Условия и методика обучен. дошкол. спортив. упр. (плавание).

Обучение плаванию предусмотрено програм­мой физического воспитания с младшей группы. Занятия про­водятся в крытых малоразмерных бассейнах с небольшими группами детей (9-10 человек).

t воды в бассейне поддерживается в пределах 27-29 °С, температура воздуха- 24-29 °С. Глубина воды - не более 80 см.В дошк. возрасте не ставится задача овладения ребен­ком прочной техникой плавания. Важно, чтобы он освоил ее элементы, на основе которых будет совершенствоваться навык плавания.

В мл. возр. главная зада­ча — приобщить ребенка к воде, научить без страха входить в нее, играть и плескаться. С этой целью детей приучают к про­стейшим передвижениям в воде: группой, держась за руки, по одному в разных направлениях. Ходьба, прыжки и бег в воде знакомят малышей с сопротивлением воды. Одновременно де­ти готовятся к погружению под воду: моют лицо, поливают го­лову водой, брызгают воду себе в лицо. Затем постепенно по­гружаются: до уровня подбородка, до уровня носа, глаз, потом с головой. Все упр. проводятся в игровой форме. Взрос­лый вместе с детьми все занятие находится в воде.

У детей пятого года жизни закр. навыки плавания, приобретенные в мл. возрасте. Новые задачи обучения - выполнение выдоха в воду, скольже­ние (на груди и на спине), движения ногами. Обучение выдоху в воду осущ. с помощью подводящих упр: сдуть с ладони ватные шарики, подуть на воздушный шарик, лежащий на воде. Внимание детей обращается на протяжный выдох. После этого они вып. полный выдох в воду: распола­гают губы на поверхности воды и дуют на нее, как на горячий чай; погружаются в воду до уровня глаз и делают выдох. На одном за­нятии выполняется 3-4 различных выдоха. Обучение скольже­нию осущ. следующим образом: дети вытягивают руки вперед, встают на носки, голову держат между рук. Оттолкнув­шись двумя ногами от дна, они скользят по воде, опустив голову в воду. Скольжение вып. на груди и на спине. Параллельно дети осваивают движения ногами: ложатся на воду, опираясь на прямые руки, и выпрямляют ноги. В этом положении плавно дви­гают ногами вверх-вниз. Затем это упр. вып. в про­движении на руках по дну. Дети приучаются также открывать гла­за в воде. Этому способствуют игровые задания, например сбор игрушек, разбросанных по дну бассейна.

В стар. возрасте совершен­ствуются навыки плавания, увелич. сила отталкивания и длительность скольжения по поверхности воды. Во время скольжения дети учатся совершать выдох в воду, поворачивать голову для вдоха направо и налево, приспосабливать дыхание к движениям. Постепенно к скольжению и выдоху в воду под­ключ. движения ногами вверх-вниз, а затем движения ру­ками. Ребенок попеременно вытягивает руки под водой вперед, а затем гребет ими по направлению к бедру. По мере овладения техникой плавания расстояние, проплываемое детьми, посте­пенно увеличивается. Полученные навыки плавательных дви­жений закрепл. в п/и.

37. Условия иметодика обучен. дошкол. спортивным упр.(ходьба на лыжах).

На спорт. площадке или в ле­сопарке как мл., так и ст. дети овладевают основны­ми способами ходьбы на лыжах, преодолевают подъемы и спус­ки, учатся делать повороты, тормозить. В начале обучения пе­редвижению на лыжах ребенок осваивает ступающий шаг: учится ходить на лыжах с поочередным приподниманием нос­ков лыж, прижимая задний конец лыжи к снегу. Постепенно дети обучаются ходьбе на лыжах скользящим шагом - поочередное отталкивание левой и правой ногой. Ступ. и скол. шаги вып. без лыжных палок. Несвоевременное ис­п. лыжных палок затрудняет передвижение, может привести к травмам. В ст. возрасте осваива­ется попеременный двухшажный ход. Он состоит из двух скользящих шагов и толчка на каждый из них разноименными ногой и рукой с палкой.Параллельно со скольжением дети вып. повороты на лыжах на месте и в движении. Повороты на месте могут произ­водиться вокруг пяток и вокруг носков лыж. Поворот вокруг пяток лыж выполняется следующим образом: ребенок припод­нимает над снегом носок одной лыжи, отводит ее в сторону приблизительно на 25—30 см и ставит на снег, потом приподни­мает носок второй лыжи и ставит рядом с первой. При поворо­те вокруг носков лыж к снегу прижимаются не пятки, а носки лыж, пятки же лыж, наоборот, приподнимаются и отводятся в сторону. В ст. возрасте дети осваивают по­ворот переступанием в движении: предварительно переносят тяжесть тела на ногу, противоположную стороне поворота. За­тем приподнимают вторую ногу и, резко отталкиваясь опорной ногой, ставят лыжу в новое положение, перенося на нее тя­жесть тела и приставляя вторую ногу.В лесопарке или на спорт. площадке, где взрослые по­строили из снега горку, дети учатся вып. подъем на горку и спуск с нее. На крутые горки поднимаются приставным ша­гом в боковом повороте к склону. Этот способ подъема называ­ется «лесенка» При подъеме на горку в прямом на­правлении применяется способ «елочка». Он производится с широким разведением носков лыж в стороны. Пятки лыж при шаге переносятся одна через другую, а лыжи ставятся на снег внутренними ребрами. Для восхождения на горку наискось используют способ подъема «полуелочка». Он вып. ступающим шагом: од­на лыжа, находящаяся по склону выше, ставится прямо, а дру­гая (нижняя) — с разворотом носка поперек склона, под углом к верхней лыже. Обе лыжи, особенно нижняя, опираются на ребро.Одновременно дети осваивают спуск с горки. Это наиболее эмоциональная часть занятия. Спуск вып. в основной, низкой и высокой стойках. Спускаясь в основной стойке, ребе­нок расставляет лыжи примерно на ширину ступни, слегка сги­бает ноги (полуприседает) и наклоняет туловище вперед, не на­прягая его. Руки свободно согнуты в локтях, опущены вниз. На­до объяснить детям, что спуск на широко расставленных ногах затрудняет управление лыжами, нарушает равновесие. Низкая стойка применяется на длинном склоне для увеличения скоро­сти спуска. Ребенок приседает, немного наклоняясь вперед, но­ги ставит на всю ступню. Для замедления скорости движения используется высокая стойка. Лыжник почти полностью вы­прямляется, оставляя ноги слегка согнутыми в коленях.На невысоких склонах детям показывают и простейшие способы торможения — «плугом» и «полуплугом». Для торможе­ния «плугом» пятки лыж раздвигаются, носки сводятся вместе, лыжи ставятся на внутренние ребра. Для торможения «полуплугом» пят­ка одной лыжи отставляется в сторону, а другая лыжа скользит в прежнем направ­лении. Постепенно ребенок ставит отве­денную лыжу на ребро и упирается ею в снег. Как правило, отводится лыжа, рас­положенная ниже по склону.Зан. по обучению детей ходьбе на лыжах проводится на тер. д/с во время первой прогулки. Допус­тимая температура воздуха:10—12°С.В зан. участвует небольшая подгруп­па детей (10-12 человек). Выезды за пре­делы д/с (в лесопарк) проводятся только со ст. дошк.Физ. занятие на лыжах имеет учебно-тренировочный хар-ер и состоит из 3 ч: вводной, основной и закл. Цель вв. ч. - «разогревание» орга­низма. Дети выполняют несколько упр. или соверша­ют пробежку без лыж. В осн. ч. они овладевают эл-ами техники передвижения на лыжах. Сюда же входит выполнение спусков и подъемов на склоны. Закл. ч. Зан. снижает физ. нагрузку, полученную ре­бенком в основной части. Ее сод-ем может быть спо­койная ходьба без лыж или приведение в порядок спортивно­го костюма и лыж.

Мл. дети при ходьбе на лыжах овладевают дина­мическим равновесием, учатся выполнять ступающий и сколь­зящий шаг, повороты на месте. Детям этого возраста еще труд­но идти по одной лыжне, поэтому все упр. они вып. при ходьбе параллельно друг другу на своей игровой пло­щадке.

Дети ср.гр. учатся ходить на лыжах скол. шагом, делать повороты на месте переступанием вправо и влево вокруг пяток лыж, подниматься на горку «лесенкой», спускаться с горки в низкой стойке.

Ст. дети одновременно со скол. шагом обучаются вып. поперем. двухшажного хода, по­воротам на лыжах в движении, подъему на склоны «лесенкой»,

«елочкой» и «полуелочкой», спускам с горки в различных стой­ках, навыкам торможения «плугом» и «полуплугом». Основной упор делается на обучение детей ходьбе на лыжах с палками. В этом возрасте дети могут пройти по лыжне со средней ско­ростью 600—700 м, а в спокойном темпе — до 2 км.

Наши рекомендации