Основы безопасности при выполн. детьми физ.упр. правила техники безопасн. в спорт зале и на спорт. площадке.
Во избежание тра-зма на зан. физ. упр. необходимо:
продумать организацию и методику проведения физ. зан; соблюдать сан-но-гиги-кое состояние мест зан; пользоваться только исправным обор. и инвентарем;следить за соответствием одежды и обуви условиям зан. и выполняемым упр; постепенно повышать физ. нагрузку; учитывать инд. особенности и воз-сти детей; не позволять детям самовольно переносить тяжелое обор.Страховка детей и помощь им при вып. физ. упр. позволяют не только успешно решать задачи овладения техникой движений, но и избегать травм.Под страховкой понимается готовность педагога своевременно оказать помощь исполнителю упр. в случае неудачной попытки. Для этого необходимо:знать технику физ. упр. и понимать особенности его структуры; правильно выбирать место распол. страхующего в соответствии с наиболее трудными и опасными элементами упр; не осуществлять страховку, стоя на каком-либо предмете;обязательно применять страховку на начальных этапах освоения упр.Помощь в отличие от страховки предусматривает поддержку, подталкивание, «проводку» реб. по траектории исполняемого движения. При самостоят. Вып. детьми упр. решающее значение приобретает самостраховка. К приемам сам-ки относится умение реб. вовремя прекратить вып. упр. или видоизменить его так, чтобы избежать получения травмы. Особенно большое значение сам-ка имеет при вып. акроб. упр.В спортзале и на спорт. площадке необходимо соблюдать правила техники безопасности. Физкультурный зал должен быть достаточно просторным, светлым, хорошо проветриваемым. Температура воздуха должна находиться в пределах 17—18 °С, относительная влажность — 40—55%. Для обеспечения этих параметров рекомендуется проводить занятие при открытой фрамуге, в перерывах между занятиями осуществлять сквозное проветривание (длительностью до 5 мин). Для осуществления контроля за воздушным режимом на внутренней стене физ. зала на высоте 1 м от пола следует повесить термометр. Освещенность физ. зала должна соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормам (200 лк на уровне 0,5 м от пола). Осветительная аппаратура должна обеспечивать равномерный рассеянный свет. Все розетки и электровыключатели должны быть закрыты, плафоны электроосвещения и окна - зарешечены. Цветовое оформление физ. зала не должно быть слишком ярким (это может стать причиной перевозбуждения детей). Пол спортивного зала должен быть ровным, упругим, хорошо покрашенным, что позволяет быстро и качественно производить влажную уборку. К началу занятия пол должен быть обязательно сухим. Уборка спортивного зала проводится влажным способом перед каждым занятием. В физ. зале размещается крупное оборудование (гим. стенка, канаты, шесты, гимн. скамейки, доски, лестницы с зацепами, бумы, тренажеры) и мелкий инвентарь (мячи разного диаметра, мешочки с песком, обручи, скакалки, гимнастические палки, булавы и т.п.). Обор. должно быть расположено так, чтобы дети могли свободно подойти к нему. При вып. упр. на спортивном оборудовании полы под ними должны быть покрыты гимнастическими матами, уложенными с плотной стыковкой. Чтобы избежать расплющивания у ребенка стопы при спр-нии с высоты, в целях улучшения амортизации на пол следует класть два поролоновых мата толщиной 10 см каждый, а детям необходима поддержка взрослого. Обор. и инвентарь должны быть проверены и приведены в безопасное и приемлемое в санитарно-гигиеническом отношении состояние. Обор. отдельных видов, а также мелкий инвентарь, должны храниться кроме физ. зала в специально отведенном для этого помещении.К оборудованию, которым пользуются дети, предъявляются следующие требования:все оборудование должно быть надежно закреплено, а пособия и предметы установлены и размещены с учетом их полной безоп. и устойчивости, искл. возм-сть паден.; размеры обор. должны соответствовать антропометрическим показателям ребенка (длина тела в положении стоя, сидя, длина ног, рук, объем грудной клетки);на зан. исп. только исправное и безопасное обор; должно иметь место достаточное кол-во разно-ного обор. и инвентаря для всех детей гр. (подгр);зап-тся испол. обор. и инвентаря, предназначенного для взрослых.Для физ. зан. на территории д/с должна быть оборудована физкультурная площадка. Размеры и форма ее определяются территориальными возможностями д/у. Площадка может иметь форму квадрата или прямоугольника. Почва должна быть ровной и утрамбованной, кустарник, который ограждает площадку,-аккуратно подстрижен. Покрытие на физкультурной площадке может быть травяное или почвенное. Нельзя размечать площадки канавками, устраивать на них деревянные или кирпичные бровки. Не менее чем на 2 м вокруг площадок не должно быть столбов, заборов, деревьев, которые могут оказаться причиной травм. Беговые дорожки должны иметь ровное покрытие без бугров и впадин. За линией финиша дорожка должна продолжаться не менее чем на 5-8 м. Прыжковую яму необходимо заполнить взрыхленным песком на глубину не менее 40 см. Обор. размещается на физ. площадке по ее периметру. Это могут быть: вертикальная лестница, размещенная в виде одной линии или устроенная в виде вышки с площадкой наверху; бревна со стесанным верхом; заборчик с вертикальными перекладинами; лотки для скатывания мячей, ворота для подлезания; шведская стенка высотой 100, 130, 250 см, отбойная стенка для упражнений с мячами; сплошная стенка для лазанья и перелезания; горизонтальное и наклонное бревна; цели для метания; мостик-качалка; перекладина (низкая — высотой 80 см, средняя — 100, высокая — 150 см); дугообразный рукоход; разновысокий бум; качающийся балансир. По краю площадки располагают яму с песком для прыжков, бег. дорожку (почвенную или резинобитумную) протяженностью до 40 м, полосу препятствий. Асфальтированная дорожка, которая окружает здание детского сада, служит дистанцией для езды на велосипеде. Длина дистанции - 25 м. Мелкий инвентарь для под. и спорт. игр выносится на участок по мере необходимости. При окрашивании обор. на физ. площадке в различные цвета следует исходить прежде всего из функциональных соображений, а не эстетических. Повышенного внимания детей можно достичь, используя оборудование традиционных цветов, к которым относятся желтый, оранжевый, красный, зеленый, синий.
.
30.Значение п/и для психич.и физич. развития детей. Теория создания п/и.
Подвижная игра — это эмоционально окрашенная, сознательная, активная деятельность детей, характеризующаяся решением двигательных задач и вып. игр. правил. В д/у п/и - незаменимое средство физ. восп. От игры дети получают удовольствие, испытывают «мышечную радость». Эмоциональный фон игры позволяет добиваться высокой двигательной активности. Это способствует приобретению и совершенствованию разнообразных двигательных навыков, повышает тренированность участников, + сказывается на кач. и колич. сторонах двигательной деятельности. Подвижные игры активизируют функциональное развитие органов и систем организма, стимулируют совершенствование функций различных анализаторов, нервных процессов, содействуют сохранению баланса процессов возбуждения и торможения. В п/и заложены большие возможности личностного развития ребенка. При целенаправленном педагогическом воздействии п/и наряду с восп. двигательных способностей, стимулируют развитие способности к самовыражению, самостоятельности, творчеству, самоутверждению. Совместная игровая деятельность придает первоначальное направление ценностным ориентациям, котор. часто оказываются устойчивыми в дальнейшей жизни и нередко предопределяют общую направленность личности.
Возникновение игр подвижного характера, как и игр вообще, уходит корнями в далекое прошлое. Исторически у каждого народа накапливались свои национальные игры. Они вовлекали в активную двигательную деятельность целые группы играющих, проводились, как правило, на улице, благодаря чему становились важным средством оздоровления. Постепенное развитие педагогической мысли позволяло осуществлять отбор из числа народных игр наиболее целесообразных в воспитательном отношении. Научно обоснованные взгляды на использование подвижных игр в педагогическом процессе изложены в системе физического образования П.Ф. Лесгафта. Он раскрыл физиологическое и психологическое значение игр, их роль в обеспечении сознательных действий, развитии умений управлять движениями. Игры ученый рассматривал как упражнения, посредством которых ребенок готовится к жизни.
31. Классификац. п/и . Особенности п\и , комплексное использов сюжетных и бессюжетн.п/и в работе с детьми.
П/игры чрезвычайно богаты и разнообразны по содержанию. Разнообразие п/ игр с давних пор приводило исследователей к необходимости группировать их, классифицировать. Классификация игр осуществлялась по разным параметрам:
• по принципу организации детей — игры одиночные и командные;
• возрастному принципу — для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста;
• видам движений — игры с бегом, прыжками, равновесием, метанием, лазаньем;
• двигательным способностям — развивающие скоростносиловые способности, быстроту, выносливость, ловкость;
• степени интенсивности движений - большой, средней и малой подвижности;
• особенностям содержания — подвижные игры с правилами, сюжетные и бессюжетные; элементы спортивных игр (баскетбола, футбола, хоккея, бадминтона и т.д.).
Наиболее значимой для развития моторики ребенка является классификация, в основу которой положены особенности содержания п/игр. П/игры с правилами (сюжетные и бессюжетные) широко распространены в практике детских садов. Характерным для этого вида игр является то, что они строятся на основании опыта детей, их знаний об окружающей жизни. Базой для развертывания сюжета являются знакомые образы (зайчики, лисички, птички и т.п.), эпизоды из жизни людей, явлений природы. Ребенок подражает им в игре. Бессюжетные игры содержат двигательно-игровые задания, не связанные с разыгрыванием сюжета, в них отсутствуют игровые действия. Каждый ребенок выполняет конкретное двигательное задание, требующее самостоятельности, быстроты, ловкости. Комплексное использование сюжетных и бессюжетных п/ игр предусматривает умелое руководство ими. При организации п/игры особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, его педагогическое предвидение. Вызывая у ребенка интерес к игре, педагог должен замечать и выделять существенные факторы в развитии детей, реальные изменения в знаниях, умениях, навыках. Большое внимание уделяется правильному выбору игры; учитывается время и место ее проведения, количество играющих, имеющийся у них двигательный опыт. Педагогическая наблюдательность позволяет педагогу выбирать нужные методы руководства игрой, корректировки двигательного поведения детей.