Главные составляющие успешного проведения виртуальной экскурсии
На основе анализа методических материалов составлен алгоритм подготовки к виртуальной экскурсии:
1. Определите тему, цели и задачи виртуальной экскурсии и придерживайтесь их на протяжении всего деятельностного процесса.
2. Ознакомьтесь с местом ее проведения, определите маршрут экскурсии.
3. Составьте содержание экскурсии и план описания «посещенных» объектов.
4. Разработайте техническую составляющую экскурсии (навигация, интерактивность и т. д.).
Во время проведения экскурсии:
· рассказывайте только о том, что можно показать, к каждой иллюстрации должно быть подобрано краткое, но значимое описание;
· не оставляйте экскурсантов только слушателями, привлекайте их к активной работе, стараясь при этом акцентировать их внимание на нужном объекте;
· виртуальная экскурсия — одна из форм урока, которая должна быть информационно емкой, при этом не перегружена новыми названиями, датами и т. д., старайтесь излишне не утомлять учащихся;
· после проведения виртуальной экскурсии отведите немного времени на рефлексию.
Виртуальная экскурсия
В музее приоритетно зрительное восприятие, поэтому экскурсия не должна превращаться в лекцию, а экскурсоводу следует уметь правильно соотносить показ и рассказ. В ходе рассказа необходимо делать паузы, во время которых внимание посетителя сосредотачивается на предмете, и тогда человек становится не слушателем, а зрителем. Несмотря на первичность зрительного восприятия, речь экскурсовода играет огромное значение при оценке его мастерства. В ней не должны присутствовать назидательность, нравоучительные и агрессивные интонации; она должна быть не только грамотной, но и эмоциональной. Книжный текст, произнесенный в экскурсии, на слух не воспринимается, вызывает скуку и ослабляет внимание слушателей. Эмоционально насыщенная речь обладает большей степенью убедительности и обостряет интерес к материалу. Однако «не следует весь рассказ, даже по самой интересной, волнующей аудиторию теме превращать в декламацию. При проведении экскурсии важно избегать неоправданных эмоций, ложного пафоса, крикливости. Надо иметь в виду, что основным источником эмоций у экскурсантов является глубина материала, факты, способные взволновать, умело построенный показ и рассказ» [10].
Виртуальная экскурсия представляет собой программно-информационный продукт в виде гипертекста, предназначенный для интегрированного представления материалов.
Поскольку концепция гипертекста за три с половиной десятилетия существования претерпела трансформацию, в контексте данной методики понимается под гипертекстом информационно-программный продукт, основанный на применении языка гипертекстовой разметки HTML. Собранную информацию можно представить в компьютере по-разному. Для ее упорядочения пригодны системы управления базами данных, табличные процессоры. Даже простая фиксация информации в текстовом редакторе позволяет упростить доступ к данным за счет расширения возможностей поиска. Однако для построения виртуальной экскурсии удобно воспользоваться именно гипертекстовой формой.
Гипертекст - привычная форма представления информации. Благодаря Интернету, гипертекст стал обычным и понятным для миллионов людей. Во многих школах ученики изучают Интернет и HTML на уроках информатики, а среди старшеклассников немало тех, кто способен применить свои знания на практике, разрабатывая персональные или школьные Интернет-сайты. Таким образом, гипертекст отнюдь не является чем-то новым для школьников и специальной подготовки почти не потребуется.
Гипертекст удобен для объединения разных форм информации. Основа гипертекста - текстовая информация, но HTML позволяет легко включать в текст иллюстрации, звуковые и видеофрагменты. В нашем случае это исключительно важно, так как при комплексном исследовании фиксируется информация, различная по структуре, виду, форме представления [22].
Гипертекст удобен для моделирования экскурсии. В общем виде гипертекст состоит из информационных фрагментов, связанных между собой направленными переходами - ссылками. Пользователь движется по этим переходам от фрагмента к фрагменту точно так же, как во время реальной экскурсии переходит от объекта к объекту и узнает о них нечто новое.
Мы видим, что для организации виртуальной экскурсии так же, как и для экскурсии реальной, необходимо определить набор ключевых пунктов и сформировать для каждого из них заданный объем информации.
Поскольку у пользователя нет возможности увидеть реальный объект, важно предусмотреть наличие графической информации - прежде всего в форме фотографий, а также карт и планов.
Сопровождающий комментарий может быть представлен в текстовой форме или в виде аудиозаписи голоса «экскурсовода». Однако создание звуковых файлов требует более кропотливой работы, а сами они достаточно велики, что усложняет манипуляцию с ними и возможное размещение в Интернете. Поэтому мы рекомендуем опираться на материал в текстовой форме.
Таким образом, текстовая и графическая информация составляют основу экскурсии. В некоторых случаях уместна звуковая информация, особенно для фольклорного песенного материала. Видеоинформация может также оживить экскурсию, однако работа с ней в высшей степени сложна и требует наличия специальных технических компонентов, отсутствующих в стандартном наборе компьютера.
Сказанное позволяет нам сформировать требования к техническому обеспечению работы над виртуальной экскурсией. Но прежде нужно определить, будет ли работа над экскурсией в основном выполняться в ходе экспедиции или же после нее.
«Виртуальные экскурсии» - один дополнительный способ сделать посещение веб-сайта музея выгодно отличающимся от посещения реального музея, предложив пользователю уникальное путешествие (порой лишь только виртуальное), например, экскурсию по фондам [22].
В большинстве случаев такие экскурсии по форме напоминают слайд показы. Но наиболее состоятельные музеи уже могут позволить себе использование новейших технологических возможностей Интернета, как, например, Эрмитаж, в создание сайта которого спонсор музея - компания IBM вложила миллионы долларов. В ходе реализации проекта Государственного Эрмитажа и корпорации IBM были сделаны «103 панорамные изображения залов и зданий музея, а также видов исторического центра Санкт-Петербурга
В результате пользователь получил замечательную возможность совершить виртуальную экскурсию по 85 залам Зимнего дворца, Малого, Большого и Нового Эрмитажей, а так же 7 интерьерам Эрмитажного театра и Зимнего дворца Петра I. Уникальная экскурсия по крышам Эрмитажа предлагает полюбоваться 5 великолепными видами, открывающимися с высоты на знаменитые архитектурные памятники СПб. Новый подраздел «Внешние виды» представляет 11 панорам исторического центра Санкт-Петербурга». Особый интерес представляет виртуальная прогулка по залам вновь открывшегося Фондохранилища музея.
Прогулки по залам музея в виртуальном пространстве превращаются в увлекательное путешествие. Круговой панорамный обзор создает иллюзию включения в реальную архитектурную среду. Виртуальное путешествие интригует, рождает желание проверить впечатления в живом общении с музеем.
Виртуальные экспозиции по-разному соотносятся с реальными музейными экспозициями. Музей может создавать свое виртуальное отражение, копируя существующие реалии. Электронная экспозиция может не совпадать с реальной, а дополнять ее.
Виртуальные музеи перестают быть экзотикой. Уже несколько лет Государственный Русский музей успешно реализует программу создания центров «Виртуальный мир Русского музея».
Подготовка экскурсии - сложный процесс, который требует от ее автора не только профессиональных знаний в той области, тематика которой будет представлена в экскурсии, но и владения экскурсионной методикой. Работа начинается с формулировки темы экскурсии, определения ее целей и задач; затем составляется библиография и собирается материал по теме, прорабатываются источники и литература, делаются необходимые выписки.
Далее тщательно изучается экспозиция, отбираются объекты показа (основные и дополнительные), разрабатываются структура и маршрут экскурсии, изучаются сведения о предмете, содержащиеся в фондовой документации, продумываются оптимальные приемы показа экспонатов и логические переходы от одного объекта к другому.
Проделанная автором экскурсии работа фиксируется в наиболее удобной для него форме, обычно в виде индивидуального текста экскурсии. Кроме того, составляется развернутый план экскурсии, в котором в сжатом виде излагаются цель экскурсии, краткое содержание тем и подтем, конкретизируется содержание вступительной и заключительной бесед, приводится структура экскурсии, ее маршрут, состав демонстрируемых экспонатов и продолжительность их показа. После апробации этого плана на практике, то есть проведения на его основе ряда экскурсий и учета их положительных сторон и недостатков, составляется итоговый документ -- методическая разработка экскурсии. Она строится по той же схеме, что и развернутый план экскурсии, но в отличие от него содержит подробный перечень используемых методических приемов.
В последние годы подобная документация, составленная по жесткой схеме, нередко заменяется свободно изложенным содержанием экскурсии и методики ее проведения. Но в любом случае по итогам работы автора над темой экскурсии составляется некий документ, который обсуждается и утверждается на методических советах и руководством музея [10].
Виртуальные экскурсии – понятие новое, в методическом плане инновационная форма обучения. В педагогической литературе экскурсия рассматривается как специфическое учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятие, в музей, на выставку и т.п. [Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.. 321].
На основании данного определения виртуальную экскурсию можно рассматривать как организационную форму обучения, отличающуюся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д. [1]. Виртуальную экскурсию можно сопроводить дополнительно аудио файлами.
В методической литературе приводятся различные классификации экскурсий. По содержанию можно выделить следующие виды виртуальных экскурсий:
1. обзорные, где собраны элементы нескольких экскурсий, объединенных общей темой;
2. тематические, то есть экскурсии, раскрывающие определенные темы;
3. биографические – экскурсии, связанные с жизнью и биографией выдающихся людей.
С точки зрения использования информационных технологий можно рассматривать классификацию по способу создания виртуальной экскурсии. Есть несколько способов создания виртуальных экскурсий:
4. использование технологий создания презентации.
5. использование инструментов сайтостроения (создание графических карт, гиперссылок).
6. использование геоинформационных систем (yandex, google и др);
7. 3D-моделирование (создание модели отдельного объекта).
8. использование панорамных композиций (создание горячих точек и переходов).
При создании собственной виртуальной экскурсии самый простой вариант – это использование презентаций, поскольку каждый педагог и ученик владеют данными умениями. Если говорить о сайтостроении, то все школы имеют в наличии необходимое программное обеспечение (Блокнот и браузер), и так же возможен вариант реализации данной технологии в рамках уроков информатики (возможно и интеграцией с другим предметом). При использовании геоинформационных систем необходим лишь доступ в интернет на хорошей скорости. Четвертый способ сложен в организации, так как не каждое образовательное учреждение имеет в своем распоряжении программное обеспечение для 3D-моделирования, наличия часов для изучения данной темы. Использование панорамных композиций сопряжено с еще большими трудностями, поскольку необходимо специальное оборудование для создания панорам. Здесь так же необходимо специальное дорогостоящее программное обеспечение. Таким образом, самостоятельное создание педагогом экскурсий трудоемкий процесс. Однако в сети Интернет создано большое количество познавательных с педагогической точки зрения ресурсов, которые можно использовать для проведения виртуальны экскурсий.
Большую популярность приобретает проект «GoogleArts&Culture» [GoogleArts&Culture [Электронный ресурс].
Режим доступа:https://www.google.com/culturalinstitute/beta/ (12.11.16)]. На данном ресурсе представлены материалы по нескольким направлениям: искусство, история, чудеса света.
Следующим полезным сайтом можно назвать «Каталог музеев» [Каталог музеев – Музеи мира. [Электронный ресурс].
Режим доступа:http://www.globmuseum.info/category/katalog-muzeev/ (12.11.16)], на котором представлен широкий перечень всевозможных музеев со всего мира с краткой информацией о каждом из представленных на сайте музеев.
Огромным педагогическим потенциалом обладает портал культурного наследия и традиций России «Культура.РФ» [Все музеи России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.culture.ru/ (12.11.16)] – это мультимедийный фонд достижений культуры Российской Федерации, включающий возможность просмотра театральных спектаклей, художественных, анимационных и документальных фильмов, проведения виртуальных экскурсий по ведущим музеям страны.
Создавая собственную экскурсию необходимо придерживаться определенного плана.
1. Определить идею экскурсии (проблему).
2. Поставить цель (цель должна быть умной, соизмеримой, и прогнозируемой).
3. Определить задачи (задачи должны быть путем к цели).
4. Определить содержание экскурсии (отбор материала, информации).
5. Подобрать техническую составляющую (выбор и обоснование используемого программного обеспечения).
Виртуальная экскурсия является инновационной формой учебной деятельности, направленной не только на получение предметных знаний, но и на формирование коммуникативных, познавательных, регулятивных учебных действий, способствует повышению интереса не только к предмету но и культурному наследию.
Список литературы
1. GoogleArts&Culture [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://www.google.com/culturalinstitute/beta/ (12.11.16)
2. Все музеи России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.culture.ru/ (12.11.16)
3. Каталог музеев – Музеи мира. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.globmuseum.info/category/katalog-muzeev/ (12.11.16)
4. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.. 321