Схема анализа педагогической ситуации
1. Описание конфликтной педагогической ситуации.
2. Интерпретация действий ученика (учеников).
3. Интерпретация действий учителя.
4. Оптимальный вариант выхода из ситуации (решения педагогической
задачи).
5. Стратегия дальнейшего взаимодействия учителя с классом, способствующая снижению подобных конфликтных ситуаций.
КОММЕНТАРИИ К ЗАДАНИЮ: Стремление учителя утвердить свою позицию и протест ученика против сложившегося типа отношений могут привести к конфликтной педагогической ситуации. Ученику трудно каждый день выполнять правила поведения в школе, требования учителей на уроках и на переменах, поэтому естественны нарушения общего порядка – ведь жизнь детей в школе не ограничивается учебой, возможны ссоры обиды, смены настроений и т.п.
Правильно реагируя на поведение ученика, учитель берет ситуацию под контроль и устанавливает порядок. Поспешность в оценках поступка часто приводит к ошибкам, вызывает возмущение ученика несправедливостью со стороны учителя, и тогда педагогическая ситуация переходит в конфликтную. Ученики не всегда могут открыто заявить о их позициях, отстаивать свою правоту, оценить ситуацию. Поэтому учителю необходимо проявлять инициативу в анализе своей позиции в конфликтных ситуациях, а не торопиться обвинять во всем учеников. Всякая ситуация в работе учителя при грамотном анализе может быть ценным источником для самопознания и самосовершенствования.
Типы потенциальных конфликтных педагогических ситуаций:
ситуации деятельности –возникают по поводу выполнения учеником
учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;
ситуацииповедения–возникают по поводу выполнения учеником
правил поведения в школе, чаще на уроках и вне школы;
ситуации отношений –возникают в сфере эмоционально-личностныхотношений учащихся и учителей, в сфере их общения и педагогической деятельности.
Ситуация деятельности может стать ситуацией поведения и отношений.
Разрешить ее значительно труднее.
Психологический анализ конкретной ситуации поможет осмыслить собственный опыт увидеть ошибки и просчеты в своем поведении и не повторять их, научиться принимать решения без лишних эмоций, уходя от
традиционных мер воздействия. Все это повышает свободу выбора учителя, его профессиональное самоуважение, способствует саморазвитию.
Пример выполнения анализа.
1.Учитель истории начинает вести урок в седьмом классе словами приветствия. В э момент один из учеников внезапно громко смеѐтся. Учитель подходит к этому ребѐнок забирает дневник, записывает туда замечание и кидает дневник обратно на парту, затем продолжает вести урок и до конца урока игнорирует данного ученика. Ученик же, когда ему записывают в дневник замечание, ложится на парту и начинает плакать. Класс сначала не обращает внимание на поведение одноклассника, ребята заняты своими делами, но, где мальчик громко всхлипывает, часть ребят начинает тихонько смеяться и переговариваться шепотом между собой. Весь урок ребѐнок «всхлипывает», а со звонком выбегает класса, хотя учитель класс не отпустил.
2. Мальчик, по-видимому, лидер в классе, решил в очередной раз доказать свою позицию унижая учителя. Можно сказать, что учитель ответил ему силой, как бы «принял бой», мальчик всѐ равно не остановился, пытаясь сорвать урок демонстративным плачем. А потом, всѐ-таки, добился своего, уйдя из класса по своему желанию.
3. Учитель не стал разбираться в мотивах школьника, сразу наказал его очень строго, затем ещѐ и игнорировал его, т.е. наказал практически дважды.
4. Необходимо было задать мальчику вопрос, что случилось, а затем предложить сделать выбор – либо работать с классом, соблюдая правила поведения, либо быть наказанным.
5. Если мальчик продолжит нарушать дисциплину, после уроков с ним необходимо побеседовать о причинах, побудивших его к такому поведению. Цель беседы - установление эмоционального контакта учителя и ученика, а также установление сотрудничества меж ними.
Задание по педагогике
I. Проанализируйте деятельность классного руководителя по организации воспитательной работы в классе с учетом корпоративной культуры (традиции, правила ведения, взаимоотношения учащихся и др.) и реализуйте одно из планируемых в питательных мероприятий и дайте его педагогический анализ.
Примерная схема психолого-педагогического анализа воспитательного мероприятия
1. Тема воспитательного мероприятия.
2 Класс. Возраст учащихся.
3. Цель и задачи воспитательного дела. Чем было вызвано проведение
данного в питательного мероприятия? Какие особенности ученического коллектива были учтены при его подготовке и проведении?
4. В какой степени школьники были информированы о воспитательном мероприятии? Как был учтен возраст учащихся? В чем выразилась их общая
и индивидуальная подготовка к нему?
5. Как было организовано начало воспитательного мероприятия, его основная задача и концовка? Охарактеризуйте в целом культурно-воспитательный (воспитатель: развивающий) эффект мероприятия. Дайте анализ конкретной обстановки. Как использованы наглядные средства и аудио, видеотехника?
6. Как можно охарактеризовать познавательную сферу деятельности учащихся, что нового узнали школьники в процессе проведения воспитательного мероприятия? Какие оценочные отношения были выработаны у школьников в ходе его? Как можно обозначить общую эмоциональную обстановку во время воспитательного мероприятия? Какие приемы и средства были использованы для успешного воспитательного воздействия на учащихся?
7. Охарактеризуйте степень внимания школьников к мероприятию, а также степень их участия в нем. Насколько учащиеся удовлетворены темой, а также содержат и формой проведения воспитательного мероприятия?
8. Дайте общую оценку воспитательного мероприятия. Укажите его находки и просчеты.
П. Составьте портфолио ученика(отдельно в файле):
Основной смысл портфолио - дать возможность каждому школьнику показать в на что он способен, создать для ученика «стимул роста». Портфолио ученика может быть составлено различными способами.
В портфолио документов войдут сертифицированные(документированные) индивидуальные образовательные достижения – документы об участии в олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях (грамоты, дипломы, сертификаты, свидетельства, вкладыш в аттестат и т.д.). Это даст возможность как количественной, так и качественной оценки материалов портфолио.
Портфолио работ – это собрание творческих,исследовательских ипроектных
бот ученика, описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности. Портфолио работ оформляется в виде творческой книжки с приложением самих работ: текстов, бумажных или электронных документов, видеозаписей и т.д.
Портфолио ученика предполагает качественную оценку по заданным
параметрам: полнота, разнообразие, убедительность материалов, ориентированность на выбранный профиль обучения, динамика учебной и
творческой активности, направленность интересов, характер предпрофильной подготовки).
Портфолио отзывов –это характеристики отношения школьника кразличным видам деятельности, представленные учителями, родителями, одноклассниками,
ботинками системы дополнительного образования, психологом и др., а также письменный анализ отношения самого школьника к своей деятельности и ее результата (тексты заключений, рецензий, отзывы, резюме, рекомендательные письма и прочее), планирование будущих образовательных этапов. Эта форма портфолио дало возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.
Комплексное портфолио конструируется на основе предложенныхварианты портфолио:
I. Портфолио, состоящее из трех разделов:
1 .Раздел документов;
2.Раздел работ;
3.Раз дел отзывов.
П. Портфолио, состоящее из двух разделов:
1 .Раздел документов и раздел работ;
2.Раздел документов и раздел отзывов.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ