных старых элементов.
Игровое з.- состоит из серии п/и, которые последовательно решают основные задачи занятия. В подг. ч. занятия планируется знакомая игра средней подвижности. Затем следуют 2—3 игры (знакомые или малознакомые), которые обеспечивают большую физическую нагрузку и соответствуют основной части занятия. Последней проводится игра малой подвижности. С ее помощью достигается снижение нагрузки и решаются задачи закл. ч. занятия.Тематическое - посвящено конкретному виду спортивных игр (баскетбол, футбол, бадминтон и др.) или спортивных упражнений (лыжная подготовка, плавание, катание на велосипеде, роликовых, обычных коньках). Оно проводится по типу учебно-тренировочного зан., но в структурные части тематического занятия вкл. подводящие и спец. упр, п/и, помогающие детям овладеть техническими элементами осваиваемых спортивных упр. и игр.Комплексное (интегрированное) з. вкл. дополнительные задачи из других разделов программы, решаемые посредством движений (комплексное занятие может проводиться по типу учебно-тренировочного).Когда позволяют погодные условия, физкультурные занятия проводятся на воздухе (на спортивной площадке, в лесопарке, сквере). Такие занятия имеют свою специфику: в их содержание включаются упражнения интенсивного характера (бег, прыжки, метание, лазанье); активно используются при выполнении упражнений естественные условия (ходьба по бревну, поваленному дереву, прыжки с кочки на кочку, метание шишек вдаль и в цель, висы на низких ветках деревьев и др.). Место занятия на воздухе в режиме дня в разные сезоны года различно. Летом занятие лучше проводить в начале первой прогулки, когда температура воздуха еще не достигла максимального значения. При высокой температуре воздуха воздействие физической нагрузки на сердечно-сосудистую и дыхательную системы значительно возрастает. В холодный период года занятие проводится в конце первой прогулки. Это снижает риск простудных заболеваний, после значительной физической нагрузки дети не остаются на воздухе.