Задачи и методика обучения детей разных возрастных групп выполнению общеразвивающих упр.(О.Р.У)
Общеразвивающие упражнения направленно воздействуют как на организм в целом, так и на отдельные группы мышц и суставов. Они способствуют оздоровлению организма, формированию правильной осанки, укреплению опорно-двигательно- го аппарата, улучшению дыхания. С помощью таких упражнений развиваются двигательные способности, нервно-мышечный аппарат готовится к выполнению более сложных движений.
В мл. возр. в процессе использования о.р.упр. необходимо учить детей:
• начинать и заканчивать упр. одновременно с другими детьми;правильно выполнять упр. в общем виде;соблюдать основное направление движения отдельных частей тела;знать и уметь принимать разные и. п. для вып. упр. (стоя, сидя, лежа на спине).
Для малышей подбираются простые упр, состоящие из 2 частей (присели — встали, подняли руки - опустили), большинство упр. - для мышц рук, плечевого пояса и туловища. Они выполняются из и. п. стоя, сидя или лежа на спине. Амплитуда движений ограничена. В связи с неустойчивостью реб. повороты в сторону вып. из положения сидя.Упр. для рук и плечевого пояса могут иметь такое содержание: поднимать руки вперед, вверх, сгибать и разгибать руки; скрещивать руки перед грудью и разводить их в стороны; отводить руки за спину; хлопать в ладоши перед собой, над головой; размахивать руками вперед-назад, вверх-вниз; махать руками над головой, перед собой.Для туловища предлагаются следующие упр: из положения сидя — поворачиваться влево-вправо; наклоняться вперед; поднимать и опускать ноги; из положения стоя на коленях — садиться на пятки и подниматься.
Большинство о.р.у. выполняется с мелкими предметами и игрушками (разноцветными платочками, флажками, кубиками, погремушками, палочками). Они требуют значительного мышечного напряжения, точнее выполняются малышами. Количество предметов должно соответствовать числу детей. Предметы и игрушки предварительно раскладываются на стульях или гимн. скамейке, и дети по указанию восп. самостоятельно берут их, а затем аккуратно кладут на прежнее место. Малышам вполне доступны имитационные упр, которые используются как общеразвивающие («помашем руками, как птички машут крыльями», «попрыгаем, как зайчики»). Подражательные упр заинтересовывают ребенка, помогают лучше справиться с заданием. Педагог показывает и объясняет упражнение детям, а затем 5—6 раз выполняет его вместе с малышами. Показ упр дается зеркально. Объяснение должно быть целостным. По ходу выполнения упр восп дает указания, которые развивают у детей чувство ритма и темпа, помогают одновременно всем детям начинать и заканчивать упр. Подсчет упр. в этой группе не дается.
В ср.возр.
• правильно называть и выполнять о.р.у. , связанные с работой крупных групп мышц;принимать различные и. п. и добиваться их четкости;знать и сохранять положение отдельных частей тела (не сгибать колени при наклонах, держать спину прямо во время приседания и т.п.);начинать и заканчивать упр. по сигналу, указанию восп; знать несколько простых упр и уметь выполнять их самостоятельно. Упр.состоят из 4 частей (руки в стороны, вверх, в стороны, вниз). Возрастают требования к качеству вып. упр: дети д. уметь располагать стопы параллельно, стоять подтянуто, голову держать прямо, руки выпрямлять вдоль туловища, при приседаниях следить, чтобы голова и туловище не наклонялись вперед. И. п. становятся разнообразнее: применяются положения сидя, лежа на спине, на животе. По-прежнему основное внимание уделяется упр. для мышц рук, плечевого пояса и туловища. Увел. кол-во упр. с различными предметами (мячами, обручами, палками, ленточками). Вып. упр. становится более четким, поэтому вводится счет. Имитационные и образные упражнения по-прежнему имеют место, однако они более сложные по структуре. Новое упр. воспитатель сначала называет, а затем объясняет и показывает, как правильно его выполнять. Показ должен быть технически грамотным, ритмичным. При этом важно обозначить словами направление отдельных частей тела. Необходимо контролировать у детей четкость и. п., напоминать, что упр надо начинать и заканчивать одновременно всем. Знакомое упр. педагог предлагает выполнить только по его названию или показу начальной части, заканчивает упр. ребенок по собственному представлению. Можно предложить кому-либо из детей объяснить последовательность выполнения упр. Каждое упр.выполняется 8—10 раз.
В ст. гр. Необходимо учить детей:четко принимать различные и. п; выполнять упр. с большой амплитудой движений; знать и правильно вып. технические элементы упр; выдерживать заданный ритм движения;
• уметь перестраивать упр. по образцу или словесному указанию педагога, вып. его в разных вариантах.
.При обучении о.р.у основное внимание обращается на воспитание у дошкольников осознанного их восприятия и выполнения. С этой целью детям предлагается описать порядок выполнения упр, самостоятельно найти и исправить ошибки в технике, увидеть различия и сходство в выполнении упражнения двумя детьми. Большинство упр выполняется только по объяснению воспитателя и не сопровождается показом. Новое упр и в этой группе требует четкого показа и объяснения. Однако отдельные части упр могут только называться, а не объясняться. Четкости вып. способствует счет и темп музыкального сопровождения. Используются команды («Приготовиться, начинай!» и др.). Каждое упр. повторяется 10— 12 раз.