Функции социальных конфликтов

Позитивные

· Информирование о наличии социальной напряженности

· Стимулирование социальных изменений

· Снятие социальной напряженности

Негативные

· Создание стрессовых ситуаций

· Дезорганизация социальной жизни

· Разрушение социальной системы

Причины социальных конфликтов

· внешние и внутренние,

· всеобщие и единичные,

· материальные и идеальные,

· объективные и субъ­ективные и т. д.

Причина конфликта связана с потреб­ностями конфликтующих сторон. Можно выделить сле­дующие причины социальных конфликтов.

Стадии социального конфликта

· Предконфликтная — конфликтная ситуация. Стороны осознают существующее эмоциональное напряжение, стре­мятся преодолеть его, осознать причины конфликта, оцени­вают свои возможности; выбор способа воздействия на про­тивника

· Непосредственно конфликт — недоверие и отсутствие уважения к противнику; согласие невозможно.Наличие инцидента (или повода), т. е. социальных действий, направ­ленных на изменение поведения соперников. Их открытые и скрытые действия

· Разрешение конфликта— завершение инцидента, устране­ние причин конфликта

Виды социальных конфликтов

· По длительности – долгосрочные; кратко­срочные; разовые; затяж­ные; повторяющиеся.

· По объему – глобальные; национальные; локальные; региональные; групповые; личные

· По источнику возникнове­ния – объективные; субъектив­ные; ложные

· По используемым средствам – насильственные; ненасиль­ственные

· По форме – внутренние; внешние

· По влиянию на ход развития общества – прогрессивные; регрессивные

· По характеру развития – преднамеренные; спон­танные

· По сферам общественной жизни - экономические (производс­твенные); политические; этнические; семейно-бытовые

· По типу отношений – внутри- и межсистемный (индивиду­ально-психологический) уровни; внутри- и межгрупповой (социально-психологический) уровни; внутринациональный и международ­ный (социальный) уровни

13. Способы решения социальных конфликтов:

— компромисс (лат. compromissum) — решение про­блемы через взаимные уступки сторон;

— переговоры — мирная беседа обеих сторон по ре­шению проблемы;

— посредничество — использование третьей сто­роны в заочном решении проблемы;

— арбитраж (фр. arbitrage — третейский суд) — об­ращение к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы;

— применение силы, власти, закона — односторон­нее использование власти или силы той стороной, ко­торая считает себя сильнее.

Возможные пути выхода из конфликтов следующие.

14. Пути выхода из социальных конфликтов

· Реставрация – возвращение обще­ства к доконфликтному состоянию: к прежним формам социальной жизни, социальным инсти­тутам, которые продолжают су­ществовать с уче­том новой ситуа­ции.

· Невмешательство (выжидание) – надежда на то, что «все само собой образуется». Это путь затягивания и проволочек реформ, топтания на месте. В от­крытом обществе, если противостояние не гро­зит всеобщим крахом, данный путь при опре­деленных условиях мо­жет быть плодотворным

· Обновление – активный выход из конфликта путем отбра­сывания, от­каза от ста­рого, разви­тия нового

Пути выхода из него должны соответствовать сложившейся конкретной ситуации.

Общая стратегия выхода из социального конфликта должна заключаться в совмещении этих трех путей.

15. Усло­вия успешного разрешения соци­альных конфликтов.

· Своевременный и точ­ный диагноз причин конфликта

· Обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе признания интересов про­тивоположной стороны.

16. Рекоменда­ции для ускорения разрешения конфликта:

· Во время переговоров приоритет должен отда­ваться обсуждению содержательных вопросов.

· Конфликтующие стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности.

· Участники конфликта должны демонстрировать взаимное уважение друг к другу.

· Все конфликтующие стороны должны проявлять склонность к компромиссу.

Виды социальных норм

1. Социальная норма— установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.

Признаки социальных норм

· Не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени.

· Направлены на регули­рование обществен­ных отношений

· Возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей

· Возникают в процессе исторического разви­тия

· Их содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации об­щества

Наши рекомендации