Упраж. Детей в ползании по полу, по доске, гимнаст.скамейке
Ползание - это движение по плоскости.
Ползание - привычный для детей способ перемещения в пространстве, к которому они прибегают естественно, когда играют с игрушками на полу, или сознательно, когда изображают животных в сюжетно-ролевых играх. Обучение ползанию - это, по сути дела, корректировка привычных движений с целью научить детей более рациональными способами использовать их в зависимости от ситуации.
При ползании в положении стоя на четвереньках дети должны опираться на всю ладонь, пальцы — широко расставлены и направлены вперед. В таком положении нагрузка распределяется равномерно на все части ладошки, которая, как известно, еще продолжает формироваться."Станьте на коленочки..." - говорят детям. Для воспитателя это означает, что вся голень, от колена до носка, должна лежать на поду. Если кто-то из детей упирается носком в пол, надо подойти к нему, прикоснуться, прижать подъем ноги к полу, дать ребенку почувствовать удобное положение. Для того чтобы мышцы спины находились в рабочем состоянии, детям советуют поднять голову и смотреть вперед - на игрушки, к которым они ползут, поверх скамейки, через которую предстоит перелезть, и другие привлекательные ориентиры на финише. Во время перемещения ноги нужно подтягивать, а не шагать на коленочках, что и делают малыши, торопясь скорее взять игрушку. Поэтому на первых порах надо организовать ползание по ковру, по дорожке из плотной текстильной ткани. Ползание на четвереньках, в опоре на предплечья, по-медвежьи, лежа на животе или спине, сидя на голенях можно выполнять и на уменьшенной и на повышенной опоре, например на скамейке. Во всех этих вариантах надо следить за тем, чтобы дети держались за скамейку хватом - большой палец должен лежать на поверхности скамейки, а другие - снизу. Это необходимая мера безопасности: ведь дети смотрят вперед, подняв голову. Все упражнения в ползании заканчиваются заданиями выпрямляющего характера (поднять руки вверх, сделать хлопок над головой и др.).
Можно организовать ползание подгруппами. Например, когда первая подгруппа достигает противоположной стены, вторая подгруппа приступает к выполнению этого действия, а ребята из первой подгруппы возвращаются на исходную позицию легким бегом, прыжками на одной или двух ногах, приставными шагами прямо или боком, танцевальным шагом и др.
Ползание можно выполнять и поточно: друг за другом по кругу или линейно, четверка за четверкой (пятерка, шестерка). По кругу можно расставить разные препятствия, которые дети преодолевают по-разному в зависимости от высоты - на предплечьях, лежа на животе, спине, боку.
№ 22 Обучение детей лазанью по гимн. Стенке чередующимся шагом, одноименным и разноименным способом.
Лазание связано с испол. предметов: в условиях физ. зала - это гим. стенка, разные лестницы, (установленные вертикально, горизонтально, наклонно), шест, канат; в естественных условиях - деревья, склон овражка, канавка, пригорок и др.
В соответствии с двигательной задачей подбирается способ движения. Для лазания по гим. стенке - приставной шаг, переменный шаг и его разновидности (разноименный и одноименный способы).
Не всегда для обучения этим нужным и полезным действиям воспитатель может использовать непосредственный показ, так как оборудование, за исключением стандартной гимнастической стенки, рассчитано на детей. Упражнение зачастую показывает подготовленный ребенок, действия которого комментирует воспитатель. Часто, особенно в начале обучения, используется поэтапное объяснение: воспитатель называет действие, дети (небольшая подгруппа) воспроизводят его, взрослый при необходимости тут же исправляет. Затем выполняется следующее действие.
В начале обучения в младшей группе надо дать возможность детям влезать на пособия и спускаться произвольно, как кто хочет. Необходимо обеспечить страховку: ограничить высоту, подложить маты. Дети должны упражняться в лазании обязательно в присутствии питателя.
Обучение следует начинать индивидуально в удобное время вне занятий (на прогулке, утром).
Общие правила: при лазании вверх первое действие выполняется руками, а затем уже ногами; при спуске - наоборот, ребенок должен смотреть на руки, ноги повторяют движения рук; держаться за рейку следует хватом - большой палец - снизу; ногу ставать на рейку дети должны серединой ступни, а не на носок.
Самый простой способ лазанья- приставной шаг. (с мл. гр). Дети ср. гр. начин. осваивать перемен.(чередующийся шаг) «возмитесь 1 рукой за реечку напротив глаз, а 2 – за следующую повыше». При спуске «Надо начинать спускаться с ноги, которая стоит повыше, потом опустить руку, которая выше..»
По мере того как дети освоят переменный шаг, их начинают учить ритмичным согласованным действиям –одноименному и разноименному способам. (стар. гр.)О.сп –«Возмитесь прав. рук. за реечку, которая выше той, на которую смотрят глазки.. Поставьте правую ногу на нижн. рейку. А теперь сразу пост. на следующ. рейки левую руку и левую ногу…» Р.сп.-осваив аналогич.: в качестве 1-го действия на рейку став. одна рука и разноим. нога..
№ 23. Упражнения в равновесии. Формирование статического и динамического равновесия(Р) у детей
Одним из важн. для дошк. показ. моторной зрелости, его готовности к освоению новых более сложных движений является равновесие - способность сохранять устойчивость во время движения и в статическое положении. Р зависит от сост. вестиб. аппарата, функциональной активности орг-ма в целом, двигательного опыта.
Необходимость спец. упр., направленных на разв-е устойчивости, для дошк. очевидна. Наибольший эффект в этом плане дают дв-ия, выполняемые на уменьшенной и повышенной опоре: ходьба и бег по узенькой дорожке, на 1 ноге, остановка по сигналу во время кружения, приземление в прыжке в точно обозначенное место, ползание по скамейке, ходьба на лыжах, езда на вел. Всякое движение, выполняемое на ограниченной площади, требует значительных физ. и волевых усилий и формир. специфические мышечные ощущ. Различают упр. статического(С) и динамического(Д) хар-ра.
С рав. - это стойки на носках, на одной ноге, на носке одной ноги. Дети осваивают их в игровых заданиях, типе "Кто дольше простоит" (цапля, аист, ласточка, стойкий оловянный солдатик и др.), а также в общеразв. упр: приседание на носках, поочередные махи ногами, потягивание с подниманием на носки и др.Д упр. представляют собой целенаправленные двигательные задания с установкой на конкретный результат; пройти (пробежать, проскакать, протанцевать) по скамейке я спрыгнуть (сойти) в конце; пройти по скамейке, перешагивая через предметы; пройти по скамейке с предметом в руке; с мешочком на голове; пройти по снегу след в след; попасть в цель снежком, стоя на снежном валу (скамейке) и др.Сложность упр. зависит главным обр. от высоты и ширины опоры, а также от способа движения. Малыши перемещаются по шир. и низкой доске или скамейке. Но идут обычным шагом. Старшие же по такой скамейке могут бежать, скакать, танцевать. А обычным шагом старшим предлагают пройти по брусу перевернутой скамейки (ширина 10 см).Т.о., варьировать двигательные задания можно бесконечно.Сложность заданий возрастает, если движение осущ. по наклонной плоскости - по приподнятой одним концом доске, по приставленной к гимнастической стенке скамейке, по скату деревянной горки, по склону холма или овражка.Интересно сочетание в одном задании Д и С равновесия: дойти до середины скамейки (бревна) на носках (приставным шагом -пятка к носку, боковым приставным, переменным танцевальным) стать, выпрямить ногу вперед (в сторону, назад), наклониться, присесть, повернуться на 360°, потянуться вверх (хлопнуть в ладоши над головой), дойти до конца и спрыгнуть вперед (в сторону, спиной вперед, с поворотом полете).Усложнять задание можно, варьируя положение на пояс, к плечам, в стороны, за спину, за голову, вверх.Любое упр. на повышенной опоре при соответствующем контроле и помощи со стороны восп. способствует формированию правильной осанки, и тому, что заставляет ребенка следить за положением тела. На форм. правильной осанки направлены упражнения с использованием мешочка с песком на голове.Меш. фиксирует правильное положение тела в подготовительный момент. На голову малыша воспитатель сам должен пол. мешочек. Методика рук-ва упр. в равн. должна учитывать подготовленность детей и стимулировать возможно большую их самостоятельность.В мл. гр. упр. носят игровой хар-ер. Например, восп. говорит: "Пойдем по дорожке к кукле в гости; через лужицы шагай, выше ножки поднимай; покатаем кукол с горки» (дети поднимаются на горку с куклами в руках и съезжают вниз по скату) В ср. гр. упражнения усложняются не только количественно (уже дорожка, круче горка), но меняются способы выполнения заданий, а также их объем: для выполнения одного задания можно использовать разные способы действий, чередуя их. Например, до середины скамейки дети идут на носках, а дальше - обычным шагом; до середины доски - приставным шагом пятка к носку, а дальше - прыжками на двух ногах или бегом; до середины скамейки дети идут приставным шагом вправо, затем поворачиваются на 180° и продолжают движение влево.В ст.гр. большое внимание уделяется развитию двигательной инициативы и самостоятельности детей. В соответствии с этой задачей происходит количественное и качественное усложнение упражнений в равновесии. Задание может быть следующим: "...До середины скамейки будете идти на носках, а дальше - кто как хочет...", "...По скамейке будем передвигаться по-разному - не повторяйте движение, которое кто-то уже сделал..."Кроме традиционных передвижений по скамейкам и дорожкам нужно чаще использовать технически интересные движения врассыпную - кружения в сочетании с ходьбой и бегом и остановкой по сигналу на двух и на одной ноге, в том числе с закрытыми глазами; ходьбу, бег, прыжки спиной вперед в сторону глухой стены, в том числе и с закрытыми глазами.Р совер. не только ср-ми гимнастики. Огромные возможности для развития этого качества заложены в спорт. упр. (велосипед, лыжи, санки, скольжение по ледяным дорожкам и др.). Важна грамотная организация детей, особенно в заданиях, характеризующихся длительностью действия. Движение детей по дорожкам и скамейкам должно быть поточным. Перемещения на большой площади (кружение и др.) выполняются одновременно.