Положить начало процессу эстетизации школьной жизни и быта.

Далее мы постарались подсказать классным руково­дителям и всем тем, кто будет организовывать фестиваль, формы художественного самовыражения, реальные для наших условий. Получилосьтри группы таких действий.

Во-первых, сценическое искусство: пение, музыка, танец, художественное слово, драма, пластика, художест­венная гимнастика, оригинальные жанры, цирковые номера и т.д.

Во-вторых, изобразительное прикладное творчество: рисунок, живопись, графика, скульптура, художественное моделирование, фотография, резьба по дереву, чеканка, вязание, вышивка, изготовление цветов, моделирование одежды, дизайн, художественные ремесла и т.д.

В-третьих, сочинительство: стихи, проза, сценарии, пьесы, интермедии, миниатюры, музыка, проекты эстети­ческого характера и т.д.

Мы все время подчеркивали, что виды участия в фестивале могут быть любые: индивидуальные, парные, групповые, коллективные, разновозрастные (особенный интерес у детей вызывало равноправное участие в этом деле взрослых - родителей, учителей, бывших учеников школы).

Фестиваль проходил в три тура. Первый тур прово­дился в классе, потом таланты просматривались в школе по группам классов ( I-III, V-VI, VII-VIII,IX-XI), и, наконец, на празднике чести школы проходил большой концерт лауреатов фестиваля.

Грешно жить в Москве и не пользоваться ее громад­ным культурным потенциалом. В нашей школе проводятся дни музеев, дни театра, дни культуры, встречи с писателями, артистами, художниками и т.д.

Значительное разнообразие в культурную жизнь школы вносят персональные художественные выставки, музыкаль­ный салон, поэтические и рыцарские турниры, работа творческих мастерских, операции «Уют», уроки этикета, диспуты о моде, о вкусах, издание школьного альманаха, фольклорные праздники, праздники песни, школьная масленница, ситцевый бал, педагогический театр и др.

Все перечисленное помимо обшекультурного, обшевоспитательного значения имеет еще один важный аспект — развитие творческих способностей школьников. Надо ли говорить, что в наше нестабильное время, когда от человека сплошь и рядом требуется принятие нестан­дартных решений, способность к творчеству - важнейшее качество современного человека, насущная социальная потребность. Это очевидно. Но чтобы удовлетворить эту потребность, нужно учить творчеству уже на школьной скамье. Гораздо сложнее научить этому взрослых. Многие из них сами нуждаются в помощи. И еще. Творчество часто связано с риском, а охотников рисковать, как правило, немного. Как тут не вспомнить Антона Семеновича Макаренко:отказаться от риска - значит отказаться от творчества.

Есть вечные проблемы воспитания, по которым идет бесконечный спор. И сегодня много дискуссий о том, надо ли в каждом ребенке открывать Рафаэля, или следует использовать время воспитания на привитие практических умений и навыков, надо ли помогать детям увидеть <небо в алмазах», или лучше учить их внимательно смотреть под ноги.

Сегодня мы переживаем расцвет практицизма. Прагма­тики торжествуют - романтики посрамлены. Все, что нельзя потрогать руками, взять на язык, объявляется утопией. Это слово окрашено в темные тона. Следствием такого положения вещей стало ощущение острого недос­татка духовности. Она как кислород, без которого человек задохнется, в какой бы технически совершенной машине он ни сидел. Убежден, что торжество технократии временно. Забота о духовной атмосфере и есть сегодня однаиз важнейших забот человечества. Это особенно ясно ощущается в тех странах, где проблемы хлеба насущного уже решены. Но ведь и мы не вечно будем голодны. Погоня за материальными благами без параллельного развития культуры опасна. Если мы не остановим процесс духовного одичания, пройдет несколько десятков лет, и среди немыслимых автоматов, сыто рыгая, будут ходить равно­душные люди-роботы, разучившиеся общаться, любить, восхищаться солнечным восходом, ничего не знающие о Шекспире и Пушкине. Эти бывшие люди способны погубить любую цивилизацию и все живое на Земле.

VII. Мир - покой и согласие между людьми, народами и

Государствами, главное условие существования Земли

И человечества

Ни от чего человечество не страдало так сильно, как от войн и революций. Причем они уносили самых сильных, самых умных людей, ухудшая общий генофонд. Человечество истощало себя.

Счастливы страны и народы, на историческую долю которых выпало мирное развитие. Немудрено, что именно они сегодня достигли высшего уровня и благоденствия.

Судьба русского народа в этом смысле необычайно трагична. Будучи по природе своей одним из самых миролюбивых народов мира, он в течение многих десяти­летий, даже столетий нес громадные невосполнимые потери, подвергался массовому уничтожению.

Не углубляясь далеко в историю, порассуждаем о поколениях, которые развивались на нашей памяти. Все люди на земле четко делились на друзей и врагов. В основе такого деления лежали политические мотивы. Мы долго внушали себе образ врага. В представлении наших воспитанников это были некие жирные буржуины, нещадно эксплуатировавшие бедняков. Вообще все оценивалось при­митивно просто: богатый, значит, плохой, бедный - хоро­ший. Между ними мира быть не может, поэтому да здравствует борьба до полной победы, борьба как само­цель, как представление о высшем человеческом счастье. Тип человека-борца был идеалом для подрастающего поко­ления, слово «борьба», перегружая нашу лексику, упо­треблялось к месту и не к месту. Например, чего стоит выражение «борьба за глубокие и прочные знания». Никто не понимал, с кем надо бороться, но боролись все. Аналогичные словесные штампы: «борьба за здоровый быт», «6итва за урожай», «борьба за лучшую жизнь» и т.д. Эти клише вызывали иронию у многих мыслящих людей. Помните, Илья Ильф и Евгений Петров в свое время выдвинули антилозунг: «Хватит бороться за чистоту - давайте подметать».

Эта постоянная ориентация на борьбу отнюдь не спо­собствовала развитию миролюбивых настроений, воспитанию терпимости к иным взглядам, позициям, идеалам. Такое воспитание не могло не сказаться в экстремальных ситуациях, в которых оказывались люди, особенно моло­дые, горячие.

В памятные августовские дни 1991 года в Москве среди защитников Белого дома было много молодежи. Сотни и сотни российских Гаврошей, распрощавшись с родителя­ми, пошли на баррикады и приготовились биться насмерть за свободу и независимость России. Никто из них не предполагал, что все так быстро кончится. Революционный запал оказался неиспользованным, накопленная энергия - неизрасходованной. Погасить ее было уже невозможно, и, прорвавшись наружу, она приобрела разрушительный харак­тер. По городу двинулись возбужденные, агрессивные толпы подростков и молодежи, сокрушая все на своем пути: витрины магазинов, автобусные остановки, вывески, школьные окна и т. д. Осквернялись памятники. На стенах домов возникла политизированная похабщина. Ни для кого не секрет, что молодежь легче всего становится жертвой политических страстей, националистических настроений. Я далек от мысли все списывать за счет нашего традицион­ного «революционизма». Причин здесь много, и они очень глубоки. Но еще об одной умолчать не могу: это низкий уровень общей культуры.

И опять вспоминается Александр Сергеевич Пушкин, который мечтал об «Отечестве свободы просвещенной». Он был убежденным противником насильственных методов в решении общественных и государственных проблем. Изучая историю пугачевского восстания, он был потрясен мужицким «бунтом, бессмысленным и беспощадным». У великого поэта, который был последовательным защитником свободы и демократии, была своя программа строительства правового государства. В основе ее лежала мысль об опе­режающем развитии просвещения, образования, культуры. Общая культура должна быть базой для развития культуры политической. Свобода со звериным лицом - не свобода, демократия обезумевшей толпы - не демократия. И опять все возвращается на круги своя - к воспитанию, к школе. Сегодня ее миротворческая деятельность может стать спасением. Сегодня вправе говорить о педагогике граж­данского мира и национального согласия. Ведь иногда самые запутанные и неразрешимые проблемы могут быть решены очень просто, если к ним подойти своевременно.

Будем надеяться, что еще не всю молодежь мы потеряли. Обратим всю силу нашего родительского и учительского влияния на детей. Только эта сила 'должна быть непременно доброй. Я даже допускаю союз школы и церкви в воспитании добра и миролюбия. Сегодня это так важно, что надо использовать все, весь опыт - и мирской, и религиозный.

Религиозный философ, поэт и публицист Владимир Соловьев писал: «Человек в принципе или по назначению своему есть безусловная внутренняя форма для добра, как безусловного содержания, все остальное условно и отно­сительно. Добро само по себе ничем не обусловлено, оно все собою обусловливает и через все осуществляется».

Сегодня мы являемся свидетелями борьбы сувере­нитетов, идет невиданная по напряжению схватка за политическую, экономическую, государственную свободу. При этом многие ищут свободы в ее абсолютном выражении. Между тем великие мудрецы прошлого уже не раз убеждали, что абсолютной свободы нет и быть не может. Всякая свобода в социальном понимании относительна. Гораздо важнее внутренняя свобода личности - свобода совести, мысли, творчества, человеческого достоинства. Вот это и нужно прежде всего воспитывать в детях, пока еще не замутненных «ошибками отцов». Но для этого необходимо, чтобы нынешние отцы «перепахали» себя. И тогда по-новому воспитанные люди, люди нового мышления, новых отношений в один прекрасный день спросят друг друга:

«А зачем нам враждовать?»

А пока... пока, как сказал известный литературный герой, надо жить и выполнять свои обязанности. Это значит преодолевать в людях недоверие и подозритель­ность в отношениях к любым народам и нациям, развивать разнообразную миротворческую деятельность детей и взрослых, включаться в народную дипломатию, в движения «Дети как миротворцы», «Педагоги за мир», создать в наших школах обстановку мира и согласия, т.е. модель тех отношений, которые сегодня особенно нужны людям Земли.

Детям всегда было безразлично, с кем играть, с кем сидеть за партой, они не интересовались национальностью и тем более социальным происхождением одноклассников. Мы всегда гордились дружбой народов, ездили друг к другу в гости, проводили трогательные встречи, обмени­вались письмами и подарками. Почти в каждой школе работали клубы интернациональной дружбы. Так было еще вчера.

Но вот дохнуло холодом отчуждения, союз республик стал стремительно разваливаться. То там, то здесь возникли очаги напряжения, вчерашние друзья взялись за оружие, пролилась кровь.

Когда о семье разлад, когда начинается брако­разводный процесс, больше всего страдают от этого дети. Сегодня в бывшем СССР идет «бракоразводный процесс с разделом имущества» такого масштаба, что несчастные исчисляются миллионами. И опять больше всего страдают дети, о которых или забыли, или превратили в заложников националистических политических группировок (я их даже партиями называть не хочу). В амбициозном безумии предается прежняя дружба, зачеркивается весь богатейший опыт интернационального воспитания многих лет. Если кого-то бесит то, что это прилагательное произошло от слова «Интернационал», замени слово, но признай возможность общего дела. Некоторых до того ослепила ненависть к прошлому, что они его отрицают полностью, без остатка. Нельзя же все начинать с нуля. Развитие остановится. В мифологическом сознании людей уже маячит зловещий образ Вавилонского столпотворения. Кто же будет «собирать камни», если не школа.

Что же можно делать? Вот несколько идей, которые, на мой взгляд, можно легко воплотить в конкретные воспитательные ситуации.

Начну с младшего возраста. Дети, как известно, никогда не устают играть, но сегодняшние их игры бедны по содержанию и однообразны по форме. В последнее время на первый план выходят игры меркантильного характера: их в большом количестве продают в детских магазинах. Правда, стоят они дороговато, но чего не купишь ребенку, если он очень просит. Итак, игра в деньги (если говорить без экономических аллегорий) становится доминирующей. Конечно, против рынка «не попрешь». Но ведь на наших глазах обедняется игровая жизнь детей, забываются разнообразные и очень интересные игры прошлого.

Думается, что начальная школа может совместно с детьми разработать специальную программу «Во что играют дети Земли». Во-первых, это имеет громадное познава­тельное значение: ведь в играх проявляются черты национальной культуры и характера, особенности быта и человеческих отношений. Только не надо играть в мафию, в рэкет и т.д. Речь идет именно о народных играх, в которых, как правило, поощряется ловкость, смекалка, благородство, фантазия. Во-вторых, это имеет огромное воспитательное значение: дети без труда увидят, что игровые интересы их сверстников очень сходны с их собственными, а некоторые игры, несмотря на другое название и небольшие детали, почти полностью совпадают. В-третьих, воспитание игрой наиболее точно соответ­ствует природе ребенка, а значит, наиболее природосообразно и эффективно.

Богатейший воспитательный материал дает изучение сказок, легенд, песен детей разных народов, знакомство с детскими праздниками. Самый любимый из них, конечно, Рождество или Новый год. Пусть дети узнают, как его встречают в разных странах, и они окунутся в море добра и света, волшебной сказки и идеальных отношений.Лучшее воспитание - это воспитание добрыми отношениями.

Подрастают дети - переходят в основную школу. Им уже под силу не только игровая, но и чисто познавательная деятельность. К сожалению, в школьной программе масса событий, фактов, законов, но мало живых людей; как правило, времени не хватает именно на то, что наиболее сильно влияет на воображение подростка, на яркий рассказ о великих открытиях, о славных море­плавателях, о благородной роли русских путешественников (один Миклухо-Маклай чего стоит!) в судьбах других народов. А какое воспитательное значение может иметь рассказ об интернациональном составе экспедиции Тура Хейердала! Сама история цивилизации работает на воспи­тание миролюбия, уважения к общему труду, объединяющему людей разных народов.

Даже из трагических страниц истории можно извлечь положительный в этом смысле опыт. Вторая мировая война, эта ужасная катастрофа мира, породила не только кровь и смерть; она дала бессмертные подвиги во имя людей, примеры великого братства и в бою, и в концлагерях, и в интердвижениях. Наши дети сегодня не знают слова «эвакуированный» (к сожалению, они знают слово «6еженец»), А ведь это слово открывает целую страницу истории человеческого благородства и межнационального родства, носители которого сегодня живы и верны ему до сих пор. Уйдутиз жизни эти свидетели спасительной, всепобеж­дающей силы дружбы народов, кто поведает о ней нашим детям? Нельзя допустить, чтобы деды наших детей, потрясенные и осмеянные, унесли в могилу свою молча­ливую обиду. Пусть развеют свою печаль рассказами внукам о настоящем человеческом братстве.

В разное время у разных стран празднуются свои национальные годовщины, некоторые из них имеют общече­ловеческое значение. В октябре 1992 г. исполнилось 500 лет со дня открытия Христофором Колумбом Америки. Это событие мирового значения может быть великолепно использовано для развития педагогики гражданского мира и национального согласия. США сегодня воспринимаются как один из примеров демократического правового государства. Его население собиралось, что называется, «с бору по сосенке», со всего света. Как же решаются там проблемы межнациональных отношений? Этот вопрос может стать предметом специального изучения старшеклас­сниками и вылиться в итоговую школьную научную конфе­ренцию. Думается, нашим школьникам будет интересно узнать, что в гражданском паспорте США нет графы «национальность». Принадлежность к той или иной национальности, как принадлежность к той или иной вере, - сфера сугубо личного выбора человека, в которую государство не вмешивается. Важно, что ты гражданин своей страны. В то же время гражданство не подавляет национальности: люди имеют право на свой язык, культуру, религию; они могут объединиться в общины, проживать большими группами - лишь бы это не противо­речило конституции. Вероятно, и там есть свои проблемы, но тем более интересно, как они решаются. Особенно интересным является состояние многонациональной школы Америки, работа о этом направлении наших американских коллег.

Сегодня кто только не объединяется! Основания для объединения различные: политика и экономика, националь­ность и клановая принадлежность. Каких только партий и движений не возникает в наше неспокойное время! Нет лишь одной - партии защиты детей, а между тем именно эта идея может объединить в глобальном масштабе многих людей.

Наши рекомендации