II. Отечество - единственная, уникальная для каждого человека
Родина, данная ему судьбой, завешанная его предками
Это гениально выразил А.С.Пушкин:
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека –
Залог величия его.
О патриотизме написано и сказано, пропето и нарисовано столько, что, кажется, добавить нечего. Но сегодня это чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределенностью будущее. Русский мазохизм опять заявляет о себе как о типичной национальной черте. Со всех эстрад, с экранов и известных газетных страниц идет сладострастное самобичевание. С необыкновенной легкостью произносятся категоричные оценки. Порой для этого просто меняются знаки: плюсы на минусы и наоборот. Кажется, самым популярным образом стал приз Страны дураков. Разумеется, такая самооценка отнюдь не способствует укреплению авторитета когда-то великой державы. Русский человек за рубежом уже ловит иронические и сочувственные взгляды.
Автора этих строк могут упрекнуть в намеренном сгущении красок. Ведь есть еще и другое: глубокий анализ исторического прошлого, попытки патриотического возрождения. Конечно, есть. Но я говорю прежде всего о том, что наиболее сильно влияет на молодежь. Отрицание авторитетов, отчаянное саморазоблачение очень привлекательны. Они хорошо накладываются на особенности возраста подростков и юношества. Сегодня нигилизм сильно помолодел. Недавно я видел конкурс детских рисунков на асфальте. Его участники - ученики начальных классов. На самом видном месте крупно, печатными буквами было написано: «Жизнь - помойка!»
Вот и получается, что сегодняшнему школьнику внушается комплекс исторической неполноценности, чувство жертвы истории, отчаяние человека, обреченного жить в самой плохой стране. Неслучайно, как показывают опросы социологов, 80% сегодняшних старшеклассников Москвы и Петербурга хотят уехать из России.
Люди, далекие от детей и молодежи (а именно такие руководят страной), не чувствуют всей остроты ситуации, как это знает любой учитель. Поэтому, когда педагоги бьют тревогу, им далеко не все верят. И опять школе приходится рассчитывать на себя. Что же делать?
Прежде всего надо отказаться от прокурорского разбирательства прошлого. Историю судить нельзя – она этого никому не прощает. Ее надо изучать, чтобы на опыте предков обретать мудрость и не повторять их грубых ошибок. Другого Отечества и другой истории у нас не будет. Есть силы, смелость, идеи – делай ее лучшей, нет – молчи, а то и так тошно. Надо хотя бы в школе прекратить нытье и истерию – это еще никому не помогало, а дешевый эффект обличителя уже перестает поражать воображение. Сегодня нужен спокойный, глубокий совместный поиск истины, который ведут вместе взрослые и дети. В этом смысле у меня вызывает большое сомнение правомерность утверждения о том, что не дело учителя – исторический комментарий; его задача познакомить учащихся с разными точками зрения, с разными трактовками исторических событий, а там - пусть сами разбираются. Говорить так, значит, бросить детей на самом важном этапе познания. Это не годится. Раньше учитель вешал истину, сегодня он сам в ней не уверен и приглашает учеников своих к совместному поиску, и негоже ему трусливо уходить в сторону. Нельзя отбирать у учителя право на собственную точку зрения. Кстати сказать, педагог без своей личной позиции сегодня детям не интересен. Тем более что они могут с ней и не соглашаться. Возникает очень полезная мировоззренческая ситуация – возможность научиться уважать взгляды, не совпадающие с твоими.
Воспитательная практика нашей школы всегда была богата патриотическим содержанием, интересными формами работы. Сегодня большую популярность приобретают различные патриотические движения, клубы, объединения, идет активное освоение народных обычаев, обрядов, праздников, изучается национальный фольклор, возрождаются народные ремесла и промыслы, немало школьников трудится на реставрации и восстановлении храмов и памятников старины. К сожалению, рядом с этим происходит и разрушение монументов, осквернение могил, распродажа наград и знамен, оскорбление исторической памяти старших поколений. В отношении людей к Родине и ее истории определились два полюса: на одном – глубокое, неистребимое патриотическое чувство, ведущее к активной созидательной позиции, на другом - вандализм и циничный отказ от своего Отечества, позиция предателя. Между ними несчетное множество переходных вариантов. В этой зоне колеблющихся, неустойчивых и находится большая часть молодежи. И опять величайшая ответственность ложится на школу.
Мы, например, большое значение придаем эмоционально-практическому приобщению растущего человека к историческим святыням Отечества. Вообще историю нельзя познавать только через книгу, фильм, наглядное пособие. За десять школьных лет, по нашим замыслам, каждый ученик проходит по маршрутам, связанным с историческим прошлым своей страны, начиная с Красной площади, городов Золотого кольца и кончая Мамаевым курганом и Пискаревским кладбищем. Когда в школе падает настроение и начинает «заедать» повседневная обыденность, мы проводим какое-либо яркое массовое действие. Например, снимаем уроки и вывозим всю школу в Дубосеково, к величественному мемориалу защитников Москвы. Старшеклассники возлагают гирлянду Славы на могилу героев-панфиловцев; дают клятву верности; все вместе посещают местный музей; малыши и подростки с интересом разбредаются по старым, заросшим солдатским окопам. К вечеру все, просветленные, переполненные впечатлениями, возвращаются домой.
Как известно, понятие «Родина» имеет несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и тот клочок земли, где ты родился и рос, где находятся могилы твоих предков, где ты познал первые радости и неудачи. Тема малой Родины является очень продуктивной для патриотического воспитания. Начинать можно с близкого и конкретного, с того, что окружает ребенка ежедневно, чего он порой даже не замечает. Уметь в малом увидеть черты большого, в обычном – прекрасное – непростое, но очень важное умение человека. Ведь не случайно в критические минуты своей жизни мы вспоминаем не огромную страну, а родину своего детства.
В двадцати минутах ходьбы от нашей школы расположен старинный парк. Мы нередко бываем в нем, особенно когда настает пора экскурсий в природу. Всегда считалось, что парк хорош для прогулок в свободное время, не более того. Но вот один из шестых классов, которым руководила учитель словесности Юлия Владимировна Уварова, знаток и энтузиаст литературного краеведения, решил заняться изучением истории парка. Началась увлекательная исследовательская работа, к которой подключились все учителя-предметники, работавшие в классе, сотрудники парка, Музея К.Паустовского, ученики дружественного 11-го класса, родители. Работа шла сразу по нескольким направлениям. Природа, история и культура постепенно в своей неразрывной связи создали целостную картину мира ближайшего окружения, образ малой родины как части большого Отечества.
Дети узнали, что в глубокой древности здесь жило племя голядь, которое постепенно смешалось с новым племенем кривичей. Память о первых поселениях осталась в названии речки Голядки, протекавшей здесь вместе с речкой Чурилихой. В течение 3-4 столетий эти земли, известные как Кузьминская пустошь, принадлежали Симонову монастырю. По преданию, здесь жил мельник Кузьма, мужик настолько яркий и самобытный, что от него и пошло название места. Никто из последующих владельцев так и не смог преодолеть, изменить традиционное название парка - «Кузьминки». В этих местах, к юго-востоку от Москвы, любил охотиться Петр I. До наших дней сохранился фундамент его охотничьего домика. Проводя секуляризацию, государь лишает монастырь его владений и дарит эти земли своим сподвижникам. Так Кузьминская пустошь в 1702 году переходит во владения знаменитого пермского промышленника, владельца крупнейших чугунолитейных заводов Строганова.
Строганов начинает со строительства здесь деревни и церкви. В 1720 году была построена церковь во имя пресвятой Богородицы Влахернской с приделом А.Невского. А в 1722 году сюда, в подмосковную усадьбу Строгановых, возвращались с победой из Персидского похода войска Петра I, и он сам их встречал здесь. О той далекой истории напоминают дубы Петра I, свидетели тех событий. А рядом с дубами - лиственницы, посаженные в честь Екатерины II, тоже побывавшей в Кузьминках.
Новый этап в истории усадьбы начинается с того, что Строганов выдает замуж дочь за князя Голицына и в качестве приданого передает ему Кузьминки. Голицын, стремясь поразить Екатерину II, приглашает знаменитых архитекторов для строительства дворца и других усадебных построек, выписывает из Германии садовников. Силами крепостных вырыты три пруда в руслах рек, строится пристань для катания гостей на гондолах. Жемчужиной Кузьминок был музыкальный домик архитектора Росси. Фронтон сооружения был украшен скульптурной группой Аполлон и музы», арку украшали знаменитые кони скульптора Клодта. На территории дворца был устроен лучший в России музей под открытым небом из русского чугунного литья. В 1812 году в усадьбе стояла конница Мюрата. После войны застройка усадьбы продолжалась.
Голицыным удалось полностью осуществить замысел, и в XIX веке усадьба Кузьминки занимала третье место в Европе по садово-парковому искусству, после Петродворца и Павловска.
В Кузьминках бывали многие известные в истории России люди. Исследователи предполагают, что сюда приезжал и А.С.Пушкин. Будучи дальним родственником Галицыных, гостил в Кузьминках А.В.Суворов. Поэт В. А. Жуковский, сопровождая императорскую семью в качестве воспитателя молодого царя Александра I, подолгу жил здесь. В местной больнице работал врачом брат художника Перова. Здесь же от чахотки скончался и сам художник. Рассказ А.П.Чехова «У знакомых» начинается словами: «Однажды я поехал к знакомым врачам в Кузьминки».
Словом, наш парк Кузьминки оказался выдающимся памятником русской природы, русской истории и русского искусства. Он таит в себе еще много неразгаданных загадок, так что познание Кузьминок только начинается.
Работа шестиклассников увлекла всю школу. Она хорошо вписалась в нашу программу «Духовная история России». Одно из ключевых школьных дел мы назвали «Загадки старинного парка». Каждый класс выбрал для изучения одну из подмосковных усадеб. В течение года дети посетили Кусково, Царицыно, Лефортово, Измайлово, Архангельское, Останкино, Коломенское, Абрамцево. Мураново, Новый Иерусалим и другие природно-исторические и культурные памятники.
Проведенная работа дала простор для поисков и открытий. Ребята по-новому взглянули на традиционные школьные предметы (историю, биологию, географию, родной язык, литературу, ИЗО), ставшие инструментом познания и установившие неразрывную связь всех предметов с окружающей жизнью. В совместной познавательной деятельности лучше сплотились классные коллективы, появились новые лидеры, раскрылись незаметные ранее творческие способности ребят, развились наблюдательность, склонность к обобщениям, эстетические чувства, повысилась общая культура детей. А главное, всем нам ближе и понятнее стали слова А.С.Пушкина: «Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».