Применение общих принципов культурологического анализа
В области этнокультурологии
В этнокультурологическом исследовании культура предстает не как мир готовых материальных и духовных продуктов, социальных институтов, ролей или отношений, а как форма деятельности конкретного субъекта – этноса.
То, что составляет специфику предметной области культурологии и ее составной части - этнокультурологии, выходит за пределы готовых, овеществленных форм человеческой деятельности. Культура этноса как реальный способ его жизнедеятельности не существует вне этноса. Поэтому там и тогда, где и когда предметом исследования выступают готовые, овеществленные, автономные по отношению к бытию этноса результаты, условия, предпосылки, социальные институты, отношения и любые иные факторы его реальной жизнедеятельности, потребность в этнокультурологическом анализе не возникает. Многообразные материальные и духовные продукты жизнедеятельности этноса изучают другие науки: этнография, история, лингвистика, фольклористика и т.д.
Этнокультурологический анализ всегда является дифференцирующим.
Понятие «культура» специально вводится в познание, наряду с понятием «общество», для отражения отличительных особенностей той деятельности, посредством которой различные субъекты осваивают окружающий мир и осуществляют свое собственное развитие.
Этнокультуролог пытается выявить, понять, объяснить, истолковать то, что отличает этносы как субъекты культуротворческой деятельности друг от друга.
Этнокультурологу важно понять особенности жизнедеятельности различных этносов; выяснить, чем именно способы освоения мира, присущие этносам, отличаются друг от друга и отличают этносы от всех иных субъектов культуры: отдельных индивидов, социальных групп или сообществ.
3. Любые продукты культуры выступают для этнокультуролога как знаки и символы, несущие информацию о специфических особенностях «живой», здесь и сейчас (или там и тогда) разворачивающейся (или разворачивавшейся) деятельности конкретного этноса.
Любой результат человеческой деятельности становится объектом этнокультурологического анализа только в той мере, в какой позволяет выявить, обнаружить, продемонстрировать отличительные черты той культуры, продуктом которой он является.
Этнокультурология не подменяет собою другие науки и исследует не сами по себе социальные институты или продукты деятельности этноса, а исключительно – специфику жизнедеятельности этноса как субъекта культуры, проявляющуюся в особенностях этих любых социальных институтов и продуктов его деятельности.
Этнокультуролог всегда помнит, что вне реальной жизнедеятельности этноса существуют лишь опредмеченные, объективированные результаты его деятельности. Эти результаты являются необходимыми условиями и предпосылками осуществления культуротворческой деятельности каждого последующего поколения представителей данного этноса, но не самой деятельностью как таковой.
Этнокультуролога интересует не бытие вещей и идей, а бытие и деятельность конкретной общности людей в конкретных исторических обстоятельствах.
Любые социальные роли или институты, такие как государство, наука, религия, искусство и т.д., становятся объектом этнокультурологического анализа лишь тогда, когда возникает проблема выявления различий в деятельности конкретных этносов, осуществляющих реальную политическую, научную, религиозную или художественную деятельность в реальных исторических условиях.
То, чтó описывает этнокультуролог, можно назвать «социальностью изнутри», с точки зрения мотивов и манеры исполнения социальных ролей реальными этносами.
Этнокультуролог изучает:
– не содержание и функции той или иной социальной роли: ученого, учителя, политика или земледельца, – а сам процесс исполнения этой роли представителями конкретных этносов в конкретном обществе;
– не структуру и функции социальных институтов: государства, науки, искусства или семьи, – а тот смысл, который придает этим институтам конкретный этнос;
– не продукты культуры сами по себе, а воплощенный в этих продуктах способ материального и духовного освоения мира их создателей – конкретных этносов.
Исследуя своеобразие каждой этнической культуры, этнокультуролог исходит из принципа целостности культуры, рассматривает ее в единстве и взаимосвязи всех компонентов: мировоззренческих представлений, целей, смыслов, ценностных ориентаций, норм, идеалов, средств, методов и т.п.
Практическое руководство принципом целостности культуры означает, что:
· выяснение особенностей той или иной этнической культуры не должно превращаться в элементарное перечисление ее уникальных черт, лишенное понимания взаимосвязей, смысла и значения этих черт в целостном единстве культуры;
· без знания особенностей этнической культуры как целостного единства, невозможно понять смысл отдельных продуктов этой культуры;
· каждый продукт этнической культуры говорит с нами на языке своей культуры, но для того, чтобы понять смысл сообщения, нам необходимо знать язык, на котором оно зафиксировано;
· своеобразие этнической культуры во всех ее специфических особенностях может быть выявлено в любом продукте деятельности этноса только в том случае, когда этническая культура понята в своей целостной сущности.
v Например, русскую культуру как целостное явление характеризуют мировоззренческие представления русских о мире и самих себе, цели, которые русские перед собой ставили и ставят, ценностные ориентации, которых русские придерживались и придерживаются, идеалы, к которым русские стремились и стремятся, нормы, которыми русские руководствовались и руководствуются. Отражение целостной системы этих компонентов культуры мы найдем в любом феномене экономической, политической, идеологической, познавательной, художественной, религиозной и любой иной деятельности, осуществлявшейся и осуществляющейся русскими. Что бы ни совершали русские, в каком бы количестве деятельностей себя ни проявляли, они остаются все тем же этносом. И русская культура характеризует присущий только русским способ осуществления любого вида деятельности и принципы взаимосвязи всех видов и типов деятельности, которые русские осуществляют.