Этап VI. Создание маршрутного листа и заданий для ИЭ.
Маршрутный лист – это не план музея, по которому должны двигаться ученики. Многие педагоги составляют маршрутный лист именно так. Хитрость маршрутного листа заключается в том, что в нем должны содержаться такие задания, которые выполнив, ученик получит информационный справочный материал, состоящий из новых знаний или открытий. Причем сам лист должен быть компактным и удобным для хранения и длительного использования. Этот лист не должен содержать много заданий или сложных вопросов.
Часть 2. Экскурсионная
Этап VII. Проведение ИЭ.
Проведение самой интерактивной экскурсии может поводиться как в помещении школьного музея или в актовом зале. Это мероприятие должно сопровождаться наличием необходимой техники, которую до экскурсии стоит проверить на совместимость и техническую исправность. Необходимыми ТС будут: компьютер, экран, звуковые колонки, наличие проводов, удлинители, фото и видео аппаратура не является обязательной, но память о проведенном мероприятии виде снимков пригодятся для создания отчетов.
Этап VIII. Результаты ИЭ.
Результатом любой интерактивной экскурсии должно стать достижение поставленных целей и задач мероприятия. Учащиеся должны не просто послушать или поучаствовать в беседе, они должны принять активное участие в ведение экскурсии, работать с маршрутным листом и получить знания, необходимость которых велика, а возможности получить такие знания представились только на вашей экскурсии.
Интерактивные экскурсии, наоборот, позволяют вовлечь участников в активное взаимодействие с экскурсоводом и подтолкнуть их к “самостоятельному” исследованию объекта или объектов экскурсии, экспонатов музея. Это существенно усиливает остроту восприятия материала и делает экскурсию интересной и запоминающейся.
Использование интерактивной модели экскурсионного мероприятия предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи.
По правде говоря, феномен музейного интерактива в России, а может быть и в мире - не новость. Первые "живые", "одушевленные" экскурсии начал проводить Государственный Политехнический музей практически с момента своего открытия в 1872 году. Уже в начале прошлого века юные кадеты и гимназистки на лекциях и семинарах профессоров Сеченова и Зелинского, Чаплыгина и Тимирязева могли прикоснуться к науке и поучаствовать в опытах. Сто с лишним лет спустя здесь царит та же удивительная атмосфера. Правда, интерактивных экскурсий стало на порядок больше, а примеру Политехнического музея последовали десятки других по всей России. Интерактивный метод можно рассматривать как самую современную форму активных методов. Современная педагогика, в том числе и музейная, богата целым арсеналом интерактивных подходов, которые направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.
Можно выделить следующие подходы:
· Творческие задания
· Работа в малых группах
· Работа в парах
· Обучающие игры - ролевые, деловые, образовательные, имитации
· «Мозговой штурм»
· Использование общественных ресурсов (приглашение гостей, специалистов по теме выставки, мероприятия)
· Социальные проекты
· Викторины, конкурсы
· Выставки, особенно локальные по тематике, небольшие по объему, с образным, художественным решением показа, мультимедийными возможностями, Временные выставки - более динамичная форма экспозиции в музейной практике.
· Инсценировки, песни и сказки.
· Мастер-классы
· Изучение и закрепление нового материала (интерактивная экскурсия, работа с экспонатом, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли экскурсовода», использование вопросов «Да-нетка»)
· Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем: дискуссия; «круглый стол»; «Музейные гостиные»; дебаты.
· Презентации
· «Раскраски» .
Ведущими признаками интерактивного взаимодействия являются: Многоголосье. Это возможность каждого участника экскурсии иметь свою индивидуальную точку зрения.
Диалог. Общение экскурсовода и экскурсанта предполагает их умение слушать и слышать друг друга, внимательно относиться друг к другу, оказывать помощь в формировании своего видения проблемы, своего пути решения задач.
Мыследеятельность. Она заключается в организации активной мыслительной деятельности участников экскурсии. Для детской аудитории сложность исторического контекста раскрывается постепенно. Но опорные вопросы, которые задаются во время и после экскурсии, подталкивают их к размышлению, к запоминанию полученной информации, а просьба сравнивать старый предмет с сегодняшними аналогами - это интерес к их ощущениям - эстетическим, эмоциональным. В итоге, они считают, что сами додумались, сами смогли обозначить все те параметры, которые присущи предметам музейного значения. Музейный предмет становится не только и не столько источником фактов, информации, сколько духовных переживаний, возбудителем чувств, настроений, стремлений. А это уже - смыслотворчество.
Процесс осознанного создания новых для себя смыслов по изучаемой проблеме. Это выражение своего индивидуального отношения к явлениям и предметам жизни (позиция трёх).
Свобода выбора.
Создание ситуации успеха. Ведущие условия для создания ситуации успеха — позитивное оценивание участника проекта, экскурсанта.
Рефлексия. Это самоанализ, самооценка участниками экскурсионного процесса своей деятельности, взаимодействия. Сравнивая традиционный и интерактивный подход проведения экскурсий мы увидим, что традиционная экскурсия обеспечивает:
• Информативность
• Музейность (во главе музейный предмет)
• Торжественная и парадная строгость
• Пассивное участие экскурсантов в процессе экскурсии.
Интерактивная экскурсия – это:
• Активное взаимодействие с экскурсоводом и с группой – диалог, многоголосье
• «Самостоятельное» исследование экспонатов
• Использование ИКТ
• Тесты
• Инсценировки
• Музыка, «Раскраски»
• Создание ситуации успеха — позитивное и оптимистичное оценивание участника.