Связь теории и методики физ воспит.с другими науками.

Английский философ и педагог Дж. Локк - в его пе­дагогической системе сочетались три аспекта: физическое вос­питание, воспитание души (нравственное воспитание) и обра­зование, т.е. такое состояние, которое может быть выражено формулой «Здоровый дух в здоровом теле». Связь теории и методики физ воспит.с другими науками. - student2.ru Швейцарский педагог, основоположник теории научного обучения Г Песталоцци рассматривал физ. восп. в теснейшей связи с трудовым и нравственным. Он предлагал создать систему последовательно выполняемых упр, которая не только разовьет ребенка в физическом отношении, но и подготовит его к жизни, сформирует трудовые навыки, даст возможность проявить нравственные качества, волю, вы­держку, самообладание. П.Ф. Лесгафт. По его мнению, воспитание должно осуществлять формирование нравствен­ных качеств человека и его воли, а образование -поступатель­ное умственное, эстетическое и физическое развитие. Между умственным и физическим развитием существует тесная связь, и всякое одностороннее развитие непременно разрушит гармо­нию в образовании.В.А.Сухомлинский физ.культуру относил не только к культуре тела и здо­ровья человека, но и к таким сложным сферам личности, как моральные и эстетические критерии, оценка окружающего ми­ра, самооценка.Тесная взаимосвязь физических и психических функций ребенка объясняется тем, что развитие любого двига­тельного качества связано, с одной стороны, с совершенствова­нием психической деятельности (улучшение внимания, вос­приятия, памяти, мышления, без которых невозможна практи­ческая деятельность), а с другой — развитием центральных нервных механизмов, среди которых главную роль играет со­зревание коркового отдела двигательного анализатора и фор­мирование его связей с иными отделами мозга. Г. Доман- считал, что чем раньше ребенок начинает развиваться физически, тем быстрее развивается его мозг, что, в свою очередь, способству­ет гармоническому совершенствованию ребенка как личности.В.Запорожец.- выделил макроструктуру двигательной де­ятельности и рассматривал предметное содержание двигатель­ной деятельности («схему движения»), условия, в которых скрыты средства ее осуществления, цели, мотив и результат. Эффективность движений ребенка во многом зависит от особенностей поставленной двигательной задачи. Одни и те же компоненты деятельности могут занимать разные места в раз­личных условиях реализации движений. То, что в одних услови­ях может быть целью задачи, в других может стать средством и этим изменить структурный состав деятельности. В исследовании А.С. Дворкина и Ю.К. Чер­нышенко мышление, внимание, память, воображение, воспри­ятие развивались с помощью физических упражнений и игр. Исследование Н.Т. Тереховой доказало положительное вли­яние активной двигательной деятельности на умственную ра­ботоспособность дошкольников Малые физ. нагрузки не оказывают сущ-ного влияния на повыш. работоспособности ребенка, а большие дают даже отрицатель­ный эффект. На занятиях с различной умственной нагрузкой необходимы разные формы активного отдыха: двигательные игровые компоненты, подвижные игры, физкультминутки.И.В. Стародубцевой и Е.А. Коротковой. Проведенное исследование показало, что средства физ. восп. содержат неограниченные возможности для раз­вития психических функций ребенка, что обосновывает целе­сообразность их использования для решения задач умственно­го развития.Следовательно, включение в образовательный процесс игр и упражнений для развития познавательных процессов не толь­ко содействует психическому развитию ребенка, но и перестра­ивает саму моторику, обеспечивая быстрое, осмысленное запо­минание двигательных действий.В исследовании Т.С. Блощициной представлена система подвижных игр и упр, выполнение которых ставит ре­б перед необходимостью вступить в контакт со сверстни­ком. Фор-ие дружеских взаимоотношений проходит под влиянием правил совместной игровой дея-ти, способов взаимодействия при решении двигательных задач. Все это обеспечивает высокий развивающий эффект в нравственном совершенствовании детей.О.В. Козырева разработала игровую программу «Друзья Спартиашки» для формирования социального поведения до­школьников. В соревновательные игры детей включен подражательный образ - Спартиашка. Этот образ помогает детям освоить социально­культурные нормы и правила поведения.Особый научный интерес вызвала у ученых проблема разви­тия волевых качеств личности и произвольности поведения ре­бенка в процессе двигательной деятельности. В исследовании Е.А Сагайдачной. выполнение движений любых видов, вклю­ченных в программу по физической культуре в детском саду, - гимнастических, общеразвивающих, основных подвижных и спортивных игр — затрудняется их объемом, сложностью, ин­тенсивностью и продолжи-тью.Благоприятные условия для формирования опыта самосто­ятельного вып. движений раскрыты в исследованиях В.А. Шишкиной:Отдельно следует выделить работы, в которых раскрыта воз­можность формирования с помощью физ. упр и игр такого важного компонента личности, как самооценка. В исследовании Л.И. Бершедовой фор-ние самооценки дошкольника осуществлялось в процессе спортивных занятий через игр. дея-сть, путем ее целенаправленного усложнения и обогащения за счет введения учебных задач и действий спортивной направленности. В исследовании Г.А. Петрушиной формирование самооцен­ки на физкультурном занятии проходило успешно в условиях, обеспечивающих непосредственное участие детей в оценочном процессе. Ребенок осуществляет самооценку с опорой на ана­лиз своей деятельности, ее способов и результатов.В работах Э.Я. Степаненковой применение разнообразных комбинаций движений в подвижных играх активизирует твор­чество детей, способствует использованию физических упраж­нений в качестве средства решения двигательных задач и ос­новного фактора их выразительности.





ТФВ связана с естественными, общественными и педагогическими науками. Естественные (анатомия, физиология, гигиена, биомех., биохим.). ЕН составляют естественнонаучную основу ТФВ. Учение Сеченова и Павлова позволяют проникнуть в закономерность формирования двигательных навыков и развитие физических качеств, что помогает правильно строить процесс воспитания и обучения.

Биомеханика позволяет изучить технику физ.упр., оценивать качества их выполнения, намечать методы исправления ошибок и достижения наилучших результатов в формировании двигательных навыков.

Биохимия – науки, изучающая химические процессы в организме человека, в частности в мышцах под влиянием физ.упр. позволяя совершенствовать методику их проведения.

Психология и педагогика позволяют узнать возрастные и индивидуально-психологические особенности человека, что способствует правильному подбору методов и приемов обучения и воспитания для достижения результатов.

Вывод: ТФВ тесно связана с естественными, общественными и педагогическими науками, которые используют для обоснования и подбора средств, методов обучения движения разработки, методики проведения занятия, правильного подбора методов и приемов в соответствии с психологическими и возрастными особенностями личности.

Наши рекомендации