Средства и методы жизнедеятельности этноса
– Каков фонд наследия данного этноса?
– На какие материальные и духовные продукты культуры предшествующих поколений или других этносов он опирается в исследуемый момент своей жизнедеятельности?
– Какие материально-технические средства использует данный этнос?
– Какими знаниями и навыками в различных областях жизни он владеет?
– Какую роль отводит образованию и воспитанию?
– Какие способы решения жизненно важных проблем предпочитает: мирные или военные, основанные на убеждении или на принуждении, компромиссе или конфронтации?
…………………………………………………………………………………….
Разумеется, данный перечень вопросов следует рассматривать как примерный и ориентироваться в каждом конкретном случае исключительно на особенности рассматриваемой этнической культуры.
Несмотря на то, что условия жизнедеятельности не входят в число элементов культуры, анализ культуры того или иного этноса требует, как правило, ответа на вопросы:
– Какие природные условия детерминируют характер его жизнедеятельности?
– Какие социальные отношения и институты создают необходимые предпосылки его собственной культуротворческой деятельности?
Методология исследования материальной
И духовной культуры этноса
Следует учесть специфику этнокультурологического подхода по сравнению с экономическим, историческим, социологическим или техническим.
Когда этнокультуролог изучает жилище или одежду, пищу или утварь, то его интересуют не технические, технологические или производственно-экономические особенности создания этих материальных продуктов, а образ мыслей, привычки, предпочтения, ценностные ориентации того, кто этим предметом пользовался. Этнокультуролог рассматривает каждую вещь как воплощение основных элементов культуры конкретного этноса:
– целей, которые этнос перед собой ставил, производя или приобретая данную вещь;
– знаний, которыми этнос обладал;
– норм, которыми этнос руководствовался;
– ценностных ориентаций, которые этнос воплощал;
– идеалов, к которым этнос стремился и т.д.
При таком подходе каждый продукт материального производства предстает как носитель социокультурной информации о специфическом способе освоения мира конкретным этносом. Это значит, что не сама по себе потребность в пище, а то, как именно эта потребность удовлетворяется, характеризует материальную культуру того или иного этноса: ненцев, ханты, чукчей или якутов.
Этнокультуролога интересует:
– какое место забота о хлебе насущном занимает в жизни данного этноса: готов ли он тратить значительную часть своей жизни на удовлетворение материальных потребностей или считает материальные заботы всего лишь неизбежным злом;
– каким образом этнос добывает средства к существованию: создает своим трудом, зарабатывает или присваивает себе продукты чужого труда;
– какие требования предъявляет к материальным условиям жизни: какой уровень комфорта предпочитает; идет ли речь просто о комфорте или о символах благосостояния и т.д.
Когда этнокультуролог изучает духовную культуру этноса, то его интересует:
– как именно выражает данный этнос свои преставления о смысле жизни, в чем именно этот смысл находит;
– существуют ли в этническом мировоззрении достаточно определенные представления об Истине, Добре и Красоте;
– стремится ли данный этнос к познанию мира, испытывает ли уважение к знающим людям, ценит ли эрудицию, начитанность, просвещенность;
– испытывает ли этнос потребность в эстетическом наслаждении и от чего именно его получает, каковы его эстетические вкусы и предпочтения, что именно в природе, обществе и самом человеке он считает прекрасным;
– обладает ли данный этнос способностью к нравственной регуляции, следует ли нравственным нормам по убеждению или по принуждению, какие нравственные нормы считает абсолютными, какие грехи и проступки – простительными и т.п.
На вопрос: «По каким материальным носителям и формам опредмечивания можно судить о духовной культуре этноса?» - можно ответить: «Все материальные и идеальные продукты и формы устойчивого поведения выступают как носители информации о культуре данного этноса».
Раскрывая содержание этих носителей, мы узнаем об основных особенностях культуры этноса, а, узнав эти особенности, – можем раскрыть содержание любого материального и духовного продукта, созданного или принадлежащего данному этносу, или понять причины и содержание его поступков в той или иной ситуации.
Сложность изучения духовной культуры состоит в том, что мы не можем непосредственно, с помощью органов чувств воспринимать идеи, смыслы, цели и любые иные идеальные феномены.
О духовной культуре мы можем судить лишь по материальным носителям и по формам материального воплощения духовного содержания в поступках и результатах деятельности того или иного этноса.
Материальные носители духовного содержания – это языковые тексты, зафиксированные на различных материалах (глиняная табличка, береста, бумага, дискета, кассета и т.п.).
Изучая духовную культуру этноса, необходимо выделить те произведения присущего ему духовного производства: фольклор, произведения художественной литературы, научные сочинения, философские и богословские трактаты, политические программы и т.п., – в которых прямо говорится о присущих данному этносу ценностных ориентациях, идеалах и формах их воплощения. Иными словами – о том, что именно данный этнос считает истинным, добрым и прекрасным, в чем видит идеальное воплощение ценностей, к чему стремится, во что верит, на что надеется и т.д.
Однако не стоит забывать, что изучение того, как именно данный этнос добывает средства к существованию и какое место в своей жизни отводит удовлетворению материальных потребностей, может рассказать о духовной культуре этого этноса ничуть не меньше, нежели изучение того, что говорят или пишут представители данного этноса по поводу смысла жизни и ценностей культуры.
Необходимо найти эмпирический материал, свидетельствующий о степени воплощения в реальных делах, поступках, обычаях, нормах, господствующих нравах словесно выраженных представлений об истинном, добром и прекрасном. Весьма полезными окажутся в этом поиске сведения о политических событиях, экономические сводки, данные статистики и социологических опросов – все то, что позволяет понять, совпадают ли слова и дела изучаемого субъекта культуры, т.е. того или иного конкретного этноса.
К числу наиболее информативных и доступных для изучения материальных воплощений духовного содержания относятся привычные формы поведения (нравы), произведения искусства, ритуалы, праздники.
Наконец, необходимо помнить, что одни и те же материальные и духовные продукты несут в себе различное социокультурного содержание.
Например, русская классическая литература может рассматриваться:
1) как идеальный продукт духовного производства, зафиксированный на материальных носителях;
2) как идеальный продукт художественной деятельности отдельных писателей, в котором воплощены особенности их культуры;
3) как условие и средство формирования новых субъектов культуры;
4) как элемент духовной культуры отдельных субъектов, которые превратили процесс чтения, изучения, понимания, осмысления произведений, входящих в русскую классическую литературу, в источник собственного смыслотворчества, вдохновения и эстетического наслаждения.