Цивилизацию XXI века, Земля людей и живой природы
Газета «Комсомольская правда» за 11 июля 1992 года опубликовала интереснейший материал известного всему миру ученого и писателя-фантаста Станислава Лема. Вот некоторые выдержки из его глубоко тревожащих раздумий:
«Человечество в качестве субъекта и объекта деятельности лишь начинает существовать».
«...Жизненная «подъемная сила» Земли, ее биосфера, приближается к своему пределу».
«ХХI век будет вызовом человечеству, какого еще не знала история. Либо мы спасемся все вместе, либо почти никто не спасется».
«На исходе нынешнего столетия все неотложнее становится необходимость создания «ГЛОБАЛИСТИКИ» – методологии над государственного, планетарного и общечеловеческого подхода к земным проблемам. «Глобалистика» — программа, своей главной целью имеющая спасение человечества от гибели».
Авторитет Станислава Лема настолько высок, что вряд ли кто-нибудь усомнится в правоте этих серьезных предостережений. Вот пример, образец человека, для которого Земля — действительно общечеловеческая ценность.
Долгие годы отделенные от человечества «железным занавесом», занятые противоборством с нашими классовыми врагами, погруженные в состояние «холодной войны», озабоченные пересмотром собственной истории, уставшие от внутренних проблем нашего общества, мы, похоже, так и не научились осознавать себя землянами, не овладели планетарным мышлением. В памяти старшего поколения еще живет страшно ругательное слово «космополит». Большинству из нас, к сожалению, генетически заказана ответственность за жизнь Земли. Где-то выбрасываются на берег киты-самоубийцы – нас это мало тревожит. Человечество спасает Великие американские озера – нам это чудно. В районы стихийных бедствий мощным потоком со всего света идет гуманитарная помощь – одним это кажется подозрительным, другие разворовывают ее и наживаются. Наш Арал кинулись спасать люди из другого полушария – и чего им всем надо!
Мышление в масштабах своей пещеры безмерно унижает современного человека. Дети должны быть лучше нас, и мыслить они должны масштабней и рискованней: ведь именно им выпадет на долю великая миссия спасения Земли, вступления в общечеловеческую цивилизацию.
В свое время известный психолог Леонтьев отметил, что у детей довольно рано возникает «образ мира». Поначалу он, конечно, лишен признаков научного знания о мире, этот образ аллегорический, идеальный, но целостный. Но вот ребенок поступает в школу, и этот образ разваливается. Целостная картина мира распадается на учебные предметы, почти не связанные между собой. Давно уже замечено, что знания наших школьников обширны, многообразны, но мозаичны. Вспомним, как познают дети строение вещества. Об этом они узнают на уроках химии, физики, биологии. Но уроки разбросаны не только во времени, но и в пространстве. Таких примеров можно привести немало, ибо одна из характерных особенностей школьной программы - ее спиральное построение и существование научных знаний в рамках одного предмета независимо от других.
Неслучайны поэтому сильные интегративные процессы, которые идут в содержании образования. В начальной школе все популярнее становятся смешанные уроки, в которых органически соединяется материал всех или почти всех учебных предметов. В средних и старших классах набирают популярность уроки не по предметам, а по проблемам. Так, в нашей школе сложились своеобразные учительские ансамбли, в которые входят преподаватели нескольких предметов.
Валентина Васильевна Федотова – биолог, ее подруга в школе Наталья Ивановна Кукленко – преподаватель физики. Они вдвоем разработали серию уроков в восьмых классах по проблеме «Физика и живая природа». Темы этих уроков, как правило, рождаются в походах и экскурсиях, до которых подруги большие охотницы. Наблюдения за поведением зверей и птиц, раздумья над интересными природными явлениями соединяют в сознании ребят материал не только физики и биологии, но и астрономии, литературы, физической географии. Вернувшись в школу, учителя со своими восьмиклассниками готовят урок. Методом групповой работы школьники исследуют проблемы «Архимедова сила и атмосферное давление», «Электризация тел», «Гравитация и механическое движение», «Ориентация животных в пространстве», «Тепловые явления в природе».
Большой интерес в школе вызвал урок по теме «Экологический прогноз Земли». Он объединил усилия трех учителей: Кузнецовой Светланы Владимировны (экономическая география), Федотовой Валентины Васильевны (биология) и Крепких Ольги Вячеславовны (математика и информатика).
Урок, конечно, был посвящен природе как среде обитания человека. Разумеется, речь шла и о рациональном использовании и воспроизводстве природных ресурсов, и о природоохранном законодательстве. Охрана природы рассматривалась как глобальная проблема человечества. Магистральной идеей урока явилась мысль о всеобщей взаимосвязи всего живого на Земле. Известный английский натуралист Дж.Дарелл сравнил наш мир с паутиной: он <так же сложен и так же уязвим, как паутина. Коснитесь одной паутинки, и дрогнут все остальные». Воздействуя и изменяя один из компонентов природы, человек тем самым изменяет весь природный комплекс в целом.
Далее на уроке приводились примеры разнообразного влияния человека на природу, учащимся предлагалось произвести математические расчеты последствий этих влияний, рассчитать, сколько времени есть у человечества, чтобы исправить их после неразумного действия. С этой целью учитель математики показал роль прикладной математики, дал формулы расчета. Ребята узнали, что можно построить математическую модель развития природы.
Затем, разбившись на бригады, каждая из которых получила свое задание, они принялись за прогнозирование. Например, такое: «3а последние 100 лет в результате деятельности человека в атмосферу поступило 360 миллиардов тонн СО2, что привело к увеличению содержания СО2 в атмосфере на 13%. Подсчитайте, на сколько увеличится содержание СО2 в атмосфере к 2000 году? К чему это может привести? Какие меры надо принять, чтобы избежать тяжелых последствий?»
«Человек потребляет в основном речную воду, объем которой в руслах рек составляет всего лишь 12000 км3 + 1840 км3 стока, зарегулированного озерами и водохранилищами. Количество сточных вод немногим более 450 км3 в год. Сточная вода, сбрасываемая в реки и водоемы, портит в 15 раз больший объем чистой естественной воды. Сколько воды будет загрязнено в год?Какой процент вод от общего объема будет загрязнен? К чему это может привести? Предложите меры для улучшения данного положения».
Как видим, тревога за Землю не перерастала в панику,не создавалось впечатление состояния безысходности. Информация приводила к конструктивным предложениям, порождала активное отношение детей к нашему общему дому. Урок заканчивался принятием обращения к людям Земли.
Чем больше размышляем мы над судьбами нашей планеты, тем тверже верим в то, что многие вопросы будущего человечества решаются сегодня через школу. В этом смысле единство действий педагогов может спасти планету. Ведь воспитательный процесс отдельной страны есть часть глобальной, общепланетарной образовательно-воспитательной системы, элементы которой сегодня, как никогда, нуждаются в согласовании и интеграции. Ведь в воспитании детей всех стран и народов есть много общего. Надо лишь согласовать нищи цели и действия.
Мы не упускаем ни одной возможности встретиться с нашими коллегами ближнего и дальнего зарубежья, принять у себя детей и учителей и отправить своих учеников и педагогов в дальние края. Мы ведем активную переписку, участвуем в международных конференциях, следим за мировой педагогической литературой. Конечно, это нелегко, но выполнимо. Ведь сегодня много наших соотечественников «гуляет по свету»: как поется в песне, «люди посланы делами, люди едут за деньгами, уезжают от обиды, от тоски…» Среди них можно найти и «наших людей», носителей чисто педагогических функций, побудитьих работать на великое дело объединения педагогов всех стран.